20:00 16.02.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

ВСТО: экология под защитой

Для регионов, по которым пройдет трасса Восточного нефтепровода, реализация проекта означает экономический и социальный подъем. Это территории богаты природными ресурсами, но отличаются специфическими климатическими условиями и немногочисленным населением. Природа Сибири и Дальнего Востока уникальна. Неудивительно, что строительство такого масштабного проекта, как ВСТО, вызывает множество вопросов и у экспертного сообщества, и у общественных экологических организаций. Об экологических аспектах реализации ВСТО рассказывает координатор партии «Единая Россия» по вопросам экологии Владимир Грачев.

Как Вы оцениваете экологическую политику «Транснефти» в отношении строительства ВСТО? Как соблюдается природоохранное законодательство? Используются ли со стороны «Транснефти» дополнительные (по отношению к запланированным) меры по обеспечению экологической безопасности проекта?

Любая нефтетранспортная система - объект повышенной опасности, требующий особого внимания. Анализ проектирования и хода строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) показал, что ОАО «АК «Транснефть», великолепно совмещает техническую оснащенность, экономическую и геополитическую целесообразность, а также определяет своим высшим и неизменным приоритетом охрану окружающей среды. Это мнение не только мое личное, но и официальных аудиторов.

Это стройка сложнейшего объекта, которая осуществляется в тяжелейших природно-климатических условиях, при полном отсутствии инфраструктуры. При этом проектирование и строительство трубопроводной системы ВСТО ведется с полным соблюдением природоохранного законодательства и всех процедур общественного обсуждения намечаемой хозяйственной деятельности так и учета общественного мнения замечаний и предложений граждан, экологов, ученых на всех стадиях проектирования и строительства.

Руководствуясь природоохранными принципами, ОАО «АК «Транснефть» осуществляет проектирование, строительство объектов трубопроводного транспорта и внедрение производственных процессов и оборудования с использованием лучших на сегодняшний день экологически безопасных технологий и обязательного проведения экологической экспертизы, общественных слушаний, круглых столов и т.д. На сегодняшний день во всех дочерних обществах «Транснефти» разработана, внедрена и сертифицирована Система экологического менеджмента. Все дочерние общества еще в 2004 году получили международные сертификаты соответствия стандарту ISO 14001. В 2007 году в «Транснефти», а также во всех ее дочерних обществах были проведены международные ресертификационные аудиты, которые подтвердили полное соответствие Системы экологического менеджмента необходимым стандартам.

Учитывая отдаленные экологические последствия, еще на стадии проектирования трубопровода надо четко себе представлять все последствия строительства и эксплуатации нефтепровода -- с тем, чтобы свести к минимуму все возможные нештатные ситуации. Анализ выполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности показывает строгое соблюдение ОАО «АК «Транснефть» всех норм на всех стадиях разработки и реализации проекта ВСТО.

Считаю беспрецедентным экологическим достижением всех государственных и хозяйственных структур, реализующих проект ВСТО, решение по изменению трассы в обход озера Байкал и изменения конечной точки расположения нефтепорта на берегу Тихого океана, в бухте Козьмино. Это позволило сохранить объект Всемирного наследия – Озеро Байкал, морской заповедник в акватории Амурского залива, заповедник «Кедровая падь», заказник «Барсовый». Более того, в настоящее время в Приморье для сохранения самой редкой кошки планеты - дальневосточного леопарда – решением председателя правительства РФ Владимира Путина создан новый федеральный природный заказник «Леопардовый», который объединит государственный федеральный природный заказник «Барсовый» и государственный краевой зоологический заказник «Борисовское плато» на общей площади 169 429 гектаров в Хасанском, Уссурийском и Надеждинском районах Приморского края.

Совершенно очевидно, что такого масштабного, всеобъемлющего учета общественного мнения и реализации предложений экологов-специалистов не было при реализации ни одного проекта в мире.

Какие объекты нефтепроводной системы ВСТО требуют особого внимания при строительстве?

Многолетний отечественный опыт сооружения и эксплуатации магистральных трубопроводов в различных природно-климатических условиях свидетельствует о значительном влиянии их на окружающую среду. По тяжести воздействия и последствий этой деятельности на первом месте среди других компонентов природы находятся экосистемы водоемов, которые пересекаются магистральными трубопроводами.

