18:31 13.02.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

Столичные единороссы обсудили социально-экономическую ситуацию в Москве в условиях финансового кризиса





 10 февраля состоялось расширенное заседание Регионального политического совета Московской организации Партии «Единая Россия».

 В работе политсовета приняли участие Сопредседатель Высшего совета Партии «Единая Россия», Мэр Москвы Юрий Лужков и Секретарь Президиума Генерального совета Партии «Единая Россия», Заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Вячеслав Володин.

 По доброй традиции в начале заседания состоялось торжественное вручение партийных билетов новым членам Партии - Директору Московского Академического театра имени Вл. Маяковского Владимиру Арцибашеву, Заслуженному артисту России Алексею Кравченко, Ректору Московского государственного университета экономики  Наталье Тихомировой, Заместителю начальника Управления по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы Юрию Абазову, Главному врачу клиники «Научный центр здоровья детей» Академии медицинских наук Константину Баранову, Начальнику отдела ОАО «Лукойл» Владимиру Герасимову, Начальнику отдела ЗАО страховая группа «Спасские ворота» Наталье Медведевой, Главному врачу ООО «Евростом» Игорю Старикову, Заведующему стоматологическим отделением МСЧ № 60 Геннадию Кузнецову, Директору филиала ЗАО  «Моспромстрой» Владимиру Кушниру.

 С основным докладом «О социально-экономической ситуации в Москве в 2008 году» выступила руководитель  Департамента  экономической  политики  и  развития  города  Москвы Марина Оглоблина:

- Несмотря на негативное влияние мирового финансового кризиса в IV квартале 2008 года, итоги социально-экономического развития Москвы за 2008 год в целом имели положительный характер. Увеличились промышленное производство, оборот розничной торговли, инвестиции в основной капитал.

 Важным социальным эффектом развития экономики стал рост среднемесячной заработной платы на 27,3% при росте цен на потребительском рынке на 11,8%. Исполнение доходов бюджета города Москвы за 2008 год составило 102,3 % от годовых плановых назначений. По сравнению с 2007 годом сопоставимые доходы бюджета увеличились в 1,5 раза. Это позволило обеспечить выполнение социальных обязательств и инвестиционных программ Правительства Москвы: введены 4,3 млн. кв.м. жилой площади, в том числе 3,3 млн. кв.м. - на территории города, 21 школа, 86 детских дошкольных учреждений (кроме того, 14 зданий дошкольных учреждений возвращены в систему Департамента образования), 3 больничных корпуса, 2 поликлиники.

 Продолжалась реализация крупных проектов дорожно-мостового строительства и метростроения.

 Произведено повышение размеров оплаты труда в социальной сфере, доплат к пенсиям, пособий.

 Вместе с тем финансовый кризис нанес ощутимый удар по экономике города. Его прямыми последствиями стали сокращение инвестиций, сокращение спроса и сбыта продукции, прежде всего в строительной отрасли и в обрабатывающей промышленности, некоторое увеличение числа безработных. В наиболее сложном положении оказались компании, которые в больших объемах использовали кредитные ресурсы, особенно кредиты западных банков.

 В IV квартале прошлого года в значительной части остановилось строительство коммерческого жилья. В результате объемы ввода за 2008 год на 22,1% ниже показателей предыдущего года.

 В ноябре-декабре на 20-25% ниже уровня соответствующих месяцев предыдущего года упал объем производства промышленности. В результате 8%-ный рост производства, который мы имели за 9 месяцев, сменился на 0,5% по итогам года.

 Особенно глубокий спад - до 40-50% - произошел в таких отраслях, как издательско-полиграфическая деятельность, производство металлических изделий и минеральных продуктов, которые имеют значительный удельный вес в общем объеме городского промышленного производства.

 В этих условиях Правительство города считает своей основной задачей сохранение валового регионального продукта и промышленного производства, создание условий для их восстановления и дальнейшего роста, предотвращение массовой безработицы.

 В октябре создана и регулярно работает под руководством Мэра Москвы городская Временная комиссия по финансовому мониторингу организаций промышленности и строительства города Москвы, которая в оперативном режиме отслеживает ситуацию и принимает решения по оказанию помощи предприятиям. Утвержден План действий, направленных на оздоровление ситуации в отдельных отраслях реального сектора городской экономики.

 Для оперативного реагирования на кризисные ситуации на отдельных предприятиях в городском бюджете на 2009 год предусмотрены средства на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики (30 млрд. рублей). На эти же цели в текущем году будут в основном направлены более 4 млрд. руб., выделенные бюджетом по программам промышленной деятельности, развития и поддержки  малого предпринимательства (4,24 млрд. рублей).

 В целях поддержки крупных предприятий авиапрома уже принято решение о предоставлении субсидий на частичное покрытие кредитной ставки «ММПП «Салют» и ОАО «МПП им. В.В.Чернышева».

 Безусловной поддержкой организаций строительного комплекса, шагом, направленным на оживление рынка жилья, является приобретение городом на аукционе порядка 500 тыс. кв. метров жилой площади. Не скрою, Правительство Москвы при этом решает и собственные задачи, так как это жилье будет направлено для переселения по программам сноса пятиэтажек, молодым семьям, очередникам.

 В настоящее время в Мосгордуме рассматривается внесенный Правительством Москвы законопроект о предоставлении государственной гарантии по кредитам, привлекаемым СУ-155 на завершение строительства жилья, приобретаемого городом.

