11:45 19.06.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
Татьяна Яковлева: На фармрынке действуют принципы, далекие от законов морали
«Приоритеты долгосрочного развития регионов Центрального федерального округа: последствия мирового финансово-экономического кризиса и посткризисные корректировки». Под таким названием сегодня в Курской области походит заседание Совета при Полномочном представителе Президента РФ в ЦФО. Выступая перед участниками мероприятия, первый заместитель Руководителя фракции «Единая Россия», член Комитета Государственной Думы по охране здоровья Татьяна Яковлева отметила:
- Важной составляющей в сохранении здоровья россиян является поддержка отечественной фарминдустрии, поскольку именно эта сфера напрямую связана с обеспечением национальной безопасности страны.
Вроде бы в ЦФО работает немалое число фармацевтических предприятий, которые имеют и свои активы, и производственные базы. Однако оборудование там устаревшее, а качество продукции не соответствует Правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP). Не вкладываются деньги в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а в результате не производятся новейшие лекарственные средства. К тому же, в основном все эти предприятия являются частными, то есть их главная цель – это успешный бизнес.
В фундаменте этой системы фармацевтического бизнеса - извлечение прибыли, и царствуют здесь законы рынка, часто далёкие от законов морали. На мой взгляд, рыночные принципы не могут быть основой системы лекарственного обеспечения. Государство должно взять на себя ответственность за доступность, качество, стабильность и равноправие системы лекарственного обеспечения населения и последовательно реализовывать данные принципы во всех звеньях рассматриваемой цепочки. Не закон рынка, а фундаментальный закон социальной справедливости должен стать определяющим в выборе вектора развития системы лекарственного обеспечения.
Поэтому необходимо создавать государственные корпорации, которые будут обладать рычагами формирования фармрынка, смогут контролировать соблюдение государственных стандартов, а также влиять на ценообразование.
От участия частного капитала в фармацевтической отрасли тоже не следует отказываться. Являясь членом Совета по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве РФ, а также членом Бюро Наблюдательного Совета Клуба инвесторов российской медицинской, фармацевтической и биотехнологической индустрии, могу со всей ответственностью заявить, что субъекты Федерации должны активнее заниматься привлечением инвестиций, в том числе в фармацевтическую промышленность. Это унизительно, когда российской стороне приходится заниматься только упаковками для лекарств!
Требуется паритетное участие во всем технологическом цикле – в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, в производстве субстанций и готовых препаратов. Ведь сейчас наша фармацевтическая промышленность отстала от зарубежных конкурентов на 20 – 25 лет. 90% отечественного лекарственного рынка – это импорт. Пока западные производители собирают сливки в виде прибылей с наших потребителей, госрегулирование отрасли предоставляет малообъяснимые преимущества зарубежным фармкомпаниям. Такие привилегии иностранцы получили еще в 90-е годы, когда прилавки аптек пустовали и надо было срочно их наполнять хоть чем-то. Сегодня необходимости в таких преференциях нероссийским производителям уже нет. Наоборот, следует всячески поддерживать отечественных производителей.
Эффективным механизмом в развитии отечественной фарминдустрии может стать отраслевой холдинг на условиях частно-государственного партнерства. Долевое участие государства в холдинге повысит его привлекательность для финансовых и стратегических инвесторов. Причем этот холдинг должен быть с полным циклом – от разработки и производства лекарственного средства до его поставки и продажи. Финансовая привлекательность такой схемы тоже очевидна и для отечественного бизнеса, и для государства. В прошлом году по импорту было закуплено лекарств на 280 млрд. рублей, а медицинских изделий – на 54 млрд. рублей. Эти средства пошли на развитие зарубежных компаний и фирм. Если учесть, что цены на отечественные медикаменты и технику как минимум на 30% дешевле, чем на аналогичные импортного производства, то как минимум 110 млрд. рублей можно было сэкономить, ориентируясь на развитие собственной промышленности.
Поэтому просто необходимо:
- Внедрить систему долгосрочного планирования потребностей населения в лекарствах в системе управления здравоохранением и внедрить систему контрактного производства.
- Использовать применяющуюся за рубежом практику заключения соглашений с отраслью о снижении цен в обмен на государственные закупки лекарственных средств.
- Создавать собственную систему производства лекарств, охватывающие весь цикл, в том числе разработку и производство субстанций, с помощью мер налогового стимулирования, реализации на практике принципов частно-государственного партнёрства, создания и внедрения механизмов, обеспечивающих связь науки и производства.
- Создать условия для переноса ведущими иностранными компаниями производства и научно-исследовательских лабораторий в РФ, причём производства не только на стадии упаковки, а начиная с базовых циклов. Что модернизирует отрасль и обеспечит приток иностранных инвестиций.
Источник: Единая Россия (Повестка дня)
Обсудить новость на Форуме