15:32 25.02.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

Валерий Драганов: "На выходе" из кризиса выживут сильнейшие компании

В рамках "правительственного часа" в Госдуме на тему "О состоянии промышленного комплекса Российской Федерации в условиях мирового финансово-экономического кризиса и мерах по развитию высокотехнологичных отраслей российской промышленности" выступил первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов:

- Мировой финансово-экономический кризис, с точки зрения технологического развития, - период перехода к новому качеству мировой экономики. "На выходе" из него выживут сильнейшие компании, и поэтому российская промышленность окажется в новых условиях - условиях гораздо более жесткой конкуренции идей и инноваций.

Приходится констатировать, что в последние, "предкризисные" годы, российская экономика не сумела перейти на путь несырьевого развития. Сделано немало, но большая часть крупных инновационных проектов - пока еще в "стартовой позиции".

Антикризисные меры должны не просто уменьшить масштаб потерь, но и обеспечить сохранение основного вектора развития - курса на инновационную экономику. Государственная Дума передала Правительству значительные полномочия по оперативному управлению экономическим развитием, и мы рассчитываем на особое внимание к высокотехнологичным секторам. Мы также считаем необходимым увязать меры поддержки системообразующих предприятий с повышением эффективности их деятельности - и в части "инновационной активизации", и в части снижения ресурсо- и энергоёмкости производства.

В условиях ожидаемого сокращения государственных доходов нужно особенно внимательно отнестись к их инвестиционной составляющей. Проекты, направленные на развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, должны остаться безусловным приоритетом бюджетного финансирования. При этом экономия средств, получаемая вследствие снижения стоимости строительства, может быть направлена на замещение внебюджетной части ФЦП инновационного характера - с которой могут быть серьезные проблемы в нынешних экономических условиях.

Мы подошли к кризису и с серьезными проблемами в системе государственного оборонного заказа. Парадоксальная ситуация: для многих промышленных предприятий участие в его выполнении убыточно. Плюс к этому "горы отчетности": до нескольких тысяч документов по одному изделию. Этого нельзя было терпеть и до кризиса, это тем более недопустимо сейчас: система гособоронзаказа нуждается в существенных корректировках. Суммы средств, выделяемых на перевооружение армии, год от года растут, но надо поработать и над повышением эффективности их использования.

О государственных корпорациях, руководители которых сегодня в нашем зале. Понятно, что они сейчас в "стартовой фазе", и мы с пониманием относимся к их проблемам с передачей имущественных взносов государства, вопросам их налогообложения и формирования систем управления. Понятно и то, что изначально они находятся в разных условиях: если "Роснанотеху" были переданы "живые деньги" из бюджета, то "Ростехнологии" получили достаточно проблемные активы: непрозрачные, обремененные долгами, многие - с остановленным производством. Это - большая ответственность и большой риск.

Вместе с тем, считаем принципиально важным следующее.

1. Оценка работы государственных корпораций будет производиться не с точки зрения "освоения" передаваемых средств и имущества, а с точки зрения достижения их целевых показателей. Мы ждем существенного роста числа конкретных проектов.

2. Учитывая непростую ситуацию с доходной частью федерального бюджета, средства, которые некоторые госкорпорации не в состоянии эффективно использовать в своих уставных целях, должны направляться не на банковские депозиты, а возвращаться в бюджет.

3. Работа госкорпораций не должна давать негативный эффект для развития конкурентной среды. В том случае, когда объективно необходима консолидация усилий на "прорывных" направлениях - необходима инновационная, творческая конкуренция между предприятиями в рамках одной корпорации.

4. Нормой работы госкорпораций должна стать поддержка малого и среднего бизнеса. Напомню, в странах, опережающих Россию по инновационной активности, малые и средние предприятия играют огромную роль в высокотехнологичных "производственных цепочках". Уже в самое ближайшее время вас ждет закон, обеспечивающий доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к заказам госкорпораций. Но этого мало: нужно активно "встраивать" эти организации в производственный цикл, а порою - даже "выращивать" их.

Последнее по "списку", но основное по значимости. Решить проблемы "разрыва" между промышленностью и наукой, между "реальным сектором" и образовательной системой, между задачами инновационного развития и внешнеэкономическим регулированием невозможно без формирования системной промышленной политики. Нам нужен базовый закон в этой сфере. Сегодня у нас нет даже определений, что такое "промышленность" и "отрасль", нет понятной систематизации мер промышленной политики, нет даже внятной и однозначной статистики. Депутаты работают над таким законопроектом, и нам наконец удалось найти взаимопонимание с профильным Министерством.

Важно и то, что этот закон видится как один из ключевых звеньев в цепочке мер по поддержке российского экспорта, в первую очередь – высокотехнологической промышленной продукции.

Уважаемый Анатолий Борисович! Когда-то Вы говорили о том, что денег на промышленную политику не было. Потом они появились. Увы, пока мы доказывали необходимость такого законопроекта, их снова не стало. Но это отнюдь не свидетельствует о ненужности промышленной политики как таковой. Напротив, мы обязаны работать над этим сейчас.

Фракция «Единая Россия», профильные комитеты Государственной Думы, намерены повысить контроль за реализацией государственной политики в области высокотехнологичных отраслей промышленности и инноваций, в том числе, в части деятельности государственных корпораций. Уверен, что от субъектов законодательной инициативы будут поступать все новые и новые законопроекты в этой сфере.

Источник: Единая Россия (Повестка дня)

  Обсудить новость на Форуме