 В этой связи Марина Оглоблина напомнила участникам собрания, что Минфин РФ упорно отказывает в поддержке нашей поправки к Бюджетному кодексу о предоставлении субъектам РФ права кредитовать предприятия. На наш взгляд, это более эффективная мера, чем выделение безвозвратных субсидий. При получении бюджетного кредита значительно возрастает ответственность получателя бюджетной помощи.

 В то же время Правительство города приняло решение о пролонгации бюджетных кредитов, выданных 4-м предприятиям до принятия ныне действующей редакции Бюджетного кодекса с целью поддержки их в условиях кризиса, увеличив, однако, ставку за пользование кредитом.

 В Правительстве России находятся и другие важные, на наш взгляд, в условиях кризиса предложения Москвы:

- об упрощении порядка и повышении оперативности при выдаче госгарантий, что также требует внесения поправок в Бюджетный кодекс;
- о внесении изменений в Налоговый кодекс, направленные на уменьшение ограничений права на применение упрощенной системы налогообложения;
- о внесении изменений в Федеральный закон №94 о размещении госзаказа, которые позволили бы оперативно учитывать колебания курса валют в ходе реализации уже заключенных контрактов;
- об упрощении и ускорении возмещения «экспортного» НДС, и целый ряд других, направленных на облегчение ситуации в реальном секторе экономики.

 Чтобы не допустить сокращения числа предприятий и организаций малого бизнеса, обеспечить создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест, в бюджете города заложены средства на предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства для возмещения расходов на приобретение основных средств, на аренду помещений, работу с кадрами, на возмещение расходов по уплате процентов по банковским кредитам и части платежей по лизингу основных средств. Предусмотрены также средства на субсидии Фонду содействия кредитования малого бизнеса Москвы для увеличения объемов поручительства по кредитам.

 Активы Фонда содействия кредитованию малого бизнеса составляют в настоящее время более 2,8 млрд. рублей. В прошлом году под поручительство Фонда коммерческими банками было выдано свыше тысячи кредитов на сумму более 8 млрд. рублей. В связи с кризисом Фонд увеличил объем поручительств, выдаваемых малым предприятиям, в абсолютном выражении.

 Существенной поддержкой малому бизнесу стало решение Правительства Москвы снизить в связи с кризисом ставку арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности города. Это равносильно субсидиям малым предприятиям в сумме 6 млрд. рублей в год.

 Большую роль для защиты реального сектора и предотвращения безработицы имеет сохранение в городском бюджете более 600 млрд. рублей, направляемых на программы строительства, ремонта и эксплуатации жилья, школ, дошкольных учреждений, дорог, метро, городской инфраструктуры.

 Значение этого для строительной отрасли и ремонтных организаций мы ощущаем по многократно возросшему числу участников на конкурсах и аукционах при размещении городского заказа.

 В условиях кризиса и роста курса доллара и европейской валюты особое значение приобретает реализация намеченных Правительством мероприятий по увеличению объемов городского резервного фонда продовольствия за счет развития кооперации и интеграции с сельхозпроизводителями России, увеличения закупок продовольствия отечественного производства и увеличения производства мяса и молока в московских агрохолдингах.

 Правительство Москвы внимательно отслеживает, как меняется занятость населения. Число зарегистрированных в службе занятости безработных граждан увеличилось за 2 месяца на 8 тыс. человек и превысило 28 тыс.

 Это, однако, ниже числа безработных в начале 2007 года и составляет лишь 0,4% экономически активного населения. Однако эти цифры не должны вызывать успокоенность. Во-первых, растет число работодателей, намеревающихся провести сокращение штата; во-вторых,  увеличивается численность работников, намеченных к увольнению.

 Наконец, эти цифры ничего не говорят о числе людей, отправленных в отпуск без сохранения содержания, и переведенных на сокращенную рабочую неделю, а также о числе жителей других регионов, потерявших работу в Москве.

 Косвенные данные свидетельствуют о том, что уже прошедшее сокращение штатов значительно больше, чем отражено в официальной статистике. Так, ежедневное число пассажиров московского метрополитена в ноябре-декабре 2008 года было на 200 тыс. меньше, чем в те же дни предыдущего года, а в январе-феврале т.г. - уже на 400-500 тыс. меньше. И это явно не только и не столько за счет сокращения командированных и туристов.

 Для своевременного принятия мер, направленных на предотвращение и минимизацию негативных явлений на рынке труда, обеспечения социально-трудовых гарантий работающих и высвобождаемых работников в Москве при Временной комиссии создан Межведомственный штаб по вопросам занятости населения и обеспечения стабильной ситуации на рынке труда.

 В настоящее время в соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 01.10.2008 № 46 «О занятости населения в городе Москве» реализуются мероприятия по содействию в трудоустройстве гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата работников организаций до расторжения трудового договора; оказанию предувольнительных услуг гражданам.

 В то же время кризис должен быть использован для модернизации штатов, создания более эффективных систем управления, повышения производительности труда. По этому показателю мы значительно отстаем от передовых стран, что недопустимо в конкурентной борьбе за рынки.

 Одновременно мы рассчитываем использовать высвобождение специалистов в коммерческом секторе для того, чтобы сократить число вакансий, которые у нас хронически имеются в отраслях социальной сферы и других отраслях городского хозяйства.

