15:35 10.02.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
Стенограмма выступления президента Российского Союза промышленников и предпринимателей, члена Президиума Генсовета Партии «Единая Россия» Александра Шохина на секции «Экономика» Форума «Стратегия 2020». Москва, 9 февраля 2009 г.
- Мы начинаем работу экономической секции форума «Стратегия 2020». В предыдущий раз мы встречались в апреле прошлого года, когда перед съездом «Единой России» состоялись широкие обсуждения путей и возможностей России, ее места в мире. Речь шла о детализации основных положений Концепции социально-экономического развития России, об основных положениях Стратегии-2020 повышении конкурентоспособности, экономической динамики, производительности труда и т.д.
Второе полугодие 2008 года сбило кривую постоянного экономического роста и рассеяло уверенность в том, что «эра тучности» дана нам навсегда. Практически все глобальные экономические кризисы фиксировали эру экономического роста. Они порождали много теоретических дискуссий о том, какие кризисы сейчас совпали, только ли финансовые или технологические циклы внесли свою лепту — как, например, кондратьевского типа. Признавая, что экономика развивается циклически, мы должны рассматривать кризис как неизбежное зло, но, с другой стороны, как ситуацию, которая позволяет совершить определенные действия, совершить структурную перестройку, решить проблемы второго плана, которые как раз в период кризиса выходят на первый. Кризис обнажил проблемы российской экономики, прежде всего ее экспортно-сырьевую зависимость, замедленное развитие во многих отраслях, слабую конкурентоспособность.
Об этих задачах мы говорили и год назад в контексте реализации Стратегии-2020, но теперь мы не можем не обратить внимание на серьезные вызовы, связанные с кризисом. Прежде всего, резкое сжатие спроса на основные товары российского экспорта: цена на нефть упала более чем в три раза, цены на металлы падают таким же темпом. Индекс РТС в июне достиг своего исторического максимума в 2500 пунктов. Тогда называли разные прогнозы. Оптимисты говорили, что он достигнет 3-тысячной отметки. Но мало кто верил, что ситуация может так радикально измениться. Та же ситуация с обменным курсом рубля. Некоторые здесь сидящие эксперты летом обсуждали проблему, когда же целесообразнее переходить к политике плавающего курса, поскольку с 2011 года, как девальвация усилится, потому что счет текущих операций будет отрицательным и рубль может постепенно обесцениваться, то пусть он лучше укрепляется в этот период и укрепится до отметки 20 рублей за доллар. Лучше политически и психологически переходить к плавающему рублю, когда он укрепляется. В результате мы имеем бархатную девальвацию, некоторые ее сравнивают с наждаком. И хотя официальная позиция Центрального банка России заключается в том, что сейчас есть все возможности удержать обменный курс корзины валют в установленном коридоре не превышающем 41 рубль, мы понимаем что ресурсами он располагает. Причем речь идет не о золотовалютных резервах, а возможности управления ликвидностью, о различных рекомендации банкам. Мы вынуждены зафиксировать ряд новых тенденций. Среди них - резкое сокращение мировых золотовалютных резервов, которые сократились на 200 млрд долларов. Другая тенденция - с лета наблюдается бюджетный дефицит. Он стал новым явлением в нашей экономике. Хотя мы не закончили спор о том, каким он будет в этом году, некоторые говорят, что он составит 6%. Есть и оптимистические прогнозы, которые позволяют надеяться, что есть шанс свести бюджет с нулевым дефицитом. Но мы понимаем, что все макроэкономические показатели меняются.
В Российском Союзе промышленников и предпринимателей мы регулярно проводит опросы предпринимателей, с целью выявить глубину кризиса глазами компаний. Мы наблюдаем динамику в оценках: если в августе-сентябре прошлого года превалировала сложность получения новых кредитов, то в конце 2008 года предприниматели жаловались на нехватку средств и неплатежи контрагентов.
