17:45 27.08.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

В Москве обсудили “Актуальные проблемы фармацевтического рынка и меры по защите прав потребителей”











В офисе Московской организации Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», во вторник, 26 августа, прошел круглый стол на тему: «Актуальные проблемы фармацевтического рынка и защита прав потребителей».

О необходимости государственного регулирования цен на лекарственные препараты в целях обеспечения здоровья наименее социально защищенных граждан» рассказал депутат Госдумы ФС РФ, член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Сергей Железняк.

Мы сегодня встречаемся не столько по проблемам фармацевтического рынка, сколько по проблеме защиты наших граждан, наших потребителей. Качество и стоимость медицинских препаратов, которые употребляют во время лечения наши граждане - это основа их будущего здоровья - одна из важнейших тем по защите потребителя. В период экономического кризиса эта тема стоит очень остро. Многие социально незащищенные слои населения не могут сейчас позволить себе дорогостоящие препараты и не могут получить качественного лечения. Хаос с ценами, хаос с торговыми надбавками происходит в сфере фармацевтических препаратов. Это абсолютно не устраивает ни Партию «Единая Россия», ни нашу страну. Поэтому необходимо срочно принимать меры по упорядочиванию рынка продажи лекарственных препаратов и предоставлению качественных медицинских услуг, в том числе, качественных медикаментов нашим гражданам.

Так получилось, что в 90-е годы большая часть нашей фармацевтической промышленности была разрушена. Сегодня 80 процентов медикаментов в стране являются импортными, а соответственно, страна очень сильно зависит от импортных производителей лекарственных препаратов и их составляющих.

Наша задача - сделать ценообразование прозрачным. Таким образом, чтобы отпускные цены на медицинские препараты, поступающие в страну или производящиеся в стране, были понятными. Они должны быть зарегистрированными, согласованными с Правительством Российской Федерации. А торговые наценки, которые возникают в процессе движения медикаментов от производителя до прилавка аптеки, были бы понятны и ограничены по величине. Иначе у нас получается до 10-15 посредников в этой цепочке, соответственно, конечная цена на препарат взлетает в десятки раз.

Кроме того, перед нами стоит задача переориентироваться на отечественного производителя. Сейчас есть целая программа по развитию фармацевтической промышленности, но сейчас наша тактическая задача - защитить отечественных производителей. А в стратегическом плане необходимо восстанавливать отечественную фармацевтическую промышленность и делать ее независимой от импортных препаратов и комплектующих.

После того, как вступят в силу изменения в законодательство и принятые соответствующие решения органов исполнительной власти, минимум на 20 процентов цены на лекарственные препараты должны будут уменьшиться.

Что касается льготников, то проблем с медикаментами для них несколько: первая - их наличие, т.е. номенклатура тех лекарственных препаратов, которые обязательно должны быть в аптеках. Вторая – качество лекарственных средств. Третья – стоимость. Ведь даже когда пациент не платит за лекарство, а получает его бесплатно, государство несет расходы по закупке этих лекарств. Поэтому стоимость для государства должна снижаться.

Депутат Мосгордумы, Председатель комиссии по законодательству МГД, руководитель проекта «Сеть правовой защиты потребителей» в городе Москве Александр Семенников напомнил о том, что в послереформенные годы экономика России развивалась быстрыми темпами. Появилось огромное количество торговых центров, сетей, в том числе фармацевтических, различного вида товары стали доступны практически всему населению Российской Федерации.

И главным объектом охоты производителей товаров и услуг стал потребитель и его кошелек. Если в шаговой доступности сегодня можно приобрести любые товары и услуги, то в шаговой доступности от потребителя отсутствует один очень важный пункт – это пункт, где потребитель может получить полную информацию о своих правах, может быть проконсультирован о том, как он может заявить претензию производителю, обратиться в суд, либо быстро и оперативно поменять некачественный товар.

