14:45 12.02.2010 | Все новости раздела "Единая Россия"

Владимир Плигин: О роли личности в истории

В России все больше чем …. И история так же. Прошедшее через века дотягивается до нас и часто разрушает современное, причем, иногда кроваво. Когда начинаешь говорить об истории только что завершившегося, прожитого еще многими, слава богу, не ушедшими от нас людьми, болезненность неправильной оценки приобретает дополнительный характер. Главное помнить, что это наша история и ее не стоит никому отдавать и кому-то что-то доказывать, мы способны сами понять нашу историю, дать ей оценку и в этой оценке согласиться. История не должна стать полем непримиримой борьбы, она предмет нашей гордости и боли, а не основания для постоянного самоунижения, отмечает в пятницу, 12 февраля, в своей статье для ER.RU глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.

Одним из таких вопросов, который постоянно будоражит сознание, является вопрос о роли личности Сталина в нашей истории. Любой более или менее образованный человек постоянно спотыкается об этот вопрос. Преобразования, которые произошли в стране за время правления И.В. Сталина, по-видимому, никогда с точки зрения скорости прохождения и масштабности повторены быть не могут. Победа в Великой Отечественной войне также связана с этим именем. Политический гений И.В.Сталина признавался многими великими его современниками, которых было сложно заподозрить в любви к нему. Но, есть и другая точка зрения.

Главный критерий – это человек, что произошло с обществом в период сталинизма. При определении роли Сталина в истории самым бессмысленным (как не кощунственно это звучит) будет считать жертвы. Сколько людей было невиновно расстреляны? Кто сегодня может определить объективную степень виновности? Ведь каждая жизнь бесценна. Сотни тысяч, если не миллионы, был расстреляны, умерли голодной смертью, были отправлены в лагеря и на стройки. Но самое главное - страх, который выращивался гигантским аппаратом насилия.

Миллионы людей убивали миллионы других, таких же, как они сами, людей. И всех объединяло чувство страха, который был топливом для этой бездушной машины, топливом, которое люди добывали внутри себя.

Ради блага кого? Ради светлого будущего? Какого светлого будущего? Где оно, это светлое настоящее? Миллионы безвинных людей, которые хотели и могли жить, были погублены только потому, что варвары, захватившие страну в 1917 году, решили лишить нацию истории.

Трагедия двадцатого века, произошедшая с нашим народом, с исторической точки зрения для нас беспрецедентна. Мерой Сталину, как и любому главе любого государства, может быть только то, что произошло с народом, с людьми. Поскольку благосостояние человека и есть конечная цель цивилизованного государства, цель ради которой, собственно, это государство и создано людьми, этой «налогооблагаемой базой». Можно ли в этой связи говорить, на фоне миллионов жертв Советской власти, о том, что народ и страна были спасены Сталиным во время войны и после войны. Правда ли это? Да, это ТОЖЕ правда.

Сегодня мы говорим о конкурентном человеке, точнее о возрождении его как такового. Но если осознавать, что основную часть предыдущего века конкурентность нашей страны базировалась на конкурентности через страх и принуждение, что модернизация строилась на костях людей, а за обладание собственным мнением можно было лишиться свободы и даже жизни, то вполне логичным выглядит стремление возрождать конкурентность принципиально по-новому. К тому же, необходимая на современном этапе стране модернизация, очевидно, не может быть реализована через страх и принуждение. В крайнем случае, известные советские принципы работы могут позволить нам организовать вялую имитацию модернизации. Эта имитация не будет иметь успеха, поскольку, опираясь на свой исторический опыт, мы знаем, что даже советская модернизация, замешанная на страхе, партийной дисциплине, местами на энтузиазме и искренней вере в светлое будущее, местами на равнодушии, с использованием труда профессионалов и статьи уголовного кодекса за тунеядство, в итоге оказалась несостоятельна в условиях современной экономики.

Нужно понимать, что за свою историю – историю двадцатого века ответственны мы сами, мы не нашли в себе силы, когда нужно противостоять, когда нужно побеждать. Но это не умаляет того, что в двадцатом веке наши предки и современники совершили грандиознейшие подвиги: военные и трудовые. Правда, стоит понять и то, что никто не скажет и не должен говорить нам за это спасибо – нам не нужно стороннее поощрение, у нас хватит мудрости и достоинства самим понять себя и сказать себе спасибо и найти силы сохранить и продолжить собственную историю, восстанавливая принципы уважения к человеку, его правам и свободам, гуманизму. Мы способны понять и выучить свои исторические ошибки и провести модернизацию страны демократическим путем.

Источник: Единая Россия (Повестка дня)

  Обсудить новость на Форуме