 Кризис должен быть использован и для того, чтобы навести порядок и в регулировании миграции. Правительство Москвы уже не один раз вносило в Правительство РФ предложения об ужесточении миграционной политики в интересах сохранения рабочих мест для москвичей и жителей других регионов России, а также в интересах защиты социальных прав мигрантов. Но принято пока одно (хотя и существенное) - об ограничении квот.

 Под постоянным контролем Правительства находится также вопрос своевременной выплаты работникам заработной платы. Здесь также прослеживаются негативные тенденции. За последние 3 месяца число предприятий, где происходят задержки платежей, выросло в 4,2 раза и сумма задолженности в 4,6 раза.

 В то же время на 1 февраля число таких предприятий равно 25, а сумма задержанной зарплаты составляет 0,26% от месячного фонда заработной платы. Как видите, ситуация пока не носит критический характер. Чтобы этого не произошло, мы ежемесячно разбираемся с каждым предприятием-должником. В результате из 25 февральских предприятий лишь 8 имеют долги по заработной плате более двух месяцев (7 из них - федеральные), по остальным ситуацию удалось быстро урегулировать.

 Следует отметить, что несвоевременной выплаты заработной платы в городских госучреждениях, унитарных предприятиях и акционерных обществах, которыми управляет город, нет. Нет задолженности и в оплате городского заказа.

 Правительство понимает, что кризис не прошел низшую точку, последствия кризиса, в том числе и для бюджета, не ясны.

 Возникают и непредвиденные ситуации. Так, значительную часть медикаментов, закупаемых для бесплатного предоставления населению, составляет импорт. К чему приводит бюджет изменение стоимости бивалютной корзины всем ясно.

 В связи с сокращением числа пассажиров в городском транспорте могут возникнуть финансовые проблемы в Метрополитене и Мосгортрансе.

 Могут возникнуть проблемы и с исполнением доходной части бюджета. Поэтому принимаются меры к повышению эффективности бюджетных расходов.

 В соответствии с поручением Мэра Москвы в декабре прошлого года поправками к Закону о бюджете на 1,7 млрд. рублей сокращены затраты на административно- хозяйственные расходы органов госуправления. В соответствии с Указом Мэра Москвы сейчас принимаются дополнительные меры по сокращению этих расходов. По предварительной оценке, это составит более 400 млн. рублей.

 В связи со снижением цен на стройматериалы пересматриваются договорные условия по подрядным договорам, а также по договорам на эксплуатацию систем городского хозяйства.

 В бюджете предусмотрен резервный фонд на непредвиденные антикризисные мероприятия.

 В соответствии с решением Мэра Департаментом финансов сформирован кассовый план расходов бюджета на 1-й квартал в размере 15% от годовых показателей, утвержденных Думой. Временно, до прояснения обстановки, отложено размещение горзаказа на строительство некоторых новых объектов и ряд закупок материалов и оборудования.

 Принципиальная позиция городского Правительства - бюджет при любых обстоятельствах, безусловно, и в полном объеме выполнит свои социальные обязательства. В условиях кризиса, некоторого увеличения безработицы и возможного роста цен на продовольствие это приобретает особое значение.

 Напомню, что Правительством предусмотрено:
- увеличить на 37% размер зарплаты в учреждениях городской социальной сферы,
-довести к концу года городской гарантированный минимум пенсий до 2-кратной величины прожиточного минимума, 
-повысить размеры ежемесячных городских денежных выплат региональным льготным категориям граждан, 
-значительно увеличить расходы на выплату субсидий на оплату жилого
помещения и коммунальных услуг и целый ряд других мер поддержки ветеранов и семей с детьми.

 Город, как, впрочем, и вся страна, переживает непростой период.

 Среди присутствующих сегодня много представителей предприятий, научных организаций, финансовых структур.

 Мы готовы рассмотреть все предложения по преодолению кризисной ситуации.

 Марина Оглоблина убеждена, что единое понимание проблем, совместная ответственность и совместная работа предпринимателей, профсоюзов и органов власти позволят преодолеть трудности с минимальными потерями».

 В своем выступлении генеральный директор управляющей организации АМО ЗИЛ Константин Викторович Лаптев особо отметил ряд тревожных тенденций, начавших особенно остро проявляться в конце 2008 года.

 Первая из них затронула взаимоотношения предприятий реального сектора экономики и финансовой сферы. В условиях кризиса банки резко усложнили требования по выдаче кредитов, увеличили процентные ставку, перестали рассматривать производственные средства в качестве обеспечения по кредиту.

 Многие решения по ранее выданным кредитам банки стали принимать в одностороннем порядке, что поставило под сомнение вопросы стратегического сотрудничества предприятий реального сектора экономики и финансовых институтов. В результате, из исполненных АМО ЗИЛ кредитных обязательств за прошлый год на завод в виде кредитов вернулась только четверть. В связи с ростом залоговых требований и требований по обеспечению стали возникать регулярные проблемы при выплате заработной платы по карточкам обслуживающего завод банка.

 Аналогичные проблемы возникают у всех поставщиков АМО ЗИЛ и, особенно, у дилеров завода, основным источником финансирования деятельности которых всегда были заемные средства.

