11:00 29.04.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
Социальная политика во время кризиса
ВЕДУЩИЙ: Всего лишь несколько дней осталось до первого мая. Для одних это праздник труда. А для других - это, безусловно, день борьбы. В этот день на улицах наших городов мы видим немало демонстраций под разными флагами и лозунгами. Их участники, каждый по-своему, дают ответ на поставленный когда-то классиками вопрос о том, разрешимо ли противоречие между трудом и капиталом. Но есть вопросы более земные и более злободневные. Например, кому надо помогать в ситуации кризиса - тем, кто создает рабочие места, или тем, кто на эти места претендует. Надо ли облагать состоятельных людей специальным прогрессивным налогом. Какая должна быть социальная политика в ситуации кризиса. Итак, первомайские темы на "Первом канале" в дискуссии между партией власти и левой оппозицией.
И первый вопрос у меня к человеку, который представляет партию власти - Вячеславу Володину. Вячеслав Викторович, вы Секретарь Президиума Генерального совета партии "Единая Россия". Ваша партия солидаризировалась с мнением правительства, ваша партия поддерживала бюджет. И поэтому мой первый вопрос к вам, кого, на ваш взгляд, нужно поддерживать в условиях кризиса: все-таки тех, кто рабочие места создает или тех, кто эти места занимает?
Вячеслав ВОЛОДИН, заместитель председателя ГД РФ, секретарь президиума генерального совета партии "Единая Россия": Должен сказать, что лидер нашей партии - председатель правительства. Именно поэтому сегодня Россия не переживает кризис так остро, как та же Европа. Хотя экономика европейская намного сильнее, чем наша. Наши граждане сегодня защищены, и у нас есть уверенность в завтрашнем дне. Потому что когда мы говорим о кризисе, этот кризис в отличие от 98-го года кризиса, он пришел в нашу страну. Кризис 98-го года был рожден здесь в стране не эффективными руководителями. И если говорить о ситуации сегодняшнего дня, то она диаметрально противоположная. Потому что все шаги, которые принимались, и сегодня принимаются, направлены на защиту человека.
ВЕДУЩИЙ: Все-таки кому деньги надо давать?
Вячеслав ВОЛОДИН: Деньги надо давать людям. И если говорить о действенных мерах, первый шаг, который был сделан - защита вкладов граждан. 4,5 млрд., которые находятся в банках - это 30 банков. И говоря о банковской сфере, конечно, нужно было поддержать эти вклады с тем, чтобы они не сгорели, как это было в 98-м году, когда за счет людей выходили из кризиса. Этого не случилось, и мы считаем, что это был правильный шаг. Следующий шаг - нужно было сделать все, для того чтобы те люди, которые брали потребительский кредит, те, кто у нас отправил детей учиться в вузы на платное отделение, так же были защищены. И говоря об этом, сделано все, для того чтобы ипотечные кредиты могли вернуть за счет человека, если он не получает денежную плату на своей работе, если вдруг у него зарплата уменьшается, государство обязательства этого человека берет на себя. Если студент у нас обучается на платном отделении, то вводится такая норма, как образовательные кредиты в этом году. Мы говорим о фиксации платы за обучение на протяжении всего времени. Мы говорим о переводе с не бюджетных мест на бюджетные места. Тем более количество бюджетных мест в этом году будет увеличено. На 36 000 мест будет увеличена магистратура. На 26 000 будет увеличена аспирантура. Это все действенные меры поддержки как раз конкретного человека. Я должен сказать, что у нас 30% граждан в стране - это пенсионеры, те, кто работать не может, те, кто находится на пенсии, вот их государство должно защитить. И первые решения, которые были приняты, не взирая на то, что меньше стало доходов в бюджет - это защитить малообеспеченные слои населения. До конца года пенсии увеличатся на 30%, и это увеличение будет идти плюсом, чем уровень инфляции. Конечно, это действенная мера. Нас волнует лишь одно - не допустить роста тарифов. Не допустить роста цен. С тем, чтобы рост и тарифы цен не обесценили эти пенсии.
ВЕДУЩИЙ: Мы все обсудим. Спасибо за вашу позицию. Господин Гудков, вы являетесь одним из видных депутатов фракции "Справедливая Россия" в Думе. Почему ваша фракция голосовала против этих, кажется, логичных предложений "Единой России" и правительства?