По оценкам Росстата, безработица достигла более 7% от активного населения, при том, что в начале года показатели не сильно отличались от тех, которые характеризовали начало предыдущего года. При этом мы будем наблюдать ряд новых тенденций: зарегистрированная безработица может быть выше, чем ее удельный вес, который будет фиксироваться. Это произойдет в силу мер поддержки населения со стороны государства: повышение величины пособий, помощь в выплате ипотечных кредитов и т.д. Во многих компаниях первоочередными стали меры по повышению эффективности, сокращению расходов не только в виде сокращения трудовых резервов, но и в виде сокращенных форм занятости, отпусков по инициативе администраций. Безработица, безусловно, вырастает. Хотя с начала этого года по инициативе законодателей, компании должны не только информировать службы занятости и сотрудников о своих намерениях, но и вводить нестандартные режимы рабочего времени.
Мы исходим из того, что кризис это не только проблемы, негативные тенденции, но и мощный созидательный потенциал, возможность исправить недостатки, понять, что было не так, исправить слабые места. Мы рассматриваем кризис как катализатор структурной перестройки экономики. На прошлой неделе в Москве проходил Инвестиционный форум и там председатель Сбербанка РФ Герман Греф заявил, что неправильно рассматривать кризис как возможность, потому что если вы врезались в бетонный столб, если вы были, условно говоря, «не совсем в порядке», не в форме, то новые возможности заключаются в том, что вы будете загипсованный лежать в клинике и размышлять о том, какие ошибки сделали. Я не соглашусь с такой трактовкой кризиса. Пока наша экономика не въехала в столб, а только скользит по бордюру, и поэтому очень важно правильно вывернуть руль и вывезти автомобиль и запустить всю систему.
Какие компоненты катализатора можно найти в кризисе для перестройки? Во-первых, теперь в результате кризиса из экономики будут вынуждены уйти неконкурентоспособные компании, банки, излишние посредники, которые не создавали добавленной стоимости и способствовали надуванию тех или иных пузырей. Более резкое падение спроса на те или иные товары должно побудить нас работать по диверсификации экономики, по развитию отраслей с глубокой проработкой добавленной стоимости. Энергоэффективность также выходит на первый план, востребованы жизнеспособные инвестиционные проекты.
Во-вторых, мы видим, что во всем мире идут фрагментарные и импульсивные меры по спасению экономики (саммит G20 в Вашингтоне, саммит G20 в Лондоне) Но, тем не менее, скоординированного плана действия по формированию новой финансовой архитектуры нет. И в этой связи России важно самой предложить меры, (в том числе в рамках идеологии Международного финансового центра, которая недавно обсуждалась на правительстве и повышения роли рубля как региональной валюты), но при этом мы не можем отрываться от глобальных тенденций, но должны продемонстрировать важную роль нашей страны.
Время кризиса - это время для развития инфраструктурных проектов, поскольку сжатие внешнего спроса накладывает нагрузку на внутренний спрос, в том числе на роль государства по поддержанию спроса. Здесь есть реализованные меры административного типа — госзаказ с преференциальным режимом для отечественных предприятий, инфраструктурные проекты, формирующие спрос в инфраструктурных отраслях, либо формирующих цепочки спроса непосредственно связанных с этим инфраструктурным проектом. Безусловно, важно чтобы эти проекты за счет институтов развития формировались и ориентировались на рыночные, а не государственные пути становления. Например, режимы концессий и государственно-частного партнерства должны играть сейчас, на мой взгляд, играть подавляющую роль.
Также важно присутствие иностранных инвесторов во многих стратегически важных отраслях. Нам нужно внимательно посмотреть на уровни доступа иностранных стратегических инвесторов в тех случаях, когда это будет способствовать формированию и решению проблем безработицы, создания рабочих мест. Недавно об этом говорил Владимир Путин на соответствующей комиссии. Ситуация на рынке труда меняется, растет конкуренция за высокопрофессиональных работников. Это хорошая тенденция, но также важно перепрофилирование специалистов. Еще важнее, чтобы рост таких людей с новыми квалификациями и компетенциями и рост производительности труда сопровождались созданием новых возможностей для трансформации и становления новой рабочей силы.