При неправильном размещении участков и створов подводных переходов в результате неадекватных оценок реальной экологической обстановки в их районе, а также прогнозов воздействия строительной техники на водную и геологическую среды, возникают или активизируются опасные геологические и гидрологические процессы. Их воздействие на трубопроводную конструкцию переходов служит причиной аварийных ситуаций. Поэтому выбор участков подводных переходов осуществлялся в два этапа: на первом этапе при определении направления трассы магистрального трубопровода определяется предварительный вариант участка перехода на основе имеющихся картографических, аэрофотосъемочных, топографо-геодезических планов участков водных преград, а также других сведений о гидрологических, геологических и гидроморфологических условиях. На втором этапе выбираются участки подводных переходов для изысканий и проектирования.

Трасса нефтепровода включает как линейную часть – сам трубопровод, так и площадные объекты – нефтеперекачивающие станции. При их расположении учитываются следующие факторы: инженерно-геологические условия, такие как продольные и поперечные уклоны местности, водонасыщенность грунтов, наличие наледей, просадочность; количество переходов через естественные и искусственные препятствия; сейсмическая активность территорий; степень инженерно-геологической изученности местности, наличие и полнота фондовых материалов; перепады высотных отметок для обоснования расстановки НПС и раскладки труб; наличие и возможности транспортной инфраструктуры, удаленность от населенных пунктов; наличие особо охраняемых природных территорий; территориальное размещение разведанных и перспективных месторождений нефти; условия внешнего электроснабжения объекта.

Мало хорошо спроектировать - надежность и безопасность объекта зависит как от качества выполняемых строительно-монтажных работ, так и от качества применяемых материалов и оборудования. В проекте предусмотрены технические мероприятия, позволяющие минимизировать возможные воздействия на окружающую среду в период строительства и эксплуатации трубопроводной системы. Конструктивные и технологические решения в проекте разработаны в полном соответствии с нормативными требованиями Российской Федерации, техническими регламентами, с соблюдением требований контрольных и надзорных органов Субъектов Федерации, обеспечивающих эксплуатационную надежность, промышленную и экологическую безопасность трубопроводной системы.

Нефтепровод ВСТО оснащается и комбинированной системой обнаружения утечек, которая обеспечивает непрерывный мониторинг герметичности магистральных нефтепроводов в пределах контролируемого технологического участка в режиме реального времени по заданным алгоритмам.

Летом 2008 года на территории четырех регионов, по которым пройдет трасса ВСТО-2, были проведены общественные слушания. Насколько проектировщикам удалось убедить общественность в экологической безопасности проекта?

С мая по август 2008 года во всех районах предполагаемого прохождения трассы нефтепровода были открыты 36 общественных приемных, в которых для широкого ознакомления общественных организаций и всех заинтересованных граждан размещены проектные материалы ОВОС, заведены журналы, в которых регистрировались все предложения и замечания, поступившие от общественности.

Общественные приемные посетили более 1000 человек, от которых поступило в общей сложности 1200 замечаний, предложений, мнений и вопросов. Половина из них – это замечания и вопросы по ТЭО, почти третья часть (28 %) – одобрительные мнения, 7% критических мнений и 15% -- предложения по проекту.

Из вопросов и замечаний большая часть относится к нормативным требованиям, которые были учтены при разработке материалов оценки воздействия на окружающую среду. По остальным вопросам, замечаниям и предложениям проектировщики подготовили аргументированные ответы. Отрицательные мнения, высказанные без обоснований в форме «Я – против», были приняты к сведению.

На заседаниях было задано 405 вопросов. Помимо этого поступило 13 письменных обращений в адрес «Транснефти» с предложениями. Все они вошли в приложения к итоговым протоколам. В результате проведенных общественных слушаний, представленные на обсуждение общественности, материалы ОВОС, в целом были одобрены. Протоколы слушаний размещались в общественных приёмных в открытом доступе для ознакомления всех заинтересованных лиц.

Большая часть задаваемых вопросов сводилась к мерам по обеспечению антитеррористической безопасности, охране от возможных ЧС, пожаров, незаконных врезок в магистраль и т.п., а также предусмотренным мероприятиям по ликвидации аварийных ситуаций.