Геннадий ГУДКОВ, заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия", в ГД РФ: На самом деле дискуссии нет никакой в государственной думе. Вот при всем уважении к "Единой России", бюджет не проводился по думе, а протаскивался. Вот правительство 4 месяца работало на бюджет. В четверг вечером этот бюджет поступает в думу. В пятницу комитеты, не имея многие текстов, рассматривают бюджет и одобрям-с вносят. В понедельник бюджет идет на первое чтение. Я просто рассказываю, как было, процедуру. После первого чтения назначается 48 часов для всех фракций.
ВЕДУЩИЙ: Вы нас запугиваете процедурой? А если по существу.
Геннадий ГУДКОВ: Вы скажите, можно ли за два дня принять какие-то поправки?
ВЕДУЩИЙ: В чем ваши расхождения с "Единой Россией"?
Геннадий ГУДКОВ: Наше расхождение в том, что меры, правительством которые сегодня принимаются, а) - запоздали, б) - половинчатые и в) - к сожалению, слова расходятся с делом. К сожалению. Вот говорят, что деньги пошли на предприятия. Вот я депутат Подмосковья, огромное количество стратегических предприятий, вошедших в список…
Вячеслав ВОЛОДИН: Пока про предприятие не говорили. Об этом скажем чуть позже. Что касается процедуры, я сразу отвечу, противоречит сам себе выступающий. Он говорит - надо быстрее. С другой стороны говорит - протаскивают, мы не успеваем. Так надо быстрее помогать людям. Человеку надо помогать, или надо бумаги гонять по кабинетам?
Геннадий ГУДКОВ: Спешка нужна только при ловле блох на самом деле. Если бы по бюджету вы хотели с нами работать, за два дня не возможно ничего сделать. Когда бюджет протаскивается правительством, а "Единая Россия" занимает позу одобрянки, одобряет бюджет, не имея текстов, комитет по экономической политике рассматривал бюджет, у нас коллега Зубов рассказывал, у Зубова был только у одного текст.
Андрей МАКАРОВ, заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам, "Единая Россия": Я хотел бы просто напомнить, что на обсуждение поправок в бюджет ушло не 2 дня, а 5 месяцев.
ВЕДУЩИЙ: Вы член комитета?
Андрей МАКАРОВ: Я даже заместитель председателя этого комитета. 5 месяцев мы работали каждый день вместе с правительством. Каждый день мы работали над программой, потому что сегодняшний бюджет - это не просто цифры, это на самом деле вот та антикризисная программа, которая после принятия бюджета стала законом. Когда люди точно знают, на что они имеют право. Более того, в бюджете прописаны даты. Сейчас говорил Вячеслав Викторович о том, как будут повышаться пенсии. Даты прописаны с такого-то числа на столько-то, с такого-то на столько-то.
Вячеслав ВОЛОДИН: 98,6% населения имеют денежные вклады до 700 000 рублей. Если бы мы исходили из логики наших оппонентов, люди бы просто обанкротились. В этом случае пострадают… мы не могли и не имели права здесь задерживать с принятием решения. Оно было принято вовремя. И сейчас нет никакого кризиса на финансовом рынке. Вклады защищены. Это правильно.
ВЕДУЩИЙ: Все. Я на этом прошу закончить дискуссии о процедуре принятия. Давайте поговорим о сути вопроса. Итак, Оксана Генриховна, ваша позиция, кому надо помогать - предприятиям или тем, кто работает на этих предприятиях.
Оксана ДМИТРИЕВА, первый заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" в ГД РФ: Наша позиция - помогать надо предприятиям и людям. И не надо львиную часть средств тратить на поддержку банков и олигархов. Пока получается следующее. Из программы - вот это справка Счетной палаты самая последняя - из 8,2 трлн. рублей львиная часть денег потрачена на поддержку финансовой системы, игру на фондовом рынке и спасение собственности олигархов. Теперь посмотрим, что реально дошло, это справка Счетной палаты, что реально потрачено на предприятия, и что реально дошло до людей. Смотрим справку. Поддержка автомобилестроения и транспортного машиностроения - реально ноль. Поддержка авиакомпании - реально ноль. Финансирование, закупка автомобильной техники - реально ноль. Поддержка малого предпринимательства - реально ноль. Материнский капитал из выделенных средств - реально до людей дошло ноль. Зато банкам, фондовому рынку и олигархам отдали полным рублем.
