18:00 27.02.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
Владимир Плигин: У партий появляется стимул бороться за представительство в законодательных органах госвласти в субъектах РФ
Глава государства вносит в Госдуму законопроект, призванный упростить основания для регистрации списков кандидатов, выдвигаемых партиями на выборах.
Документ предусматривает поэтапное сокращение требуемых подписей избирателей. Таким образом, для участия в выборах депутатов Госдумы шестого созыва нужно будет собрать не 200, а 150 тысяч подписей. А в последующие избирательные компании – не менее 120 тысяч. При этом на один регион должно приходиться не более 5 тысяч подписей ( в настоящее время – не более 10 тысяч). Подписи избирателей нужно собрать не менее, чем в половине субъектов РФ.
Партии же, списки которых допущены к распределению депутатских мандатов в действующих законодательных органах не менее чем в одной трети субъектов, освобождаются от обязательного сбора подписей.
«Как известно, процедура сбора подписей, которая необходима для регистрации федерального списка кандидатов в депутаты на выборах в Государственную думу неоднократно подвергалась критике со стороны представителей различных партий, - пояснил председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. - Указывалось на сложность самой процедуры сбора и процедуры проверки подписей. Это стало основанием предложения, сделанного Президентом в послании Федеральному собранию РФ, о поэтапном снижении количества подписей избирателей, собираемых для участия в выборах в Государственную Думу».
В развитие этого предложения Президент внес в Госдуму законопроект, который касается сокращения количества подписей избирателей в поддержку федеральных списков кандидатов на думские выборы и уточнения оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, уточнил парламентарий.
«После снижения количества необходимых подписей на выборах депутатов шестого созыва до 150 тыс., а в следующие созывы до 120 тыс., реально упростится процедура поддержки списков и снимутся определённые бюрократические барьеры и вопросы», - считает Плигин.
Далее, подчеркнул он, все будет зависеть от того, какими организаторскими способностями будут обладать представители партий, и насколько они смогут обеспечить, чтобы не было традиционных, к сожалению, подделок, когда различные варианты подписей выполняются одними и теми же людьми, что легко может обнаружить любой эксперт-почерковед.
«Кроме того, в случае принятия закона, у политических партий появляется дополнительный стимул бороться за представительство в законодательных органах госвласти в субъектах РФ, т.к. если партии будут представлены не менее чем в одной трети части субъектов, собирать подписи не будет необходимости», - полагает Председатель Комитета.
«Несомненно, что эти предложения направлены на либерализацию действующего избирательного законодательства, - отметил Плигин. - Думаю, что данные предложения будут позитивно встречены представителями думских фракций и другими потенциальными участниками избирательного процесса.»
Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Алексей Александров в свою очередь заметил, что этот законопроект «предлагается в целях упрощения порядка избрания депутатов государственной думы, упрощения избирательного законодательства». По его мнению, это даст возможность «малым» партиям иметь свой голос не только и не столько при голосовании, сколько при комментарии закона. «Участие в Госдуме депутатов с другой точкой зрения украсит полифонию российского парламентаризма и может громко прозвучать в демократическом парламентском оркестре. Это как раз тот случай, когда и один в поле воин», - заключил сенатор.
«Предлагаемые поправки – это своеобразный «зеленый свет» для палых партий, особенно для тех, кто успешно участвует в региональных выборах, - отметил Руководитель межкомиссионной рабочей группы по экспертной деятельности Общественной палаты России Владислав Гриб. - Теперь, по сути, можно стать федеральной партией, то есть выдвигать кандидатов на всех уровнях без сбора подписей, включая кандидатов в Президенты Российской Федерации, тем, кто успешно проводит региональные избирательные кампании или имеет потенциал для этого».
По его словам, это, безусловно, это повысит политическую конкуренцию на региональном уровне. А снижение количества подписей, необходимых для регистрации списков кандидатов депутатов Государственной Думы, уверен Гриб, практически ликвидирует своеобразный камень преткновения, на который натыкались многие небольшие политические партии.
«В перспективе это будет способствовать увеличению политической мозаики, как в региональных парламентах, так и в Государственной Думе», - подчеркнул он.
Необходимость этой инициативы подтвердил и сопредседатель партии «Правое дело» Георгий Бовт.
Любой проект, предусматривающий облегчение как самой процедуры сбора подписей, так и сокращения общего числа требуемых подписей, можно только приветствовать, отметил он.
«После отмены залога при регистрации кандидатов на выборах – это вполне логичный шаг. Он, в принципе, направлен на уточнение демократических процедур и некоторое усиление возможностей как «малых партий», так и «новичков» политической жизни для вхождения в эту самую жизнь», - считает Бовт.
Если заработает сам принцип «чем ниже барьер вхождения в те или иные выборные органы – тем лучше», то представительство разных общественных групп и интересов будет расти, убежден сопредседатель партии «Правое дело».
Еще более важно, по его мнению, что увеличиваются возможности участия в политических кампаниях для кандидатов партий, имеющих представительство хотя бы в трети регионов. «На практике, это может способствовать укреплению институтов партий на местах, - подчеркнул Бовт. - Партии тем самым – как институт – еще скорее превратятся в один из важных «крепежных инструментов» местной общественно-политической жизни, будут способствовать ее конструктивной самоорганизации».
Совсем освободить от необходимости сбора подписей всех, кто вздумает участвовать в выборах, было бы неверно, заметил он. В той или иной форме подобные барьеры существуют во всех странах развитой демократии. А вот над чем сейчас, действительно, стоит подумать, так это над тем, как максимально исключить возможности для злоупотреблений во время проверки подписей, считает сопредседатель партии «Правое дело»: «Ведь не секрет, что на местах подчас используют самые анекдотичные придирки для того, чтобы признать «недействительными» подписи в пользу неугодного властям кандидата. Подчас подписи портятся самими проверяющими умышленно». Он посоветовал законодателям обратить на это внимание и разработать механизм снижения «коррупционной емкости» проверочных процедур на следующих этапах совершенствования демократических процедур в нашей стране.
Источник: Единая Россия (Повестка дня)
Обсудить новость на Форуме