Отвечая на эти вопросы, необходимо отметить, что проектом ВСТО-2 предусмотрены такие мероприятия, как обеспечение системы физической защиты (охраны) как на площадках, так и на линейной части МН, в том числе, и по предупреждению проявлений террористических актов. Кроме того, в рамках проекта в соответствии с российским законодательством, разработаны мероприятия по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций, включая мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций и аварий. Несмотря на то, что нефть относится к горючим веществам, аварии с пожаром при разливах нефти практически не случаются. В большинстве случаев, пожар возникает из-за преднамеренного поджога вылившейся нефти, как правило, при неудачных попытках врезок с целью хищения, для того, чтобы «замести следы». Учитывая, что нефтепровод прокладывается в специально выделенной полосе (для лесных массивов, в сущности, по образуемой просеке шириной 50 м), подземно, воздействие на него ландшафтных пожаров исключается.

Магистральный нефтепровод ВСТО запроектирован таким образом, чтобы полностью исключить возможность разлива нефти или, другими словами, потерю товарного продукта. При реализации ВСТО постоянно проводится диагностика с целью выявления дефектов, по результатам которой выполняется планово-предупредительный ремонт на дефектных участках. Тем не менее проектом предусмотрены силы и средства для ликвидации возможных аварий в количестве, достаточном для локализации и ликвидации разливов нефти, как того требует российское законодательство. Для обеспечения постоянной готовности аварийно-спасательных формирований, с ними регулярно проводятся учебно-тренировочные занятия и учения.

Проект Восточного нефтепровода также определяет необходимое количество специальных технических средств ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) для оснащения аварийно–восстановительных бригад.

Для экстренного реагирования на возможные аварии по трассе выполнена расстановка линейно-эксплуатационных служб (ЛЭС), являющихся по функциональному предназначению аварийными бригадами, оснащенными необходимым природоохранным оборудованием. Всего предусмотрено 10 ЛЭС, в том числе 3 – в Амурской области, 1 – в Еврейской автономной области, 2 – в Хабаровском крае и 4 – в Приморском крае.

Экологические организации уделяют большое внимание строительству ВСТО. Однако отношение к проекту со стороны некоторых экологов можно назвать агрессивным - каждое решение «Транснефти» наталкивается на позицию «против», и альтернативных решений такие экологи не предлагают. Чем вызвано такое отношение к строительству ВСТО? Могут ли подобные организации действовать в чьих-либо интересах?

Конечно, могут. Реализуется важнейший проект, о котором знает весь мир и вся Россия. За ходом проектирования и строительства трубопровода ВСТО внимательно следят из Японии, Китая, Кореи, США, Великобритании. Постоянное повышенное внимание к деятельности компании очень хорошо помогает отделить действительно реальные экологические проблемы, которые нужно учитывать при реализации проекта от волн негатива, которые идут из общественных организаций финансируемых за счет иностранных государств.

Экологические организации периодически поднимают вопрос строительства спецморнефтепорта как в первоначальной точке - бухте Перевозная, так и в окончательно согласованном месте строительства - бухте Козьмина. Различного рода обвинения в адрес «Транснефти» звучат главным образом со стороны межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый крест». Чем вызвано пристальное внимание именно к строительству спецморнефтепорта?

Для ответа на этот вопрос предлагаю прежде всего представить, что сооружение магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан общей протяженностью более 4000 км, буквально соединяющего запад страны с востоком, заканчивалось бы где-нибудь в районе не на берегу океана. Это же совершенно нелогично. Для реализации экономических и геополитических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе это не подходит. Поэтому было решено, что конечной точкой ВСТО станет нефтепорт с возможностью захода танкеров большого дедвейта.

Для выбора местоположения на первоначальном этапе проектирования была определена Бухта Перевозная. являющаяся центром средоточия биоразнообразия Амурского залива. От нее до биосферного заповедника «Кедровая падь» – около 1 км, 14 км - до Дальневосточного морского биосферного заповедника, единственного в России. Побережье Хасанского района, где расположена бухта Перевозная, является рекреационным местом для всего Приморского края и значительной части населения российского Дальнего Востока.

В результате оценки основных экологических и экономических последствий размещения терминала в бухте Перевозная, проведенной дальневосточными учеными, был сделан вывод: исходя из природных условий, природоохранной и социально-экономической структуры прилегающего района, масштабов возможных негативных воздействий, б. Перевозная является наименее приемлемым вариантом. Перспективным вариантом территории строительства нефтеналивного терминала в Приморском крае по мнению ученых являются бухты Безымянная (Уссурийский залив), Козьмино и Озеро Второе (залив Находка), Ракушка Ольгинский район). В результате инженерных изысканий на территории Приморского края – силами специалистов Тихоокеанского института географии ДВО РАН (г. Владивосток), Биолого-почвенного института ДВО РАН (г. Владивосток), Института биологии моря ДВО РАН (г. Владивосток) -- было подтверждено то, что размещение спецморнефтепорта в бухте Козьмина является наиболее целесообразным.