Андрей МАКАРОВ: Существует три способа поддержки банковской системы в кризис. Два были уже испытаны в нашей стране. Первый - это 98-й год, когда государство отказалось выполнять свои обязательства перед гражданами, перед банками, перед всеми. Мы помним тысячные очереди в банках. Люди, умирающие в очередях от инфарктов, пенсионеры, которые не могут получить пенсии. Это то правительство, в котором Оксана Генриховна была министром.
ВЕДУЩИЙ: Вы были министром в 98-м году?
Андрей МАКАРОВ: Да, министром труда и социальной политики. Так вот, есть второй вопрос, который тоже предложила эта партия. Член этой партии Сергей Лисовский в свое время известен тем, что он 500 000 долларов вынес в коробке из-под ксерокса из здания правительства. Я, к сожалению, не уверен, что этот способ можно рекомендовать, как универсальный для доставки пенсий и зарплат людям. И, наконец, есть третий. Это перестать болтать о том, что поддерживаются олигархи или банкиры. Перестать болтать на эту тему. Нас с вами 4,5 трлн. денег, вкладчиков людей только в 30 основных банках. Мы сегодня говорим - вот столько, сколько будет надо денег, мы дадим, чтобы любой человек знал - его деньги в банке не пропадут и 98-й год - …
ВЕДУЩИЙ: Секундочку. Я хочу вот, что понять, что было бы, если бы банковская система не была поддержана в этой ситуации?
Вячеслав ВОЛОДИН: Финансовая система рухнула однозначно. И вклады у граждан просто пропали. Я бы хотел бы ответить в отношении нулей. Во время заслушивания вопроса по бюджету Степашин об этом говорил. Но я задаю вопрос - а как вы перечислите деньги без принятия поправок в бюджет? Ведь бюджет-то был принят на прошлой неделе. Ну, зачем передергивать цифры? Как раз для этого бюджет поднимали. Вот сейчас можно спрашивать - бюджет принимали, подписывали президент. Дальше деньги поступают уже в реальный сектор экономики и тогда можно об этом говорить. Но когда речь идет о бюджете предприятия, это не правильно.
Елена ДРАПЕКА: Это просто безобразие. Вы нас вызвали на дискуссию. И хотите выслушать наше мнение. А вы не затыкайте нам рот. Вы пользуетесь тем, что Оксана Генриховна - человек интеллигентный и вас не перебет. Правильно? Я менее интеллигентный, потому что я выражаю средства более простого народа.
Вячеслав ВОЛОДИН: Бюджета не было.
Елена ДРАПЕКА: Вы рассказываете про процедуру - за то, за что только что посадили Гудкова. А вам я подарю свисток для того, чтобы вы могли нашу спортивную команду…
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое. У меня вопрос и у наших телезрителей - мы хотим разобраться в экономической ситуации в стране, а не как вы там в думе принимаете бюджет. Нас это, честно говоря, не очень интересует. Скажу вам откровенно.
Иван ГРАЧЕВ, депутат РФ, член президиума центрального совета партии "Справедливая Россия": Вот коллеги рассказывают, что деньги пошли на вкладчиков. На вкладчиков пошло 14 млрд. из 6,5 трлн. Все остальное пошло в основном на финансовые спекуляции. Представитель АСВ публично заявил, есть публичное заявление, что они заработали на этом 800….
ВЕДУЩИЙ: АСВ - это что такое?
Иван ГРАЧЕВ: Агентство страхования вкладов. Это уважаемый человек Мельников, в том числе в банкирском мире. Заявил, что они на этом заработали 800-900 млрд. рублей. Вкладчикам - 14 млрд. отдали, на санацию банков - 130. Все остальное пошло на финансовые спекуляции.
ВЕДУЩИЙ: У меня вопрос. Вы человек знающий. Не надо было банковской системе помогать страны?
Иван ГРАЧЕВ: Не надо столько давать. Банковской системе вполне хватило бы от 300 до 500 млрд. рублей.
Сергей НЕВЕРОВ, депутат ГД РФ, "Единая Россия": Я хочу сказать, что я один из тех, которые в 98-м году были брошены. Я тогда работал шахтером, и мы не получали в кризис, о котором сказал Вячеслав Викторович 98-го года, шесть месяцев заработную плату. Приехали государственные предприятия. Приехали в мае к Оксане Генриховне. Сказали - помогите! С нами даже разговаривать никто не стал. Никто даже с нами не встретился. Государство. Сегодня вы мне скажите, пожалуйста, где сегодня там миллионы или сотни тысяч трудящихся, которые пикетируют здание правительства? Сегодня люди получают заработную плату, сегодня люди получают пенсии, сегодня люди получают пособии. Так дошли деньги до людей или нет?