В шаговой доступности находятся товары и услуги, но отсутствует правовая поддержка потребителя. И, несмотря на то, что существует большое количество регуляторов рынка - федеральная антимонопольная служба, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, работает прокуратура и МВД – реальный эффективный контроль за поставщиками товаров и услуг может, прежде всего, осуществлять только само население, сама общественность.

Различные общественные инициативы по защите прав потребителей конечно же нуждаются в поддержке. И одной из инициатив Партии «Единая Россия» является создание реально работающей сети правовой поддержки потребителя, обучение людей, готовых помогать потребителю, знающих законодательство о потребительском рынке, знающих какие мероприятия нужно проводить по поддержке потребителя. И предложение обществу данной структуры в качестве надежно функционирующей системы. Как глобальная ставится задача получения средств из федерального бюджета на поддержку общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителя. Защитить себя эффективно может только сам потребитель – спасение утопающих дело рук самих утопающих. И, повторюсь, несмотря на большое количество государственных регуляторов только сами граждане в силах себя защитить от недобросовестного производителя, потому что к каждому магазину, аптеке, ларьку, продавцу не поставишь милиционера. Общества по защите прав потребителей должны осуществлять такую помощь и поддержку.

Если говорить о рынке лекарственных средств, то наиболее актуальные проблемы сегодня – это огромная импортозависимость. Что за сырье завозится в страну, какого качества – об этом должны знать граждане. Про ценовую политику на рынке лекарств тоже очень много говорится в последнее время. Этот рынок плохо регулируется, несмотря на то, что в Москве еще 4 года назад были приняты постановления правительства Москвы, которыми определялось, что надбавка в розничной сети на отечественные препараты не может быть более 15 процентов, а на зарубежные – не более 20 процентов.

Несмотря на это фиксируются случаи гораздо большей надбавки, и самое главное, что на один и тот же препарат разброс в ценах может быть до 30 процентов в различных аптечных сетях. Эти нарушения существуют. Как их выявить? Здесь может эффективно работать общественная инициатива и пункты «Единой России» по поддержке и правовой защите прав потребителей. Они могут и проконсультировать гражданина о том, какие цены на данный препарат должны быть.

Сейчас вводится обязательная государственная регистрация цен на препараты. Чтобы отследить, выполняются ли на месте принятые обязательства продавцом, действительно ли он продает препараты по нормальной цене, и нужен общественный контроль.

Общественный контроль – это канал информации по ценовому беспределу, по нарушению требований по качеству продукции – наши пункты и должны стать каналом связи между обществом и государством.

Проект «Сеть правовой защиты потребителей» неразрывно связан со Стратегией – 2020 – долгосрочным планом развития страны и задачами Партии «Единая Россия» в сфере социальной политики, в том числе, с учетом мирового финансово – экономического кризиса.

Проект направлен именно на улучшение качества жизни за счет повышения у граждан правового уровня потребительских знаний и приобретения навыков защиты своих потребительских прав. На «необходимость безусловного обеспечения интересов потребителей» в контексте мер поддержки бизнеса в условиях кризиса Владимир Путин обратил внимание в своем выступлении в апреле 2009 года на пленарном заседании Форума по малому и среднему бизнесу.

Тема защиты прав потребителей является наиболее близкой гражданскому обществу, так как вопрос обеспечения потребительских интересов касается каждого человека практически ежедневно. В условиях кризисных процессов вопросы сохранения личных вложений, рациональное использование денежных средств, приобретает для большинства россиян особую значимость.

О мерах, принимаемых Правительством Москвы по сдерживанию цен на лекарственные средства и обеспечению их достаточного количества в аптеках города, рассказал начальник Управления фармации Департамента здравоохранения г.Москвы Сергей Иванов

В соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с изменениями и дополнениями) государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001г. № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» (с изменениями и дополнениями) государственному регулированию подлежат цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации (Перечень ЖНВЛС). При этом государственное регулирование цен на лекарственные средства по перечню ЖНВЛС осуществляется:

- на федеральном уровне - путем государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства. Росздравнадзор осуществляет указанную регистрацию согласованных с ФСТ России предельных отпускных цен российских и иностранных производителей;

- на региональном уровне - путем установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства.