 Но что характерно, согласно отчетности Банка России, за 3 кризисных месяца банки получили доход от купли/продажи валюты в объеме 830 млрд.рублей, а доля доходов банков от основной деятельности, связанной с кредитованием и обслуживанием клиентов, в том числе промышленных предприятий,  сократилась с 34 до 20% по итогам I квартала.

 Как итог, проблемы с банковским кредитованием при одновременном сокращении платежеспособного спроса и ростом расходов по обслуживанию кредитов привели к множеству негативных последствий, таких как увеличение объемов незавершенного производства и возникновение кассовых разрывов.

 В очередной раз прозвучала больная для предприятий реального сектора экономики тема. Генеральный директор АМО ЗИЛ подчеркнул, что это общее мнение российских производителей - для ресурсной поддержки реального сектора экономики России сегодня необходимо снижение базовой ставки по налогу на прибыль до уровня 12%.

 Третий момент, который так же волнует в данный момент каждого производителя отрасли машиностроения – это рост цен на сырье. В 2008 году, начиная с апреля, стартовал небывалый рост цен на продукцию металлургических предприятий. Так рост цен на чугун передельный составил +117%. Никакая экономика не сможет выдержать такого роста! Листовая холоднокатанная сталь – рост на 62%, горячекатаная сталь – на 51%. В октябре года цены на металл упали, но сейчас, в условиях кризиса цены снова стремительно поползли вверх.

 Более того, из 72 основных поставщиков АМО ЗИЛ, осуществляющих поставки на завод в ежедневном режиме, остановили работу 42 предприятия. В январе не работало вообще 14 предприятий, 37 начали работу только с 19 января. Многие заводы работают по сокращенному пяти, четырех и даже трех дневному графику. Есть предприятия, которые в новом году не проработали еще ни одного дня.

В такой ситуации приходится прикладывать серьезные усилия, чтобы обеспечить бесперебойную работу завода. К сожалению, многие крупные автопредприятия вынуждены останавливаться. Камский автозавод настоящий момент остановлен уже в четвертый раз, останавливал главный конвейер АвтоВАЗ.

 При этом сегодня Правительством России предпринимаются жизненно важные шаги по поддержке российского автопрома. Последнее совещание, проведенное на КАМАЗе Председателем Правительства России Владимиром Владимировичем Путиным, завершилось принятием большого пакета решений, направленных на оказание реальной поддержки российской автомобильной промышленности. Суммарный объем поддержки достиг 135 млрд.рублей.

 «Но на сегодня ни один пункт этого протокола не 'выстрелил'» - отметил в заключение  докладчик. 

 Свою оценку влияния кризисной ситуации на строительную отрасль высказал в своем выступлении генеральный директор строительного концерна «КРОСТ» Алексей Алексеевич Добашин.

 Он отметил, что не смотря на заявления СМИ о том, что многие строительные компании испытывают значительные финансовые проблемы и остановили работу, ситуация далеко не столь драматична. Строительные компании Москвы выполняют практически все задачи, поставленные Мэром Москвы и Правительством города по строительству социальных объектов.

 Строительный рынок гибко отреагировал на кризис, сократив затраты и издержки. Те предприятия, которые рассчитывали на сверхприбыль по аналогии с 2006-2008 годами провели пересмотр своих финансовых планов.

 Безусловно, кризис затронул сегодня каждого работодателя и сотрудника. Но необходимо понимать, что кризис не вечен, он закончится. К этому следует готовиться заранее, осуществлять меры по переходу к более эффективному хозяйствованию, снижению всех непроизводственных затрат, что и демонстрирует сегодня строительный комплекс Москвы.

 Процитировав слова Первого заместителя Руководителя Администрации Президента России Владислава Юрьевича Суркова, докладчик еще раз подчеркнул, что кризис – явление временное. Он может только замедлить, но не остановить движение страны к долгосрочным целям развития. 


 Есть две стратегические линии  - первая это качественное изменение экономики, которое невозможно без изменения общества и вторая - социальная поддержка людей. И сегодня, когда ресурсы уменьшаются, главное - сохранить курс и найти средства на развитие и переход нашей экономики на иную, более высокую ступень развития. Тысячи предприятий Москвы сегодня делают именно это. Но им необходима поддержка.

 В своем выступлении Алексей Добашин полностью поддержал предыдущего докладчика в части проблем в кредитовании предприятий реального сектора экономики. Действительно, банки заработали на кризисе многие миллиарды рублей. Но они – часть нашего общества. Необходимо целенаправленно формировать общественное мнение, направленное на уменьшение чрезмерного стремления банковского сектора к безудержному росту своей прибыли.

 С докладом о работе антикризисной группы МГРО по работе с вкладчиками и дольщиками выступил ее руководитель, депутат Московской городской Думы Александр Борисович Милявский.

 Он информировал Политсовет о том, что в своей работе комиссия ставит целью мониторинг ситуации, общественных настроений, выработку законодательных инициатив. В числе последних можно отметить внесение изменений в Федеральный Закон №214-ФЗ, позволивших осуществлять контроль за долевым строительством на уровне города.

 По данным Группы, на 1 февраля 2009 г. в утвержденных Правительством списках пострадавших соинвесторов осталось 1253 дела, из которых 1181 уже рассмотрены Москонтролем и Департаментом жилищной политики. 930 дел получили положительное решение, 251 находятся в стадии решения. Из них по 173 дела могут быть решены в ближайшее время.