Геннадий ГУДКОВ: Не дошли деньги до людей. Они даже не дошли до границ Московской области.
Наталья КАРПОВИЧ, первый заместитель председателя комитета ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей, "Единая Россия": Люди от нас ждут нормального диалога. Давайте говорить о том, что сегодня самое главное в бюджете заложено, что все социальные гарантии будут выполнены. Материнский капитал - у нас с вами есть возможность получить на год раньше и пользоваться им для получения ипотеки и погашения процентов по ней. Сегодня мы имеем доиндексацию, которую люди могут получить наличными. Это первое. Дальше, что я хочу сказать. И я прошу на это обратить внимание. Я мама, у меня пять детей. Я в комитет государственной думы пришла ни как спортсмен, как человек юрист, который занимается проблемами семьи, женщин и детей. И сегодня в бюджете мои гарантии защищены.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Мы работаем в прямом эфире. И поэтому я хочу вас успокоить, что после короткого перерыва мы поговорим о том, стоит ли облагать состоятельных людей каким-то специальным прогрессивным налогом, и как вообще строить систему налогообложения в ситуации кризиса.
ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы говорим о том, какой должна быть оптимальная социальная политика в условиях кризиса. И давайте перейдем к разговору о том, как наполнять бюджет, для того чтобы эту политику осуществлять. Перейдем к разговору о налогообложении. Напоминаю, что сегодня у нас дискуссия партии власти и левой оппозиции. Я представляю вам представителя левой оппозиции Оксану Дмитриеву. На ваш взгляд, какова оптимальная система налогообложения в ситуации кризиса?
Оксана ДМИТРИЕВА: В условиях кризиса необходимо снижать налоги на производство, необходимо снижать налог на добавленную стоимость. Наше предложение было до 10%. Поскольку это насыщение экономики деньгами снизу. Мы видим, что сверху через банки они до предприятий не доходят. Поэтому наше предложение было аварийное. Еще осенью снизить налог на добавленную стоимость, чтобы эти деньги остались на предприятии и заместили те кредитные ресурсы, которые предприятия все равно не получают. Второе - мы знали, что ни копейки не дойдет помощи до малого предприятия. Что эти миллионы малых предприятий не дождутся помощи в условиях кризиса. Поэтому мы предлагали тоже автоматическую меру - объявление налоговых каникул для малого бизнеса на один год. Далее - мы сейчас выходим из кризиса с еще более сырьевой экономикой, чем мы были до. Потому что для того чтобы обеспечить структурный сдвиг в пользу новых высокотехнологичных инновационных отраслей, нужно тоже целенаправленное усилие государства. И мы осенью предложили налоговые льготы для инновационного бизнеса, для того чтобы у них опять же было облегчение от уплаты налогов. Ничего из этого не было принято. А деньги кредитные, как уже я говорила, справка Счетной палаты, ничего до предприятий не дошло. В итоге у нас сильнейший спад машиностроения, сильнейший спад во всех отраслях, которые максимально используют инновации.
ВЕДУЩИЙ: Позвольте сейчас мы поочередно разберемся со всем. Вот когда слушаю всех депутатов, так сразу хочется и верить. Но я вижу, Иосиф, что вы качаете головой с каким-то сомнением.
Иосиф ДИСКИН, сопредседатель совета по национальной стратегии, член общественной палаты РФ: Не просто сомнением. Все-таки у нас Центробанк, который собирает статистику, который показывает, что снижения кредитов, выданных банками, не происходит. Да, в ноябре был спад. И доходят кредиты по дорогим ценам. Но доходят кредиты до малых предприятий, доходят кредиты, идет кредитование. Да, идет ужесточение.
Оксана ДМИТРИЕВА: О чем вы говорите? Счетная палата проверила,
Иосиф ДИСКИН: Счетная палата - не орган, который проверяет частную банковскую систему.
Оксана ДМИТРИЕВА: Она предприятия проверяла, дошли до них кредиты. Не дошли.
Иосиф ДИСКИН: Счетная палата говорит о госпредприятии.
Оксана ДМИТРИЕВА: Счетная палата говорит о всех предприятиях - 300, которые самые главные, системообразующие.