И вот мы видим пример конструктивной работы: место для терминала найдено, и найденное место оптимально с точки зрения минимизации воздействия на морскую окружающую среду.

Что касается ДМЭОО «Зеленый крест», то это Межрегиональная экологическая общественная организация, входящая в международную сеть Green Cross International. Она объединяет зеленые организации в 31 стране мира, в т.ч. в США (Global Green USA). Не сбрасывая со счетов положительные стороны участия подобных организаций в общественной жизни страны, общий вектор направления их деятельности определяется не интересами России. Стремление затянуть процесс проектирования и строительства ВСТО с помощью механизмов современной судебной системы, очевидно, создает трудности и проблемы. Это ничто иное как развернутая борьба за истощающиеся мировые ресурсы. И все, что ведет к потере темпов проектирования и строительства связано с национальными интересами государства.

Имея таких специфических оппонентов, как международные зеленые организации, ОАО «АК «Транснефть» удается реализовывать стратегические проекты, при этом осуществляя взвешенный и ответственный подход к экологическим проблемам. Об этом свидетельствуют те усилия и тот круг специалистов, которые были привлечены для оценки и проведения полевых экологических изысканий в регионах прохождения трассы ВСТО-2: специалисты Института географии им. В.Сочавы СО РАН (г. Иркутск) и НПП "Природоохранный центр" (г. Благовещенск), Института водных и экологических проблем (ИВЭП) ДВО РАН (г. Хабаровск), Тихоокеанского института географии ДВО РАН (г. Владивосток), Биолого-почвенного института ДВО РАН (г. Владивосток), Института биологии моря ДВО РАН (г. Владивосток). Кроме того, проведение полевых археологических изысканий осуществлялось силами специалистов ОГУК «Центр по сохранению Историко-культурного наследия» Амурской области, Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск), ГУК «НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края» (г. Хабаровск), Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (г. Владивосток), Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск). Также к разработке раздела ОВОС привлечены специализированные организации федерального уровня, такие, как ФГУ «Гипрорыбхоз», ФГУ ВНИРО, ФГУ Метеоагентство «Росгидромета» и другие. Материалы по оценке современных социально–экономических и санитарно–гигиенических условий подготовлены на основании данных региональных центров Роспотребнадзора, «Центров гигиены и эпидемиологии» и территориальных управлений статистики.

Хочу особо отметить проработанность проекта именно в части охраны окружающей среды и минимизации возможного негативного воздействия на нее. Если проанализировать акваторию залива Петра Великого на предмет размещения спецморнефтепорта, то размещение этого объекта в бухте Козьмина является наиболее целесообразным и позволяющим минимизировать риски возможного техногенного воздействия на морскую акваторию.

Кстати, все судебные разбирательства касались представления материалов на общественную экологическую экспертизу и начались тогда, когда в проекте было место расположения – Перевозная. Потом уже появился «берег Японского моря» – понятие расплывчатое и неконкретное. Судебная система здесь явно сработала некачественно. А общественная экспертиза была проведена -- причем не одной, а многими общественными организациями. Заключения подписаны известнейшими учеными: аналитиками, докторами наук, специалистами всех отраслей науки и техники, которые связаны с реализацией проекта.

Почему было принято решение о переносе конечного пункта ВСТО? Насколько безопасно для экологии региона размещение нефтепорта в бухте Козьмина?

Приморские воды – это достаточно эффективные воды, здесь высокий уровень биологического разнообразия и воздействия на морскую среду возможно и со стороны нефтеналивного терминала, и со стороны танкерного судоходства. Проведена комплексная экологическая оценка бухты Козьмина и прилегающих акваторий, включающая в себя подробное изучение гидрологии, гидродинамики, комплексный гидрохимический анализ, показывающий наличие фоновых загрязнений, тяжелых металлов, нефтеуглеводородов, хлорорганики и целый ряд других показателей. Было проведено комплексное гидробиологическое обследование, санитарно-эпидемиологический анализ среды - фон наличия вирусов, бактерий, наличие возбудителей различных заболеваний, токсикологический анализ.

На данный момент мы имеем достаточно полную информацию по оценке всех этих параметров для акватории бухты Козьмина и прилегающих акваторий. В будущем данные материалы позволят вести углубленный мониторинг, оценивать те изменения окружающей среды, которые возможны при наличии в бухте Козьмина нефтетерминала.