 По мнению антикризисной группы проблему с обманутыми дольщиками следует четко разделять на две части: проблемы с 2005-2008 годов - фактически уже решенные на сегодняшний день и потенциальные риски, которые город может понести в связи с общекризисными явлениями в экономике, с которыми необходимо работать системно на их предотвращение.

 Именно поэтому антикризисная группа по вкладчикам и дольщикам должна оптимизировать свою работу. Группа должна стать центром, где собирается вся информация, проводятся встречи с дольщиками, разрабатываются законодательные инициативы и предложения-рекомендации для профильных органов исполнительной власти.

 В заключение докладчик предложил поддержать предложения,    выработанные антикризисной группой:

1. Обратиться в Правительство Москвы с просьбой рассматривать дела дольщиков, прошедших рабочую группу Департамента жилищного строительства и Москонтроль, рассмотренные на Жилищных комиссиях всех уровней по проектной экспликации.

2. Обратиться в Правительство Москвы с просьбой составить и нормативно утвердить график прохождения пострадавшими соинвесторами всех комиссий Правительства по списку на 1/01/09 до 1 апреля.

3. Актуализировать работу по формированию законодательной базы, а именно создания института саморегулирования строительной деятельности, страхования сделок по участию в долевом строительстве и др.




  Выступление Сопредседателя Высшего совета Партии «Единая Россия»,  Мэра Москвы Юрия Лужкова на расширенном заседании Политсовета  Московской организации Партии

 Дорогие товарищи!

 Сегодня сложное, ответственное и, в определенных смыслах, опасное для нашей экономики, для нашей социальной сферы время. Это время требует новых решений, дисциплинирования и четкой, рациональной организации нашей работы.

 Это время требует, даже когда мы видим почти невозможное, наоборот - собираться, не расслабляться, а действовать и решать.

 Когда пришел на нашу землю этот кризис, рожденный не у нас (и об этом я пару своих выводов хочу предложить нашему собранию), мы в Правительстве Москвы создали оперативный штаб, который все это время в среднем два раза в неделю собирается, рассматривает вопросы, находит решения по поддержке, в первую очередь, реального сектора экономики, производства, по поддержке малого и среднего бизнеса. И вчера на большом активе тех, кто представляет малый и средний бизнес, власти города, Правительство Москвы и Московская городская Дума предложили беспрецедентные меры поддержки малого бизнеса, меры, которые находятся в пределах правовых и финансовых возможностей города.

 Сегодня для нас сохранение потенциала трудозанятости, сохранение работоспособности всех структур: и крупных, и структур малого и среднего предпринимательства - главная задача. Она даст нам возможность решать и социальные задачи. Если мы удержим рабочие места, то мы сохраним и соответствующие возможности для содержания и поддержания москвичей, семей, бюджета семей, и сохраним в основном тот бюджетный потенциал, который формируется  главным образом за счет отчислений от производства.

 А сохранение этого бюджетного потенциала через сохранение потенциала рабочих мест, через сохранение работоспособности всей нашей экономической системы дает нам возможность подтвердить те наши социальные обязательства, которые мы взяли на себя в 2009 году, которые всем хорошо известны по городским дотациям для пенсионеров. Мы должны выйти на уровень «два к одному» по отношению к прожиточному минимуму пенсионера, - это колоссальная задача. Это кстати был бы и будет наш ответ на эти кризисные явления. Мы должны решать проблемы Года равных возможностей, мы должны удержать и продолжить все те социальные решения, которые мы принимали раньше по Году ребенка, Году семьи. И все это складывается не из каких-то ресурсов, которые к нам сыпятся, не из ресурсов, которые нам дарит государство, а мы бездотационный субъект Федерации, а из всего того, что делает сам город, из всего того, что производят наши москвичи.

 Конечно, сегодня мы находимся с вами в условиях кризиса и должны понимать не только то, что происходит сегодня. Наверное, мы должны с вами уметь разобраться в природе и причинах этого кризиса. Оценить на этой основе, куда и когда это все будет двигаться, и когда это все пойдет на спад.

 Кризис первые свои проявления нам подарил в августе прошлого года. Мы говорили: разразился кризис, – ничего подобного. Кризис начался с того, что капитализм, в первую очередь капитализм в США в послевоенный период, укрепив доверие к доллару, сделал доллар мировой валютой. Дальше доллар был разведен с золотым содержанием, и таким образом было допущено производство печатания долларовых бумажек, которые продолжали иметь авторитет во всем мире. И формула капитализма по Марксу: «деньги – товар – деньги», США заменили на формулу: «деньги - ценные бумаги (или акции) – деньги». И одновременно там (в США) проходило снижение, уникальное для капиталистической страны, доли в валовом внутреннем продукте непосредственно производства. И эта доля упала до 11 процентов. Сам реальный сектор экономики США сегодня составляет 11 процентов в валовом внутреннем продукте страны.

 А чем же все это было заменено? А заменено было игрой в деньги: котировки, биржевые игры, производство печатания несметного количества денег, которые были разведены с золотым содержанием. И эта игра оказалась настолько легкой, потому что Америка в два раза больше обеспечивала себя, продавая свои бумажки и получая за эти бумажки товары. Это та природа кризиса, которая, в конце концов должна была состояться и должна была от этой безудержной игры, в которую много лет увлеченно играли транснациональные корпорации, передавшие производство в другие страны, естественно привести к этому результату.