Правительством Москвы еще до вступления кризиса в активную фазу были предприняты меры для стабилизации ситуации на фармацевтическом рынке столицы:

1. Внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 16.09.2008г. № 836-ПП «Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства» (предельные торговые надбавки (оптовые, розничные) на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств):

- если производитель - иностранное предприятие, то надбавка составит 20% (ранее было 25%).

При этом предельная оптовая надбавка распределяется между оптовыми организациями по согласованию сторон и не должна превышать предельный размер, установленный для соответствующей организации оптовой торговли;

- установлена торговая надбавка для поставки лекарственных средств в лечебно-профилактические учреждения, размер которой составляет 15% (ранее: 25% - опт, 25% - розница для ЛПУ, не имеющих в структуре аптеку).

Введено оформление протокола согласования цен поставки лекарственных средств по определенной форме.

2. Для обеспечения лекарственными средствами амбулаторных больных, имеющих право на государственную социальную помощь, а также лечебно-профилактических учреждений проведены аукционы на закупку лекарственных средств в 2008г.

Благодаря своевременно проведенным аукционам на весь период 2009г. обеспечение лекарственными средствами будет осуществляться в ценах 2008г.

3. Для исключения возможной дефектуры в процессе исполнения государственных контрактов Департаментом здравоохранения была проведена работа с ФАС России, в результате которой получено согласование возможности замены торговых наименований лекарственных средств в рамках международных непатентованных наименований. Данный инструмент позволил в большинстве случаев закрепить цены в рублях с производителями на 2009г. или при отсутствии сохранения производителями цен в рублях представилось возможным заменить препараты на других производителей. Проведенная совместная работа с ФАС России позволила не допустить ситуации с отказами от исполнения государственных контрактов поставщиками.

4. Департаментом выпущен приказ о постановке на предметно-количественный учет всех лекарственных средств стоимостью свыше 500 руб., поставляемых в лечебно-профилактические учреждения.

5. Цены на весь спектр ЖНВЛС в розничной аптечной сети ГУП «Столичные аптеки» зафиксированы на уровне марта 2009г. (порядка 1500 наименований).

С 1 апреля увеличен размер скидки по «Социальной карте москвича» в государственной аптечной сети «Столичные аптеки» с 5% до 7,5% за счет собственных средств предприятия на Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный Департаментом здравоохранения города Москвы.

Департамент здравоохранения регулярно осуществляет мониторинг цен на лекарственные средства.

Согласно данным мониторинга максимальное повышение уровня цен на лекарственные средства зафиксировано в феврале 2009г. В настоящее время наблюдается тенденция к стабилизации цен на фармацевтическом рынке, резких скачков цен как на фармакологические группы, так и на отдельные медикаменты не зафиксировано.

Согласно данным государственной аптечной сети ГУП города Москвы «Столичные аптеки» в среднем с мая по июнь 2009г. Цены снизились на 3,4%.

Снижение цен также наблюдалось и в аптечных учреждениях негосударственной формы собственности: в среднем, с мая по июнь в коммерческих аптечных сетях (Аптечные сети 36,6, А5, 03 Аптека, Старый лекарь, Ригла, Доктор Столетов) цены снизились на 0,8%.

В основном, наибольшее снижение цен (до 4% ГУП города Москвы «Столичные аптеки» и 2,5% - коммерческие сети) произошло на лекарственные средства импортного производства, на отечественные препараты – до 1,9%.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» введена обязательная регистрация предельных отпускных цен на лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших.

