16:00 08.06.2018 | Все новости раздела "Единая Россия"
В Госдуме предлагают организовать Фонд поддержки родных языков
Расширенное заседание рабочей группы по доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» прошло в Госдуме. На заседании был представлен и обсужден обновленный текст поправок к законопроекту, подготовленных в рабочей группе с учетом замечаний, прозвучавших от общественности. До рассмотрения документа на заседании профильного комитета по образованию и науке законопроект еще будет обсуждаться, а на заседании депутаты также рассмотрят проект постановления Госдумы, которое будет вынесено на принятие в рамках рассмотрения законопроекта в первом чтении и в котором будут прописаны нюансы ко второму чтению законопроекта.
Открывая заседание, первый заместитель руководителя фракции «Единой России» Андрей Исаев напомнил, что законопроект, представляющий собой поправки в закон об образовании, был внесен в Госдуму депутатами всех фракций. Он обратил внимание на то, что необходимость принятия подобного закона обсуждалась в обществе уже продолжительное время.
«Точку в дискуссии поставил Президент Владимир Путин, который сказал, что нельзя принуждать человека к изучению языка, не являющегося для него родным. На решение этого вопроса и направлен законопроект, поскольку, к сожалению, имели место многочисленные нарушения, звучали требования обеспечить право выбора для всех граждан», - рассказал он предысторию.
Внесенный законопроект, напомнил депутат, вызвал серьезные споры в целом ряде регионов. На него поступили разные отзывы от законодательных органов субъектов РФ. «Значительная часть субъектов законопроект в целом концептуально поддержали. Но целый ряд субъектов высказался либо против, либо выразил серьезные замечания. В связи с этим возникла дискуссия. Зачастую авторам приписывалось то, чего не планировалось вовсе, например, предложение сделать язык факультативным. Предполагалось изначально, что изучение национальных языков останется в обязательной программе. Тем не менее, мы сочли, что все озвучиваемые предложения заслуживают серьезного и всестороннего обсуждения. По инициативе фракции «Единой России» комитетом по образованию была сформирована рабочая группа, в которую вошли авторы законопроекта, депутаты Госдумы, представляющие национальные республики, руководство Рособрнадзора, Министерства просвещения. Тема крайне важная, крайне сложная и нуждающаяся в правильном решении», - заявил Исаев.
Со своей стороны, председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов подчеркнул, что рабочая группа, ведя диалог со всеми регионами, национальными группами, общественниками стремится найти компромиссный вариант законопроекта.
«Внесенный в Госдуму законопроект, действительно, вызывал достаточно большие споры. В комитете по образованию сейчас стоят две большие коробки: одна – за законопроект, другая – против. Но это в любом случае отзывы к тому, что представлено в первом чтении. Комитет, рабочая группа сочли необходимым внести очень серьезные изменения в тот законопроект, который был внесен нашими коллегами-депутатами. Уверен, что, когда мы придем к общему мнению, гораздо больше голосов поддержат это решение, чем выступят против. Потому что все интересы в этом случае будут учтены», - подчеркнул он.
Депутаты отметили, что целью этой работы является, с одной стороны, обеспечение права выбора для учеников и их родителей, а с другой – сохранение изучения национальных языков в обязательной программе, создание условий для развития преподавания национальных языков в нашей стране.
В связи с этим, в частности, предлагается дополнить статью 11 закона «Об образовании» положением о том, что «федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают возможность получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации», рассказал Никонов.
Кроме того, «мы предлагаем реализовать ко второму чтению такой вариант, как введение возможности изучения государственного языка РФ как родного, то есть русского языка как родного», продолжил он. «Это «развязывает» ситуацию, но при этом изучение родного языка остается обязательным для всех. Но одним из этих языков может быть русский», - пояснил Председатель комитета Госдумы по образованию и науке.
И, наконец, необходимо уточнить, каким образом «осуществляется выбор родного языка в качестве языка обучения или в качестве предмета для изучения в школах, где основное преподавание ведется на русском языке». «Мы предлагаем сделать это через следующую запись: выбор языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе обучающихся, родителей, законных представителей несовершеннолетних обучающихся до получения ими основного общего образования на основании заявления. По существу, речь идет о том, чтобы при поступлении в первый класс и пятый класс родители несовершеннолетних обучающихся подавали заявление о том, на каком языке ребенок хочет обучаться, и какой язык национальных республик хочет изучать», - заявил Никонов.
Говоря о в целом о ситуации с изучением родных языков, парламентарий заметил: «Ни в одной стране мира нет такого, что в системе образования изучалось 59 языков, а преподавание шло на 30 языках. Это действительно беспрецедентное достижение нашей страны. При том, что у нас в качестве государственных языков в 22 субъектах Российской Федерации используются не только русский, но и языки, которые в этом субъекте тоже считаются государственными. При этом нельзя сказать, что нет проблем с изучением родных языков. Ясно, что невозможно в каждой школе обеспечить преподавание любого родного языка, поэтому закон об образовании предусматривает, что изучение родных языков осуществляется с учетом имеющихся возможностей образовательной системы. Это тоже оправдано. И в то же время сейчас, когда этот вопрос встал на повестку дня, мы начали внимательно изучать ситуацию и обнаружили, что существует множество проблем, которые нуждаются в первоочередном внимании государства».
К примеру, утвержденные учебники в федеральном перечне учебников сегодня существуют только по пяти языкам – это татарский, башкирский, алтайский, хакасский и чеченский. И только по 13 языкам есть примерные основные образовательные программы. При этом ведется преподавание и изучается гораздо большее количество языков. Однако в силу ряда причин выработать стандарт, утвердить учебник, провести его экспертизу достаточно сложно. И все эти вопросы призван решить Фонд поддержки национальных языков – создать его также предлагает рабочая группа.
«Фонд поддержки родных языков будет заниматься подготовкой учебников и учебных пособий по родному языку и литературе, стандартов для изучения языков коренных малочисленных народов, образовательных программ. По словам Никонова, сделать это необходимо, потому что та система поддержки национальных языков, которая существовала в советский период, сейчас ослабла, не ведется специальная подготовка педагогических кадров для коренных малочисленных народов, существуют проблемы с подготовкой федеральных учебников и образовательных программ. Он выразил надежду, что эта работа позволит значительно продвинуться вперед в деле поддержки изучения родных языков», - сказал Никонов.
Депутаты сообщили также, что принято решение записать в проект постановления предложения по созданию концепции преподавания родных языков и государственных языков РФ.
Как отметил Председатель комитета по образованию и науке, к 15 июня комитет готов рассмотреть законопроект с тем, чтобы вынести его на рассмотрение Госдумой в первом чтении 19 июня вместе с соответствующим постановлением, в котором уже будет зафиксировано, как текст законопроекта будет изменен ко второму чтению. После рассмотрения в первом чтении инициативу планируется отправить в регионы, чтобы у них была возможность ознакомиться с его доработанным вариантом и высказать свои предложения.
Андрей Исаев добавил, что законопроект потребует подготовки целого ряда подзаконных актов, которые непосредственно будут регулировать процесс обучения родным и государственным языкам. «И поэтому мы предполагаем в постановлении к первому чтению записать обращение к Правительству представить нам уже не к третьему, а ко второму чтению подробную информацию о тех подзаконных актах, которые будут изданы для исполнения этого закона», - сообщил депутат.
Источник: Единая Россия
Обсудить новость на Форуме