20:00 12.03.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
Журова: Основная проблема сельской школы – малокомплектность
12 марта в Государственной Думе состоялись парламентские слушания «Обеспечение конституционных гарантий получения общего образования в сельской местности». Провела слушания и приветствовала собравшихся заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова:
- Сегодня на государственном уровне есть понимание того, что обеспечение свободы доступа к образованию не ограничивается только реализацией права наших граждан на свободное получение образования. То есть, просто создание сети образовательных учреждений, результатом обучения в которых является лишь получение документа об их окончании, не может являться целью образовательной политики России.
Ведь, новое качество образования, соответствующее требованиям времени, невозможно без нового качества организации всей системы образования.
Но в спорах о судьбах российского образования в целом, обсуждая всевозможные концепции и программы, мы не должны забывать, что две трети российских школ расположены в сельской местности. Необходимо постоянно акцентировать внимание на их проблемах, соизмеряя наши реформаторские замыслы с их возможностями. Ведь, речь идет о том, чтобы в течение первого десятилетия нового века создать на селе добротные учебные заведения. И наконец-то ликвидировать зияющий разрыв между уровнем подготовки городских и сельских школьников.
Причины этого разрыва нам хорошо известны - низкая доступность качественного образования; слабое развитие современных коммуникаций и транспортной инфраструктуры; устаревшая материально-техническая база; недостаточное кадровое обеспечение, недостаточный уровень финансовой обеспеченности. А вот относительно путей решения проблем получения качественного образования сельскими школьниками много еще неясностей.
Идти ли нам дорогой реструктуризации, то есть через уменьшение числа сельских школ путем создания более крупных образовательных центров и обеспечения доставки к ним учащихся.
Или же искать альтернативные способы решения проблем сельского образования: введение института земского учителя широкого профиля, модели "выездной учитель", создании социокультурных комплексов (включающих в себя библиотеку, школу, детский сад, оснащенный компьютером, подключенным к сети Интернет).
Сегодня еще нет четкой стратегии реструктуризации сети сельских школ. Идет поиск. В ряде регионов (Карелия, Татарстан, Ярославская область и др.) уже давно проводится эксперимент, где отрабатываются различные ее модели. Но вопросов пока еще больше, чем ответов. Ведь, процесс реструктуризации школ каждой территории – это совместный результат работы муниципальных администраций, органов управления образованием, педагогических коллективов и всего местного сообщества. И он реализуется, если очевидны его социальная эффективность и целесообразность, с учётом потребностей и возможностей конкретной территории.
Сегодня сельские школы переживают серьезные трудности. Самая острая проблема - малокомплектность.
Низка их информационная насыщенность. Тревожит качество знаний и общее развитие сельских детей, низкий образовательный и культурный уровень семей. Не решена проблема профессиональной подготовки и материально-правового положения сельского учителя. Отсутствует специальная литература, не хватает научно-методических рекомендаций по управлению малокомплектной начальной школой.
Многое здесь зависит от подготовленных и квалифицированных кадров. Поэтому большое внимание необходимо уделять повышения их квалификации с использованием различных форм. Это и научно-практические конференции, семинары, обмен опытом, распространение методической литературы.
Еще возможные способы решения проблем - создание базовых сельских школ и транспортных схем доставки учащихся; внедрение передвижных учебных лабораторий; создание новых моделей образовательных и социокультурных комплексов; интеграция и кооперация образовательных учреждений разных ступеней и дополнительного образования; внедрение дистанционных методов бучения; сетевая организация образовательного процесса.
Необходимо создавать районные информационные Центры. Которые будут осуществлять информационно-справочную и издательскую деятельность, информационную поддержку экспериментальной работы, организуют дистанционное обучение сельских школьников, систему педагогического мониторинга, участвовать в создании районной медиатеки, занимается обучением педагогических кадров IT-технологиям и обслуживанием компьютерных классов.
К вопросу реструктуризации надо подходить осторожно и бережно. Это сложная проблема, имеющая даже не столько педагогический, сколько социально-экономический и политический характер.
Думаю, что сегодня на наших парламентских слушаниях мы сможем выйти на новый уровень конструктивного диалога по вопросам конституционного обеспечения гарантий получения нашими гражданами общего образования в сельской местности. Ведь, среди нас нет людей, которые, по некоторым утверждениям, желают массового вымирания деревень, еще большего разрыва социальных связей и обеднения культурного уровня нашего народа.
Источник: Единая россия (Регионы)
Обсудить новость на Форуме