 Когда мы оцениваем всю эту ситуацию на Западе, то завершение кризисных явлений может состояться только тогда, когда страны Запада, в первую очередь, конечно, Соединенные Штаты Америки (Европа поменьше увлекалась этими котировками, игрой в ценные бумаги и так далее) перейдут к реалиям капиталистического общества, совмещению пропорций и возврату к категориям: «деньги – товар – деньги».

 Давайте представим себе, когда это случится, и когда они там (на Западе) захотят это сделать.

 Теперь давайте мы с вами попробуем перейти к нашим условиям. То, что кризис очень основательно, больно задел Россию, - это факт. А где те причины для кризисных явлений в нашей стране? Смотрите! Многолетний профицит бюджета, уникальные для масштабов нашей страны золотовалютные резервы, накопления в стабилизационный фонд. То есть, если говорить о российском государстве, как таковом, то никаких причин попадать в кризисную ситуацию нет, даже когда все там (на Западе) проваливается и бушует. Значит, есть какие-то другие моменты, которые мы должны с вами разобрать, и которые тоже должны быть предметом серьезной оценки, не просто тех сегодняшних ситуаций.

 Марина Евгеньевна Оглоблина доложила о том, что делает город, что делает Правительство Москвы. Я не стану повторяться. Делаем, и будем решать, и будем использовать свои ресурсы для того, чтобы в Москве кризисные явления были скомпенсированы в лучшем случае, или, если чего-то не хватит радикально, смягчены.

 Но мы должны, тем не менее, все-таки задать себе вопрос, а что же у нас-то в стране случилось? Государство – в норме, а кризис в нашей экономике проявляется все в большей и большей степени.
Так вот, и у нас кризис, дорогие товарищи, а мы об этом и на этой трибуне много раз говорили, состоялся не в августе 2008 года. А состоялся он, и его истоки лежат в 90-х годах, когда государство, власть в стране допустили разворовывание, разбазаривание, раздачу природных ресурсов, крупнейших отраслей промышленности тем, кто оказался не в состоянии обеспечить развитие этих отраслей. Получив такие бешеные по размерности куски собственности, эти капитаны, которые у нас, как говорится, все видны как на ладони, никогда, не смотря на свои хорошенькие фуражки, никогда не знали моря. И они тоже начали игру. Они любили деньги. Они, не занимаясь непосредственно нашими отраслями, начали переводить это все в котировки. Они начали играть на бирже. Они начали зарабатывать и повышать свою капитализацию. И мы с вами с удивлением начали читать в разных «Форбсах», кто, сколько миллиардов имеет. Но это все дутые деньги и дутые уровни.

 И кроме всего этого, я хотел бы сказать о нашем не только олигархическом, но и общем бизнесе. Чем занимался наш бизнес? Я исключаю бизнес, который относится к малому, среднему уровню. Чем занимались наши «крупняки»? Они имели большие деньги, они имели и большие возможности. Эти возможности направлялись не в расширенное воспроизводство, а в игру, в покупку футбольных команд, в покупку яхт, в покупку непрофильных активов, в покупку земли, которая вообще ничего не стоила, в покупку тех предприятий, которые в принципе должны были давать хорошие дивиденды. И тем не менее эти люди не смогли раскрутить эти предприятия до уровня, при котором эти новые приобретения олигархических и крупных структур давали бы дополнительную прибыль в режиме расширенного воспроизводства. Это очень серьезная причина!

 Но кроме этого одна из основных причин, которые, по сути поразили наше государство, - это то, что бизнес, в том числе и тот, который не способен был в силу неграмотности тех, кто набрал эти капиталы, не способен был осуществлять нормально свою экономическую и финансовую работу, набрал за эти годы за рубежом, разные цифры называют, я называю среднюю цифру 570 миллиардов долларов. И по оценкам уже в прошлом году нужно было отдать в районе 45 миллиардов, в этом году уже около 200. И когда там на Западе разразился кризис, те, кто давал кредиты нашему бизнесу, стали требовать возврата, и ускоренного возврата. А возвращать было нечем. Поэтому кризис, который сегодня складывается  - это не кризис государства российского, это кризис нашего нового бизнеса - олигархического и иного, возглавлявшегося не теми, кто знает производство, не теми, кто знает экономику, не теми, кто по-настоящему погрузился в производственные процессы. Таких очень и очень мало. Практически нет.

 А что делать государству? В этой ситуации государство смотрит на эти долги и видит, что, если эти структуры будут обанкрочены, то вместе с  банкротной массой государство может потерять стратегические производства и даже стратегические отрасли, которые являются составляющими суверенитета страны. Казалось бы, когда какая-то там структура неудачного бизнеса не может отдать деньги западному банку, пусть она банкротится. И, в общем это происходит в капиталистическом мире. Это явление ординарное. Но, вернув во многом в 2000-е  годы, в наше время стратегические ресурсы, стратегические резервы природных ископаемых запасов опять в государственную систему, государство не может себе позволить очень просто, безмятежно относиться к уже новому этапу потери стратегических ресурсов, составляющих суверенитет страны.

 Кстати говоря, Запад в свое время почти добился того, что Россия оказалась без своих ресурсов. Очень многие отрасли уже были готовы к тому, чтобы их прибрали к рукам транснациональные корпорации, компании, страны и так далее.