Помимо этого, было проведено практически полное видеосканирование всего донного ландшафта и донного населения бухты Козьмина. То есть сегодня мы можем достаточно точно оценивать любые, даже самые незначительные изменения экологической ситуации. Выбор маршрутов для подхода судов исходя из размещения этого объекта наиболее безопасен. Подход крупных супертанкеров планируется по акваториям на удалении от имеющихся особо охраняемых морских акваторий. При подходах к бухте Козьмина нет островов и отмелей, которые представляли бы дополнительную опасность для танкерного судоходства. Акватория позволяет проводить маневрирование крупнотоннажных судов, в том числе и нефтеналивных.

В достаточной ли степени «Транснефть» информирует население об экологических аспектах реализации ВСТО?

Могу сразу сказать: да, в достаточной. Более того, проводятся как обязательные акции (общественные слушания, экспертиза), так и дополнительные мероприятия по взаимодействию с общественностью. «Круглые столы» прошли во многих точках ВСТО, включая Владивосток, Якутию и т.д. Особое внимание при проектировании было уделено выбору маршрута прохождения трассы Восточного нефтепровода. Только в результате общественных слушаний по ВСТО-2 в проект было внесено около 200 изменений трассы нефтепровода. Где еще, в каком проекте осуществляется такой всеобъемлющий учет общественного мнения? Ответственно утверждаю – это беспрецедентная практика, и надо сказать, что ОАО «АК «Транснефть» проявила в этом вопросе, я бы даже сказал, мужество, ибо учесть себе в убыток – это не все смогли бы. Ведь любые изменения – это дополнительные средства.

К разработке материалов ОВОС был привлечен ряд ведущих российских специализированных научных организаций и региональных научных центров, материалы которых обеспечивают полноту, научную обоснованность и достоверность информации о состоянии окружающей среды на территории прохождения трассы нефтепровода.

Сегодня строительство трубопровода ВСТО – это решение вопроса о том, перестанет ли Дальний Восток быть задворками Европы и сумеет ли Россия диверсифицировать экономику в направлении азиатско-тихоокеанского региона. Строительство ВСТО - первый шаг по этому пути. Проблем может возникать много, но одно несомненно – это действительно эпохальное событие не только для Дальнего Востока, но и для России вообще.

Какие меры по защите экологии принимаются со стороны местных властей и «Единой России»? Насколько эффективно сотрудничество «Единой России» и «Транснефти» в вопросах реализации проекта ВСТО?

Являясь координатором партии «Единая Россия» по вопросам экологии, хочу отметить: заботой российских экологов прежде всего является жизнь и здоровье каждого гражданина России, и, естественно, благоприятная среда для проживания человека и животного мира. Именно поэтому «Единая Россия» уделяет особое внимание контролю за состоянием окружающей среды во всех российских регионах, и поддерживает новые идеи, как в сфере экологической безопасности производственной сферы, так и в области пропаганды охраны окружающей среды. Осуществляется и постоянный контроль по соблюдению природоохранного законодательства при реализации проекта строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Требования природоохранного законодательства, а также процедуры учета общественного мнения полностью соблюдаются на всех этапах проектирования и строительства Восточного нефтепровода. Проектирование всех объектов ВСТО было сориентировано на минимизацию вероятности аварий, а также исключение негативного воздействия на окружающую среду.

В этой связи не могу не отметить два важных документа. Прежде всего это Указ Президента Российской Федерации № 797 от 15 мая 2008 года «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» (после чего был принят закон о ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности), согласно которому Правительству Российской Федерации было поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающий усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора); проведение планового мероприятия по контролю (в том числе по отдельным видам лицензионного контроля) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) не более чем один раз в три года (кроме налогового контроля).

Это я провожу специально для тех, кто хочет, используя свои функции по разрешительной деятельности, что-то «выжать» из ОАО «АК «Транснефть».

Еще один важный документ - Постановление Правительства от 27 января 2009 г. № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)». Постоянное внимание к проблеме со стороны Президента РФ Д.А. Медведева началось еще с Указа по энергетической экологической эффективности, затем прошел Совет безопасности, на котором были приняты важнейшие решения по экологической безопасности.

Партия «Единая Россия» просто не может быть в стороне от реализации такого проекта, и мы приложим все усилия для его успешного осуществления.

Источник: Единая россия (Регионы)

  Обсудить новость на Форуме