Иосиф ДИСКИН: Но только что вы же говорили,
Елена ДРАПЕКА: Ну, что вы все о финансовой системе?! Давайте о людях.
Иосиф ДИСКИН: А потому что это люди. Кредиты, выданные банком - это зарплата, это сырье, это модернизация. Не будет работать промышленность,
Елена ДРАПЕКА: Она у вас и не работает.
Иосиф ДИСКИН: Работает. Не обманывайте. Работает.
ВЕДУЩИЙ: Пока еще не время. Желтая карточка.
Елена ДРАПЕКА: Дайте мне сказать.
ВЕДУЩИЙ: Прошу вас.
Елена ДРАПЕКА: Дайте мне сказать. Ну, свистните, я же не зря сто рублей заплатила за свисток. Я хочу вам сказать, что в нашей стране кризис не столько финансовый, сколько в трудовых отношениях. Дело в том, что у нас проблема труда сегодня недоплаты в труде. И раньше не доплачивали. А сегодня возникла ситуация, когда у нас останавливаются предприятия. И я только что проехала свои территории, как депутат. В Карелии стоят карьеры. Рабочие с декабря месяца не отгрузили ни одного вагона, потому что остановилось строительство, стоят тракторные заводы.
ВЕДУЩИЙ: Что делать-то надо в этой ситуации?
Елена ДРАПЕКА: В этой ситуации нужно снижать налоги и давать возможность работать предприятиям. Пришел Чемезов и говорит, правящая партия говорит - депутаты, вы что делаете, при таких процентах за кредиты…
ВЕДУЩИЙ: Елена, сейчас вам ответят на этот вопрос.
Елена ДРАПЕКА: Это не вопрос. Это моя позиция.
Сергей НЕВЕРОВ: Я начал свое выступление именно с той позиции, когда мы с вами помним, налоги, кто, какие хотел, мог вводить в 98-м году, могли вообще никакие не вводить. Заработную плату не платили. Мы приехали тогда к министру. Мы приехали, попросили. Мы не попросили - верните. А попросили - помогите. Никто не помог. Я хочу сказать другое. Одни говорят - давайте будем снижать налоги, будем социальную нести нагрузку. Геннадий говорит - давайте установим нулевую ставку НДПИ для шахтеров. Вы думаете, хоть до одного шахтера дойдут деньги? Для олигархов (нрзб) ни копейки не направит - нулевую ставку НДПИ. Ни на безопасность, ни куда денег не придет. И зарплаты не будет при этих условиях.
Геннадий ГУДКОВ: Давайте говорить, что у нас в бюджете все красиво нарисовано, у нас программа хорошая. У нас беда только одна - у нас слова с делом не сходятся.
(говорят в унисон).
Геннадий ГУДКОВ: Я что хочу сказать. Я депутат Подмосковья. У меня коломзавод стоит наполовину, 1100 сокращенных, он в стратегическом списке. Минудобрения, Воскресенск - 2-3дневная рабочая неделя. Половина зарплаты выплачивается. 8 000 рабочих градообразующих предприятий. Дальше луховицкий РСК(нрзб.). Если бы не алжирский заказ, они вообще бы стояли.
ВЕДУЩИЙ: Мы абсолютно ясно понимаем ситуацию, которую нарисовал кризис и в мире, и в стране. Но мне не хотелось бы, чтобы
Сергей НЕВЕРОВ: Я приехал, и был на предприятии на угольном, на котором сегодня 40 000 заработная плата.
ВЕДУЩИЙ: Господа, мне не хотелось бы, чтобы мы уподоблялись героям английской сказки. Помните сказку про подвал, в котором висел топор. И вот каждый спускается в подвал и говорит - топор, который убьет моего не родившегося ребенка, который убьет мою дочку, вместо того, чтобы взять и вынуть топор. Делать-то что надо? Как топор вынуть?
Вячеслав ВОЛОДИН: Коллеги, вот мы, не взирая на то, сколько нас в государственной думе, много представителей "Единой России", меньше представителей "Справедливой России" - ответственны за положение в стране. И мы должны объединиться и помочь нашим гражданам.
Геннадий ГУДКОВ: Это не надо.
Вячеслав ВОЛОДИН: И когда вы говорите "это не надо" - вы представляете парламентскую партию,
(говорят в унисон).