 И на рубеже столетий произошло абсолютно неожиданное для Запада спасение нашей страны, нашего суверенитета. Сегодня этот вопрос снова стоит на повестке дня. Алюминиевая промышленность. Как можно ее потерять в результате неудачной работы тех лидеров, которые всегда уже почти связываются с этой отраслью, при громадных долгах!

 Конечно, руководство государства вынуждено принимать, просто аномальные меры, чтоб эти ресурсы не ушли из страны. Это первая задача, которая является задачей определенного множества.

 Вторая задача, которая относится к проблематике страны, а не к проблематике этого бизнеса, на 570 миллиардов оказавшегося должником и во многом - в невыплачиваемом долгу у западных банков.

 Вторая причина, которая  в данном случае может даже занять первое место, - это недопущение банкротства, которое выбрасывает за ворота громадное количество людей. Сегодня эти процессы являются очень и очень сложными.

 И третья причина, о которой нужно говорить во весь голос, и которая связана с теми решениями, которые обязана принять государственная власть, она уже здесь называлась. Я попробую несколько подробнее на ней остановиться. И знаете еще почему? Сидим мы здесь в президиуме с Юрием Сергеевичем Карабасовым и я ему говорю: «Юра, сейчас будут выступать производственники. И каждый (хотя мы с ними хорошо знакомы, но мы с ними ничего не готовили, не разговаривали до этого нашего актива), каждый будет ставить вопрос о невозможности работать в условиях такой системы кредитов, которая установлена в нашей стране для реального производства. Точно!

 Так вот, задача государства... Может быть даже нам даже имеет смысл посмотреть по аналогии, ну что мы все время ищем какой-то свой путь и показываем всему миру, реализуя этот свой путь, что не нужно делать?!

 В Соединенных Штатах – 0,25% кредитная ставка. В Англии – пол-процента, в Японии – ноль. Могу ошибиться, но точно больше 1% нет. У нас, как только появилась эта ситуация, подняли ставку рефинансирования. И господин Кудрин, объясняя это на очень серьезной встрече, которую проводил Дмитрий Анатольевич Медведев на «Салюте» у нас в Москве, заявил о том, что ставка рефинансирования зависит от уровня инфляции. И она устанавливается по той реальности, с которой Кудрин с момента своего появления как министр финансов, борется все время, все время обещает, что все будет ниже, и все будет лучше, а на самом деле все становится выше, и все становится хуже. 
Так вот, я там заявил о том, что эта структура и этот руководитель могут привести реальную экономику к полной гибели, если мы будем слушать его пространные лекции толмудического толка и двигаться по этому пути в полный провал нашей экономики, нашего реального сектора экономики.

 Я тогда сказал, что все как раз по формуле наоборот: уровень инфляции у нас в стране, да и по теории, определяется той кредитной ставкой рефинансирования, которая установлена государством. Если бы эту ставку рефинансирования власть установила на уровне 4%, а ставку банковского кредита – 8%, то у нас уровень инфляции упал бы до уровня тех же 8% и ниже.

 Первая важнейшая задача власти сегодня – не допустить развала производства и установить такие уровни кредитования, при которых производство может еще существовать. Я задаю вопрос: может быть в этом зале найдется тот удачливый руководитель, который скажет, что ставка рефинансирования 24%, 18% - ставка НДС, плюс остальные расходы - и у нас есть производство, кроме казино, которое компенсирует эту ставку рефинансирования, которое выплачивает НДС, и которое еще оставляет для бизнеса хотя бы какую-то норму прибыли?

 А если таких нет, то, что означает кредитная ставка, которая предлагается нуждающимся, остро нуждающимся структурам реального сектора экономики? Здесь не нужно ходить к гадалке. Это все очевидно, что тот бизнес, который возьмет под такой процент кредит, не сможет его вернуть. Что в этом случае получит банк? А в банках у нас умный народ. Они все понимают. И они не хотят давать кредиты.

 Когда Игнатов отчитывался перед Владимиром Владимировичем Путиным, он сказал, что в декабре кредиты были выданы на уровне 1,3% по сравнению с 4% в декабре 2007 года. То есть государство, власть требует от банков давать больше кредитов, а оказалось, что выдача кредитов в декабре прошлого года была осуществлена ниже, чем в спокойном декабре 2007 года. Вот вам и реакция банков на требования власти.

 Но почему все-таки режим кредитования обставлен бесконечным количеством таких условий? Я отвечаю. Пройдет полгода-год после получения такого кредита каким-то бизнесом, бизнес этот кредит вернуть не сможет. За это время бизнес – а у нас народ тоже достаточно ловкий в этом плане – из этого всего хозяйства выведет какие-то активы – денежные и иные, оборудование продаст. И банк получит кредитную массу, в которой имеется только оболочка этого бизнеса с названием. И это всё они понимают.

 Слушайте, зачем мы в государстве в это играем? Причем в такое очень и очень сложное время. Это недопустимо. Это опасно. Опасно, потому что, если мы развалим реальный сектор экономики, а время до полного развала измеряется не годами, если бизнес, реальный бизнес, не получает кислорода – кислорода кредитного, кислорода в виде каких-то поступлений денежных средств – то он через полгода-год весь «всплывет брюшком вверх». А потом уже, когда мы одумаемся и начнем менять ставки рефинансирования или процентные ставки, уже будет поздно. Зачем доводить ситуацию до такого состояния? Нельзя! Нельзя, недопустимо!