В соответствии с указанным постановлением Минздравсоцразвития России совместно с ФСТ поручено в срок до 4 месяцев разработать методику определения предельных отпускных цен производителя на ЖНВЛС, а Федеральной службе по тарифам – методику определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и розничных надбавок на данный перечень препаратов.

После утверждения ФСТ методики, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 30 дней со дня ее утверждения принять соответствующий нормативно-правовой акт, копию которого необходимо направить в ФСТ и Росздравнадзор не позднее 10 дней со дня его принятия.

На федеральном уровне подготовлен и находится на стадии согласования проект Федерального закона «Об обращении лекарственных средств». Законопроект содержит положения, касающиеся государственного регулирования цен на лекарственные препараты, которые предусматривают: государственную регистрацию цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛС, введение государственного реестра предельных отпускных цен организаций-производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛС, утверждение методики установления предельных отпускных цен организаций-производителей на указанные лекарственные препараты; утверждение методики установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты органами государственной власти субъектов РФ, установление порядка отмены решений органов государственной власти субъектов РФ по установлению предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, принятых с нарушением законодательства РФ.

О состоянии рынка лекарственных средств и угрозе для соблюдения прав потребителей при нерациональном подходе к ценообразованию» рассказала гендиректор ООО «Натур Продукт Санкт-Петербург», аптечная сеть «Здоровые люди» Татьяна Аполонова..

Розничный рынок лекарственных средств испытывает на себе постоянное давление конкурентной борьбы, жесткие правила ценообразования, ограничения по ассортименту, постоянную борьбу за специалистов, стоимость которых неуклонно растет.

Одновременно в последние годы росли ставки оплат за аренду, т.к. аптечное учреждение рассматривается как торговое предприятие, и никаких преференций по скидкам на арендную плату не имеет.

Конкуренция на аптечном рынке в России велика, практически не существует населенных пунктов, где не было бы круглосуточных дежурных аптек. Подобная доступность лекарственной помощи гражданам позволяет одновременно гарантировать качество лекарств. Аптечные сети несут серьезные затраты на обеспечение системы качества на пути продвижения лекарства от производителей к покупателям. Создаются и используются специальные компьютерные программы, ежедневно отсекающие поступление забракованных и фальсифицированных товаров в аптеки. Обеспечивается необходимое специальное оборудование.

За счет маржинальной доходности аптеки покрывают свои затраты на выполнение социальных функций - обеспечение больных сильнодействующими лекарственными средствами, отпуск медикаментов в ночное время, обслуживание лечебно-профилактических учреждений, сохраняют изготовление ЛС в аптеках по индивидуальным рецептам.

Изменения ценообразования в аптечном секторе в сторону уменьшения торговых наценок приведут к разорению аптек, равно как и уход части покупателей за счет разрешения продаж безрецептурных медикаментов, витаминов и БАД в торговых сетях.

Идея продвижения аптечных товаров в широкую торговлю для повышения их доступности для населения, предпринятая Минпромторгом, не находит поддержки в фармацевтическом сообществе. Продажа безрецептурных лекарственных средств и сопутствующих товаров дает значительную часть прибыли аптек (до 50-70%) Конкуренция между аптечными и торгующими организациями губительна и приведет к закрытию полноценных аптек. Эксперты прогнозируют снижение товарооборота в аптеках в результате такого решения минимум на 15%. Бизнес будет перепрофилирован, что вопреки ожиданиям авторов идеи, снизит доступность рецептурных препаратов для большинства тяжелых и хронически больных.

Сегодня аптечные пункты или киоски представлены практически во всех торговых центрах, лекарства доступны. Согласно лицензионным требованиям на открытие аптек все продавцы медикаментов обязательно должны иметь специальное фармацевтическое образование. От квалификации специалистов зависит уровень информированности людей и, как следствие, управляемость самолечения. Поэтому бесконтрольный отпуск в неспециализированных торговых точках даже ограниченного перечня лекарств опасен для потребителя. Кроме того, именно в аптеках лекарства правильно хранят - на это существует целый свод правил, соблюдение которых постоянно контролирует Роспотребнадзор.