Вячеслав ВОЛОДИН: Вы получаете такую же зарплату, как и представители "Единой России", и у вас такая же ответственность. И давайте думать о стране. Давайте думать о людях. Говоря о налогах, я, что должен сказать. Когда мы говорим о перечислении денежных средств, когда мы говорим о том, что они не пришли - надо говорить в том случае, когда принято решение и решение не исполняется. Если бюджет был принят на прошлой неделе, и если через неделю денежные средства не будут поступать, давайте обращаться в прокуратуру, давайте разбирать ситуацию и решать проблемы. Если нам сегодня говорят о ситуации месячной давности, когда не было принято решение, зачем мы ее обсуждаем и зачем мы занимаемся демагогией? Это не 98 год.
ВЕДУЩИЙ: Дошло, не дошло, прокуратура разберется. Правильно ли выделены были деньги?
Оксана ДМИТРИЕВА: В принципе не правильно. Львиная часть пошла не туда. А то, что выделено якобы на реальную экономику, пошло по таким крутым финансовым схемам, что деньги до людей и до реальной экономики не дошли. Что предлагали мы, для того чтобы они дошли. Мы предлагали, во-первых, снизить налоги. Второе - государственный заказ с авансированием. Для того чтобы сразу, когда выделяются средства в бюджете авансирование через казначейства и деньги бы реально дошли до предприятий. А сейчас знаете вот оборонный заказ, по каким предприятиям, сколько всего предприятий имеет авансы? Два предприятия на всю страну. Опять же справка Счетной палаты.
ВЕДУЩИЙ: Я не понимаю одной вещи. По каким еще иным каналам кроме банковской системы деньги могут доходить?
Оксана ДМИТРИЕВА: Казначейская система исполнения, это раз.
ВЕДУЩИЙ: А банковскую систему упразднить что ли?
(говорят в унисон).
Андрей МАКАРОВ: По завершению этой передачи Оксану Генриховну можно смело выдвигать на Нобелевскую премию, потому что она первый экономист в мире, который рассказал о том, как можно довести деньги до людей и экономики, минуя банки. Это первое. Второе. Следующий вопрос. Деньги были распределены не просто понятно, они были законом распределены. В законе прописано, что, куда. И любой может проверить, куда и как пришло.
Елена ДРАПЕКА: Что ж они не пришли-то?
Андрей МАКАРОВ: Господи, зачем же так кричать??! Вы когда говорите ласковым голосом в фильмах, вы намного больше нравитесь зрителям. Так вот, по налогам, с которых все началось, и снова перекинулись на банки. Давайте мы все-таки договоримся об одном - какая сегодня главная задача налоговой системы? Это основной приоритет - безусловное выполнение всех обязательств перед гражданами. Деньги кроме как от налогов придти не могут. Второй вопрос - мы должны думать о том, какой наша будет экономика после кризиса, и поддерживать наши предприятия, нашу промышленность. Поэтому решение по пенсионной системе никто не оспаривает, что они должны были делать. Но мы налоговую нагрузку перенесли с 10 на 11 год. Цена вопроса - триллион 200 миллиардов рублей. Это то, что сегодня получает (нрзб.). Второй вопрос - вы должны показать людям перспективу. Потому что в налоговой политике главное - это предсказуемость. И когда мы снижали налог на прибыль, мы прекрасно понимали, что это не проблема сегодняшнего дня. Сегодня нет прибыли. Но мы хотим сказать предприятиям - после кризиса у вас тоже будет налог на прибыль на …А теперь с точки зрения того, хватило или не хватило. Вот 500-600 это те деньги, которые реально были истрачены,
Оксана ДМИТРИЕВА: Нет. Истрачено 3 трлн.
Андрей МАКАРОВ: Для того чтобы сегодня подкрепить банковские системы, была необходимая сумма выделена. И вот в этом бюджете, в бюджете, который сейчас мы корректируем, мы даем банкам 280 млрд. рублей.
ВЕДУЩИЙ: Зачем?
Андрей МАКАРОВ: Что в случае если возникает кризисная ситуация, каждый человек должен знать, что банки… а точнее, это не банк. Говорят - мы отдали деньги банкирам и олигархам. Вот назовите хотя бы одну фамилию олигарха или банкира, которому отдали деньги. Деньги отдали людям.
Елена ДРАПЕКА: (нрзб.) мальчик, купил машину.