 Государство приняло очень правильное решение: сначала из своих резервов обеспечить потенциал банков для выдачи кредитов. Банки сегодня «в шоколаде». Они кредиты имеют. А банки, и это еще одна очень интересная причина, кредиты не дают. Почему? Да очень просто. Переведя полученные деньги в эти самые доллары… Хочу вас всех предостеречь: доллары рухнут. Доллары рухнут! Мы сейчас считаем это стабильной валютой, которая может быть постоянным ориентиром всех наших расчетов, соотношений и так далее. Это опасное заблуждение. Но вернемся к банкам.

 Банки размещают деньги, полученные в валюте. А за счет того, что сегодня идет такая ползучая девальвация рубля, и за короткий промежуток времени с 24-25 соотношение уже выросло до 36 рублей за доллар. Зачем банкам заниматься какими-то в общем-то рискованными операциями, когда банк получает этот самый процент за счет того, что за тот же доллар, который он получил, он получает уже не 25, а 36 рублей?

 Это все опасная игра. И власть должна не просто попросить или пригласить банковскую систему к работе на реальный сектор экономики, во имя чего эти банки получили деньги. Она должна просто повысить ответственность, в том числе и государственную ответственность, банков, которые получили эти деньги. Если этого не сделать, то это будет продолжаться до тех пор, пока движется соотношение рубля к доллару. Неужели это не понятно? Абсолютно ясная вещь. Это всё вещи, которые в государстве нужно решать немедленно.

 И, наконец, что делать с теми структурами, олигархического плана или «крупняками», которые так неудачно, в первую очередь, из-за кадров, правильно в свое время говорилось: «кадры решают все», оказались банкротами. Еще одно предложение: государство должно отбирать эти бизнесы. Не для того, чтобы формировать снова госкапитализм. Не нужно. Хотя некоторые отрасли в развитых капиталистических странах, таких как, скажем, энергетика во Франции, национализированы и работают на государство нормальным образом. А у нас произошла очень интересная с РАО ЕЭС трансформация. Мы сначала, благодаря господину Чубайсу, всю эту систему провели через процесс «разгосударствления», считайте – приватизации, кое-что на этом хорошо подзаработали, а потом провели процесс «государствления». Когда это все попало в собственность государственной компании, я спросил Чубайса: «Ну и что? Из государственной системы Вы через приватизацию все это дело перевели в государственную другую систему. Где здесь Ваша приватизация? Где здесь Ваш рынок?». Немножко замялся, и ответа не было. «Да, пожалуй. Да, пожалуй, Вы правы».

 Сейчас государство должно иметь решимость отобрать эти бизнесы, особенно относящиеся к стратегически важным отраслям, обеспечивающим суверенитет страны, привести в порядок и выставить на приватизацию по рыночным ценам, а не по тем ценам, по которым Абрамович получил «Сибнефть», Менатеп - Ходорковский получал, и еще добавлял там криминала очень много, - ЮКОС. И так далее, и так далее. Или хорошо известные вам люди купили за 143 миллиона долларов Норильский Никель, который в год выпускал продукции на 500 миллионов долларов в то еще время. И вот, государство обязано не в режиме восстановления на постоянной основе госкапитализма, а в режиме спасения стратегических отраслей промышленности взять это все в свою собственность, отобрать, подчеркиваю – по минимуму выплатив, привести в порядок и, когда закончится кризисная ситуация, выставить это на приватизацию.

 Тогда появятся настоящие собственники, которые заработали деньги, возможно, выйдя из малого и среднего бизнеса, получив хорошую школу, хороший опыт в инкубационном режиме в малом бизнесе, и те из молодых, которые сегодня знают, что нужно делать уже в более крупных масштабах.

 Завершая свое выступление Юрий Лужков сказал: Дорогие товарищи! Мы настроены на то, чтобы реализовать, использовать ресурсы города для того, чтобы обеспечить стабильность в городе. Но мы одновременно обращаемся к руководству страны, правительству страны с просьбой решить те вопросы, которые сегодня являются вопросами абсолютно очевидными, и вопросами, требующими немедленного решения.

 В заключение, Юрий Лужков и Юрий Карабасов вручили Генеральному директору ООО ПСФ «Крост» Алексею Добашину благодарность от Московской организации Партии «Единая Россия» за активное участие в работе Московского городского регионального отделения Партии и большой личный вклад в совершенствование материально-технической базы.

 В заседании также приняли участие: Секретарь политсовета Московской организации Партии «Единая Россия», депутат Госдумы ФС РФ Юрий Карабасов,  Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, Полномочный представитель Мэра Москвы в Московской городской Думе Валерий Виноградов, Председатель Мосгордумы Владимир Платонов, Заместитель председателя Мосгордумы, руководитель фракции «Единая Россия» Андрей Метельский, Руководитель исполкома Московской организации Партии «Единая Россия» Виктор Селиверстов, префекты административных округов города Москвы, депутаты Государственной Думы и  Московской городской Думы - члены фракции «Единая Россия», более 20 директоров крупных предприятий, 15 ректоров вузов, активисты Московского отделения «Молодой Гвардии Единой России».

Источник: Единая Россия (Москва - новости округов)

  Обсудить новость на Форуме