11:00 18.03.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

Валерий Драганов: На автопром уже сейчас приходится "львиная доля" государственной поддержки промышленности

Сложно найти отрасль, менее обделенную вниманием государства, чем автопром. Это - не только российская особенность; особый акцент на автопроме характерен для всех индустриально развитых стран. О цене государственной поддержки рассказал в комментарии ER.RU первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов (фракция «Единой России»):

- Тяжелая ситуация, в которой оказалась отрасль, известна — это и сокращение инвестиционного спроса, и резкое ухудшение ситуации с доступностью кредитов как для самих производителей, так и для дилеров и конечных потребителей. Итог - резкое падение спроса. В 2009 году российский автомобильный рынок может сократится не менее чем на треть.

В силу этих причин на автопром уже сейчас приходится "львиная доля" государственной поддержки промышленности.

Прежде всего, государство пошло на крайне непопулярную меру - повышение ввозных пошлин. Политическая "цена вопроса" оказалась очень высокой: массовые акции протеста "прокатились" по всему Приморскому краю, а их лозунги были активно взяты на вооружение, в том числе - и нашими оппонентами в парламенте. Партии "Единая Россия" пришлось "выходить на улицы", чтобы доказывать необходимость этой меры.

Причина столь внимательного отношения к отрасли - и в "интегративном" характере отрасли, "завершающей" многие "производственные цепочки", и в большом количестве рабочих мест в отрасли, и в ее роли для национальной безопасности.

Государство поддержало бизнес в сложный период и продолжает эту поддержку. Новыми инструментами стимулирования спроса на легковые автомобили стало субсидирование процентных ставок по потребительским кредитам на машины отечественного производства и компенсация расходов железнодорожников на перевозку российских "легковушек". Для поддержки производителей грузовых машин и спецтехники направлены меры по серьезному обновлению государственного и муниципального автопарка. Это - немалые бюджетные расходы в условиях финансово-экономического кризиса.

Принципиальная задача сегодняшнего дня - не "законсервировать" технологическую отсталость российского автопрома. Конечно, "облик" отрасли серьезно изменился за последние годы: развернуты новые производства в режиме "промышленной сборки", "традиционные" российские производители развивают сотрудничество с мировыми лидерами. Однако по-прежнему ключевым параметром конкурентоспособности российских автомобилей остается их низкая цена.

Нужно понимать, что радикальный протекционизм - это явление временное. В условиях кризиса все страны, используя риторику о необходимости сохранения свободной торговли, тем не менее, закрывают свои рынки. Иных вариантов, в общем-то, нет. Однако мы не можем повторить ситуацию 90-х годов, когда все меры поддержки автопрома "ушли в пустоту".

Предприятия отрасли должны продолжить проекты обновления модельного ряда автомобилей и технического перевооружения, повышения производительности труда, энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Объем мер государственной поддержки накладывает и особые социальные обязательства на автопроизводителей, причем не только в отношении собственных сотрудников. Недопустимо, пользуясь снижением остроты конкуренции на внутреннем рынке, повышать отпускные цены. Вызывает серьезное недоумение и актуализация корпоративных конфликтов на предприятиях отрасли - в условиях, когда необходима консолидация усилий.

Справочно

1. В Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, включены:

  • Холдинг «Русские машины», в том числе ОАО «ГАЗ»;
  • ОАО «АвтоВАЗ»; ОАО «Соллерс»;
  • АМО «ЗИЛ»;
  • ОАО «КамАЗ».
2. 12 января 2009 года вступило в силу принятое 10 декабря 2008 года постановление Правительства России о повышении таможенных пошлин на легковые и грузовые иномарки. Согласно постановлению, возраст иномарок, которые попадают в категорию подержанных, снижается с 7 лет до 5. Пошлины на импортные легковые автомобили возрастом до пяти лет в среднем повышены с 25 до 30 %. При этом зависимость ставки пошлины от объема двигателя сохранена. Пошлины на автомобили старше пяти лет также увеличены и в зависимости от объема двигателя составляют от 2,5 до 5,8 евро за кубический сантиметр. Фактически пошлина на подержанные легковые машины увеличилась в два раза, на грузовые - в три.

3. Под программу льготного кредитования подпадают только выпущенные на территории России автомобили стоимостью не более 350 тысяч рублей. В перечень таких машин, утвержденный Минпромторгом в конце января, вошел полный модельный ряд ОАО «АвтоВАЗ» — «классика», «Лада-Самара», «десятое» семейство, а также новые семейства Priora и Kalina. В список попали также шесть иномарок российской сборки. Среди них: внедорожник Chevrolet Niva производства «GM-АвтоВАЗ», седан Fiat Albea — ОАО «Соллерс», легковой Ford Focus производства Всеволожского завода Ford, легковая Kia Spectra сборки ОАО «ИжАвто», седан Renault Logan, производимый на московском ОАО «Автофрамос» (совместное предприятие французского концерна Renault и московского правительства), а также Scoda Fabia и Volkswagen Jetta, собираемые калужским предприятием Volkswagen. Также процентная ставка будет субсидироваться при покупке автомобиля UAZ Patriot.

Приказ об утверждении вышеобозначенного перечня легковых автомобилей, производимых на территории России, при покупке которых в кредит физическим лицам из бюджета РФ будет компенсироваться часть кредитной ставки, был подписан министром промышленности и торговли РФ Виктором Христенко в конце февраля.

Для получения льготного автокредита покупателю будет необходимо заплатить из собственных средств первый взнос в размере 30% от стоимости машины (до 105 тыс. руб.). Оставшаяся сумма будет предоставлена в качестве кредита сроком на три года.

Кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования ЦБ РФ при приобретении физическими лицами в кредит на 3 года автомобилей стоимостью до 350 тыс. рублей.

Источник: Единая Россия (Повестка дня)

  Обсудить новость на Форуме