ВЕДУЩИЙ: У меня к вам вопрос. Всякий мальчик, который наезжает на другого человека, на какой бы машине он не был, на "шестерке", "Жигулях" или на "Феррари", будет отвечать по суду и по закону. Валерий, мы обсуждаем достаточно сложные вещи. Ведь на самом деле от грамотности населения, от понимания такой проблематики зависит и во многом успех экономической политики. Ведь не достаточно, чтоб только депутаты разбирались. Скажите, наш народ понимает вот эти вот системы налогообложения, экономическую политику, и вообще как люди это чувствуют?
Валерий ФЕДОРОВ, генеральный директор всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ): Наша налоговая система устроена так, что наши люди даже при желании налоги не платят. То есть бухгалтерия предприятий, а у нас огромное большинство людей работает по найму, не в мелком бизнесе, не в самозанятости, по найму. Бухгалтерия является налоговым агентом. Она сама платит налоги. И год от года снижается количество деклараций, которые люди сами заполняют и сдают. Просто нет такой необходимости. Поэтому, конечно, уровень понимания налоговых механизмов не очень высок. Но, тем не менее, деньги у людей есть. И чем больше денег у людей, тем больше они думают о своих налогах. И вот здесь, когда мы задаем вопрос, а кому помогать в кризис? Стоит ли снижать налоги? Стоит ли экономике помогать? Люди понимают, что казна у государства пусть и большая, но безразмерная. Нельзя одновременно делать и то, и другое. Нельзя одновременно снижать налоги и увеличивать господдержку промышленности.
ВЕДУЩИЙ: Говорят, что общение с умными людьми - это роскошь. Я с этим согласен. Я чувствую. Ваша партия предложила ввести налог на роскошь.
Иван ГРАЧЕВ: Надо понимать, что главная задача налоговой системы (просьба не перебивать) все-таки сегодня заставить деньги создавать рабочие места. Соответственно позиция партии предельно проста. Например, все, что вкладывается в рабочие места - должно по меньшему налогообложению идти. Это снижение НДС, это на малый бизнес. А соответственно тех, кто тратит деньги, выводя их на потребление, зарабатывая там миллионы долларов, надо заставить платить побольше. Вот исходная идея.
Наталья КАРПОВИЧ: Абсолютно согласна, что те, кто зарабатывает много, должны платить налоги,
Иван ГРАЧЕВ: Не поддержали же.
Наталья КАРПОВИЧ: Так давайте начнем с вас. У вас, как минимум, пять миллиардеров в партии. Давайте они выведут свои яхты,
Иван ГРАЧЕВ: Я ничего не знаю. Это вы там посмотрите.
Наталья КАРПОВИЧ: Пускай выведут из оффшора свои средства, и мы сразу примем вот это. Посмотрим, как это сделаете вы. Давайте.
ВЕДУЩИЙ: Вот давайте о том, какой должна быть оптимальная социальная политика, ситуация кризиса, и список вам дадут, но после короткого перерыва. Будут и списки, и все остальное.
ВЕДУЩИЙ: В студии "Первого канала" ожесточенно спорят об оптимальной социальной политике в условиях кризиса представители партии власти и левой оппозиции. И с вопросом о том, что такое оптимальная социальная политика в условиях кризиса, я обращаюсь к главе ВЦИОМа Валерию Федорову. Вы лучше, чем многие знаете, что думают люди, как устроена страна. Расскажите нам, пожалуйста, какие выводы вы делаете из этого понимания ситуации, из этого видения мнения людей.
Валерий ФЕДОРОВ: Конечно, всегда денег не хватает. В тучные годы, которые сегодня ушли, не хватало денег, и, конечно, в кризисные годы, когда всем плохо, когда все хотят поддержки. Их тоже не хватает. Поэтому очень важны приоритеты. Какие приоритеты, на мой взгляд, должны быть. Первый и главный приоритет - государство должно отвечать по счетам, вот все, что оно пообещало, оно должно выполнить. В этой связи социальный приоритет, социальные расходы, а все мы знаем, что в этом году должны несколько раз повышаться пенсии, в этом году было обещано, что не будет сокращено ни одного социального учреждения, не будут закрываться школы, не будут закрываться больницы. Более того, запланированы дополнительные расходы на образование, на науку. Все это должно быть выполнено. Иначе не будет доверия государства. Если не будет доверия государства, то у нас не только социальная политика провалится, но и политика экономическая. Еще один важный приоритет - мы не должны растратить потенциал. Тот потенциал, который мы с огромным трудом, но стали накапливать в 2000-ые годы. Этот потенциал в его социальном выражении - это то, что мы называем средний класс. Это достаточно молодые или среднего возраста, образованные, профессиональные, компетентные, имеющие определенные ресурсы, в том числе финансовые, амбициозные и уверенные в себе люди. Те люди, на которых можно делать ставку. Те люди, которые могут превратить Россию из сырьевой страны в страну технологически развитую, индустриальную. Помогать им так, как помогать пенсионерам, просто платя зарплату, невозможно. Нужны другие рецепты. Нужно помогать им с трудоустройством. Нужно помогать им не потерять квалификацию. Нужно помогать выйти из тяжелой жизненной ситуации, в которой многие из них сегодня оказались, взяв, например, кредит.