Многие из этих положений согласуются с положениями Концепции, Стратегии-2020. Нам очень важно отдавать себе отчет в том, что есть вызовы и риски вытекающие из текущей ситуации, но главная опасность — возможность затяжной рецессии. Сошлюсь на дискуссию прошлой недели, когда, говоря о спаде, многие считали, что к этой весне мы не только дойдем до дна, но и, нащупав дно, оттолкнемся от него и начнется восстановление. Но сегодня, на этой неделе, специалистов не смущает «достижения дна» и через два года, некоторые говорят, что это произойдет через три года. В наших прогнозах - трехлетка, дальше не заглядываем. 2009 год — спад, 2010 год — стагнация, если в 2011 году произойдет начало оживления, то в 2012 году может и начнет восстанавливаться. Не следует действовать как в песне Высоцкого «я рванул на 10 тысяч как на 500». Об этом тоже Герман Греф говорил, я с ним согласен здесь. Но это значит, что нам нужно эшелонировать меры поддержки и не бояться их корректировать. То, что мы принимаем, оперативно реагируя на ту или иную ситуацию, может оказаться не самым эффективным методом. Как например - корректировки правительства, заключавшиеся в отказе от рефинансирования внешних задолженностей компаний. Правительство с помощью этого шага сэкономило около 40 млрд долларов, переориентировало их на поддержку банковского сектора. Но здесь мы видим, что власть нуждается в возникновении новых обстоятельств.
Важно понимать как будет складываться геополитическая экономическая ситуация. Во многих экспортноориентированных странах (Австралия, Южная Африка, Бразилия), также как и в России, ситуация схожа в части девальвации. Инфляционная ситуация же в этих странах несколько отличается от положения в индустриально развитых стран. Но понятно, что когда начнется индустриализация этих стран, восстановление, они наперегонки побегут занимать те ниши, которые они занимали прежде и будут стремиться занять новые. А значит, глобальная конкуренция обострится в ближайшие годы и нам важно об этом думать, чтобы не проиграть эту глобальную конкуренцию.
Очень важно наладить взаимодействие власти с экспертным сообществом, с бизнесом в выработке и принятии решений, в их реализации, ведь мы все действуем в режиме повышенной неопределенности. Поэтому следует иметь перекрестные информационные потомки, что минимизировать ошибки в условиях неопределенности.
Кризис - это время действий, действий по реализации мере по минимизации кризиса. Но мы также не должны забывать и ключевые положения Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года, потому что многие естественные процессы ведут к реализации этих стратегических задач.
Хочу предложить несколько тем для обсуждения: Ускорится ли выполнение положений Стратегии-2020 в кризис или наоборот, отодвинутся сроки выполнения; стоит ли нам вспоминать Стратегию, разрабатывая антикризисные меры, держать под прицелом долгосрочные цели, либо погружаемся в сугубо антикризисную работу; есть ли опции, которые приближают нас к реализации антикризисных задач, либо наоборот, отодвигают. Международный аспект: Россия и ее экономика в глобальной конкуренции. Есть еще целый ряд других вопросов, в том числе, и о роли государства в экономике, поскольку при ручном режиме управления экономикой, (а на него переходят многие государства в кризис), важно помнить о механизмах входа государства в бизнес, но не менее важно понимать и стратегию выхода государства из бизнеса после прохождения кризиса или его критических точек.
Хотелось бы, чтобы дискуссия была представлена разными группами участников. Здесь собрались представители власти и бизнеса, эксперты, депутаты, журналисты, те, кто пользуется вниманием широкой аудитории. Они и должны участвовать в дискуссии.
Источник: Единая россия (Регионы)
Обсудить новость на Форуме