20:15 22.04.2013 | Все новости раздела "Единая Россия"

В Госдуме обсудили проблемы образования в сфере АПК

Участники круглого стола, состоявшегося в Госдуме, обсудили ряд наиболее злободневных проблем, связанных с подготовкой кадров для агропромышленного комплекса в системе высших учебных заведений

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам провел в понедельник, 22 апреля, заседание круглого стола на тему «Актуальные вопросы образования и подготовки для АПК: проблемы, тенденции, перспективы». В мероприятии приняли участие председатель комитета Николай Панков, заместитель председателя комитета Надежда Школкина, статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Александр Петриков, заместитель директора департамента Министерства образования и науки Российской Федерации Валерий Дубицкий, ректоры ведущих сельскохозяйственных вузов России.

Открывая заседание круглого стола, Панков обратился к собравшимся: «Комитет по агарным вопросам просит вас, коллеги, высказываться напрямую, какие проблемы сегодня существуют в высшем образовании. Мы для этого и собрались, чтобы, во-первых, обсудить проблему, а главное, выслушать ваши предложения по решениям проблем вузовской науки в агропромышленном комплексе. Мы хотели бы сегодня обсудить вопросы, связанные с обеспечением агропромышленного комплекса высококвалифицированными специалистами».

По его словам,  перед агропромышленным комплексом ставятся новые задачи, в условиях ведения нового хозяйствования, в условиях присоединения России ко Всемирной торговой организации. «Мы хотели бы, чтобы наши высококвалифицированные специалисты, выпускники наших аграрных высших учебных заведений приходили в село, работали в селе. Что для этого нужно?  Давайте вместе обсуждать. Мы сегодня понимаем, что система профессионального аграрного образования не имеет устойчивой связи с рынком труда. Зачастую, а может быть, и в большинстве наших учреждений довузовского образования мы работаем на той технике, на тех технологиях, которые сегодня уже не используются в агропромышленном комплексе», - отметил депутат.

«Социальные преференции для наших выпускников, которые должны идти в агропромышленный комплекс, стали менее привлекательными. Сегодня только высшие сельскохозяйственные учебные заведения думают о трудоустройстве выпускников – не всегда об этом заботятся сельхозпроизводители, которые думают, что государство должно обеспечить их высокопрофессиональными кадрами. Проблема трудоустройства выпускников аграрных вузов стоит остро – но я бы остановился и на тех проблемах, которые есть у нашей высшей школы», - добавил парламентарий.

По его мнению, высшая школа финансируется на 30% меньше, чем вузы, принадлежащие Министерству образования. «Я бы поговорил о таких вещах, как специфика отрасли, нашего агропромышленного комплекса. Сегодня Министерство сельского хозяйства отстранено от участия в конкурсах по выделению бюджетных мест в наших аграрных вузах, по распределению выпускников. Мы бы хотели от Министерства образования перед началом проведения аттестации высших учебных заведений проконсультироваться с отраслевыми министерствами о специфике оценки наших аграрных вузов. Стоимость обучения в пересчете на одного студента в аграрных вузах должна быть выше, чем в гуманитарных – хотя бы по той причине, что в аграрных вузах присутствуют и техника, и дорогостоящее оборудование»», - сказал он.

Участники круглого стола обсудили ряд наиболее злободневных проблем, связанных с подготовкой кадров для агропромышленного комплекса в системе высших учебных заведений. В частности, ректоры сельскохозяйственных вузов настаивали на необходимости сохранения экономических факультетов и кафедр в своих заведениях, указывая на то, что специалистов, знакомых именно с экономикой сельского хозяйства и готовых по окончании учебы вернуться на село, не готовят больше нигде.

Заместитель председателя комитета Надежда Школкина, комментируя итоги заседания, заметила, что когда депутаты, бывают в регионах, встречаемся с нашими избирателями, в том числе и студентами, все как один подчеркивают главные проблемы – недостаточное финансирование, совершенно изношенная материально-техническая база, нескоординированность действий бизнеса и самих вузовских структур, в том числе по подготовке кадров. «Сегодня нам хотелось больше пощупать проблемы, связанные с законом «Об образовании», который мы приняли – и сегодня мы понимаем, что некоторые пробелы по сельскому хозяйству там есть. Но к моему удивлению, когда мы отстаивали закон «Об образовании», как раз сельскохозяйственные вузы нам ничего не предоставили. Мы, комитет по аграрным вопросам, отстаивали интересы сельских жителей – учет мнения сельского схода при закрытии школ и сохранение льгот для сельских учителей», - сказала она.

Депутат обратила внимание на то, что в высшем образовании есть определенные проблемы. «Мы хотели бы видеть предложения по критериям отбора эффективности вузов – как видим, именно аграрные вузы пострадали потому, что критерии, одобренные Министерством образования, не подходят в силу специфики нашей отрасли. Если бы мы встретились сегодня еще и с сельхозпроизводителями, здесь был бы более горячий спор, потому что именно сельхозпроизводители предъявляют вузам претензии, связанные с тем, что специалисты, которых они готовят, не адаптированы к современным условиям ведения агробизнеса, не говоря уже об условиях вступления в ВТО. А вузы говорят о том, что  сегодня бизнес практически не участвует в формировании госзаказа на  обучение студентов», - добавила депутат.

«Ресурсное обеспечение аграрных вузов у нас сегодня серьезно отстает от обычных вузов. Вот этими вопросами нам и стоит, в первую очередь, серьезно заниматься. Если мы сегодня не подготовим специалистов, умеющих работать в современных условиях, в том числе в условиях ВТО, мы не сможем достойно конкурировать в этих условиях», - заключила Школкина.

Источник: Единая Россия

  Обсудить новость на Форуме