Осознавая государственное значение эффективной работы по лекарственному обеспечению населения, руководители аптечных сетей поддерживают предложение фармацевтического сообщества о сохранении государственного регулирования цен на основные лекарственные препараты.

С комментариями к проекту Федерального Закона «Об обращении лекарственных средств выступил исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Геннадий Ширшов.

Он пояснил, что в отличие от предыдущих законопроектов речь идет не о поправках к 86-ФЗ, а о новом правовом акте, который должен заменить 86-ФЗ. Это изменение указывает на то, что концепция проекта меняется на ходу.

Позитивные новации: во многих случаях (но не во всех) зонтичный термин «лекарственное средство» заменен на более специфический «лекарственный препарат», что позволяет конкретизировать регуляторные требования отдельно для фармсубстанций и лекарственных продуктов; положения о бессрочном регистрационном удостоверении; положение о прекращении регистрации; значительное внимание уделено мониторингу безопасности препаратов.

Недостатки законопроекта. Законопроект не направлен на гармонизацию отечественных норм и правил в сфере регулирования оборота лекарств с международно-признанными нормативами.

В настоящее время, для отечественной контрольно-разрешительной системы характерны существенные структурные недостатки, в частности, оценку («экспертизу» по терминологии Росздравнадзора) регистрационных материалов (досье) осуществляет негосударственная структура (ФГУ Научный центр экспертизы средств медицинского применения), функционирующая на коммерческой основе, что противоречит содержащемуся в законе тезису о приоритете государственного контроля.

Остается открытым вопрос о том, какую часть общей ответственности может нести «Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию лекарственных препаратов», т.е. принимающий окончательное решение о выпуске препарата на рынок и выдающий регистрационные удостоверения. Отсутствие ясности в этом вопросе следует считать важнейшим недостатком законопроекта!

Об общественном контроле случаев реализации поддельных и опасных для жизни лекарственных препаратов рассказал Председатель Центрального Совета Объединения потребителей России Олег Ашурков. Он напомнил собравшимся о том, что в ежегодном послании Президент РФ заявил о необходимости усиления общественного контроля во всех сферах жизнедеятельности.

Усиление общественного контроля на сегодняшний день - мера необходимая, вынужденная. Особенно на фоне снижения административно-государственного контроля за всеми сферами жизнедеятельности. В целях поддержки бизнеса понятно мера вынужденная, государство идет ему навстречу, поддерживая бизнес. И тем самым снижает рычаги своего административного воздействия на него. Сегодня мы говорим о том, что необходимо усилить общественный контроль за всеми сферами жизнедеятельности. Во главу угла ставится здоровье, жизнь, благополучие населения нашей страны.

Если вспомнить выступление на открытии десятого съезда Партии «Единая Россия», Председателя Партии, Председателя Правительства России Владимира Путина - он заявил о том, что «Наша главная, безусловная цель – это улучшение жизни людей».

Объединение потребителей России видит одной из основных своих задач – улучшение жизни населения через усиление общественного контроля за всеми сферами жизнедеятельности, но не вмешательства в дела бизнеса – ни давления, ни проверки, ни какой-то новый завуалированный административный ресурс, а сбор информации, аналитика, обобщение, информирование органов исполнительной власти, прокуратуры, антимонопольных органов для принятия своевременных мер, для выявления фактов злоупотребления, для борьбы с недобросовестными производителями и принятия как административных мер, законодательных, так и уголовных мер воздействия на недобросовестных производителей, которые своими действиями могут нанести вред здоровью населения.

На сегодняшний день не все сделано государством, ситуация не улучшилась, а наоборот ухудшилась в сфере недопущения фармацевтических контрафактных товаров на рынок.

Готовясь к парламентским слушаниям, которые будут проходить в Госдуме 22 сентября, мы столкнулись с такой ситуацией, что в настоящее время фактически отсутствует какой-либо контроль по регулированию, реализации медицинских препаратов, продаваемых через сеть Интернет.

Текущее состояние экономики, развитие взаимоотношений в сфере бизнеса позволило применять новые технологии, включая Интернет, для реализации своих товаров начиная от книги и заканчивая лекарствами. Что это за препараты, где они произведены, какого качества, кем сертифицированы, как и где они хранились? Качество такого препарата не может гарантировать никто. А самое главное – Интернет-продавцов практически невозможно проверить, в том числе и контролирующим органам. Некуда к ним прийти и их проверить – получается огромная черная дыра на фармрынке.

К чему это приведет можно пока только догадываться. В связи с этим как Объединение потребителей России мы видим свою роль в борьбе за защиту прав и интересов потребителей. Ведь все, присутствующие сегодня на обсуждении – потребители. Мы все находимся в одной лодке и должны думать о том, как нам бороться за свое здоровье, своих близких, друзей, знакомых. Сегодня мы все являемся заложниками этой ситуации. Поэтому мы предлагаем следующий механизм взаимодействия с обществом - получение информации, обобщение, мы открыты для диалога, готовы получать информацию от аптечных сетей о недобросовестных производителях, некачественных препаратах, о том, что контрафактные товары случайно попали в торговые сети, будем выявлять цепочки поставщиков .

Мы понимаем, что импортная зависимость уже напрямую угрожает государственной безопасности. Поэтому Объединение потребителей России активно поддерживает отечественных производителей, которые, несмотря на все риски и сложности, стараются работать для своих сограждан.

Работа нам предстоит колоссальная, может быть у нас сразу не все получится. Но если мы все объединимся, то положительный результат от нашей работы обязательно будет!

Продолжил выступление Олега Ашуркова координатор общероссийского проекта «Сеть правовой защиты потребителей» в г.Москве Алексей Корягин.

Проект «Сеть правовой защиты прав потребителей» неразрывно связан со «Стратегией 2020» - долгосрочным планом развития России в первую очередь, потому, что направлен на правовое просвещение самого большого социума нашего общества – потребителей и, потому что потребители, кем бы они не являлись по своему социальному статусу и профессии, наиболее заинтересованы в поддержке «Стратегии 2020».

Главное наше право, как потребителей – право на информацию.

Партийный проект «Сеть правовой защиты потребителей» направлен на первоочередные ориентиры: повышение безопасности граждан в различных сферах услуг и при приобретении товаров; защиту интересов потребителей – пенсионеров; улучшение качества жилья; повышение качества медицинских и образовательных услуг; правовое просвещение потребителей и предпринимателей; обучение молодежи основам потребительских знаний.

Создание информационно – консультационных центров проекта «Сеть правовой защиты потребителей» рассматривается «как мера реализации «Стратегии 2020» на уровне территории» и, как важный фрагмент системы непрерывного правового просвещения и обучения потребителей через структуры современных информационных коммуникаций.

Центр создан для практической защиты потребителей - для оказания правовой поддержки потребителей путем проведения юридических консультаций по защите прав потребителя, разъяснения положений Закона 'О защите прав потребителей', а также для просветительской работы, в целях достижения общегосударственных приоритетов – ликвидации бедности, повышения качества жизни, обеспечения высоких стандартов и общего благополучия граждан.

По итогам работы круглого стола участники приняли резолюцию.

В заседании также приняли участие гендиректор ООО «Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николай Демидов, и.о.руководителя Управления Росздравнадзора по г.Москве и Московской области Валентин Завалев, зам.руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г.Москве и Московской области Ольга Одинцова, гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев, представители прокуратуры.

Наталия Бурцева

Источник: Единая Россия (Москва - новости округов)

  Обсудить новость на Форуме