ВЕДУЩИЙ: На словах с трудоустройством целая команда "Справедливой России" рванула…На мой взгляд, все логично. Я не знаю, вы что возражаете?
Оксана ДМИТРИЕВА: Мы не возражаем против декларации. Что по факту, что в бюджете - основная социалка где? Где зарплата врачей и учителей? Где капремонт жилья? Где лекарства на регионы? В региональных бюджетах дыра - 1 триллион, который закрывается только на треть. Регионы лекарства сокращают, зарплату учителей на тарифную часть сокращают.
Вячеслав ВОЛОДИН: То, что касается региональной составляющей, я специально выслушал Оксану Генриховну, чтобы потом никто не говорил, что кого-то ужимают возможности выступить. Конечно, очень большие полномочия у регионов. И сегодня, когда говорим о поддержке регионов, нам важно понять, как складываются бюджеты каждого региона. Потому что ситуация стала диаметрально противоположной. Те регионы, которые имели дотационные бюджеты, сегодня во многом остались на том же уровне, как они были. Но те регионы, которые имели прибыльные бюджеты, которые имели бюджеты бездефицитные, оказались с дырами бюджетными до 50%. Вологодская область - 50% почти дефицит бюджета. Липецкая, Белгородская, Красноярская. Исходя из этого, и нужно строить межбюджетную политику. Значит, что сделано. Сейчас в бюджете выделены средства, которых достаточно, для того чтобы гарантировать все социальные выплаты, не взирая на то, что могут быть не поступления в региональный бюджет. Если есть примеры того, что невыплаты идут работникам бюджетной сферы, еще раз подчеркну - дайте факт, обратимся в генеральную прокуратуру,
Иван ГРАЧЕВ: Предельно простой факт. Право….
Елена ДРАПЕКА: Вы на землю спуститесь к людям.
ВЕДУЩИЙ: Позвольте вам задать вопрос. Вот слово "Дотации", которое прозвучало здесь - это слово ключевое. Дотируйте, дотируйте, дотируйте. Мы на самом деле никогда не слезем с дотаций? В мире Африку дотируют, в мире Азию дотируют, в мире дотируют беднейшие регионы латинской Америки.
Иосиф ДИСКИН: Восстановить строительство налогами можно.
Валерий ФЕДОРОВ: Есть очень хороший пример. Есть региональные программы занятости. Все 83 региона их сделали. Эти программы финансируются по принципу софинансирования. То есть примерно половину денег дает регион, примерно половину дает федеральный центр. Мне кажется, это идеальный пример, для того чтобы решать проблемы. Таких проблем еще будет много. Но если есть софинансирования, то есть и солидарная ответственность, и солидарная готовность в них участвовать.
ВЕДУЩИЙ: Как всегда в бизнесе риски надо делить.
Иван ГРАЧЕВ: Вот два факта. Первый факт - учителя сегодня не получают зарплату в полном объеме. Вот они нам рассказывают всякие басни. Они сегодня по всей стране, за исключением двух примерно территорий, не получают надтарифную часть, на 25%.
ВЕДУЩИЙ: Как сделать, чтобы они получали? У вас есть ответ на вопрос?
Иван ГРАЧЕВ: Очень простой. 600 млрд. дополнительно регионам предлагаем в бюджете отдать. Кудрин признал публично, что дыра осталась бюджета, вот здесь лежит в папочке, 800 с лишним млрд. И 300 млрд., которые сегодня дали - эту дыру не закрываем. Мы говорим - давайте добавим еще 600, и сегодня будут получать и врачи, и учителя. Они против голосуют.
Вячеслав ВОЛОДИН: Эту папочку ровно неделю ждет Александр Евсеевич Хинштейн, который ему обещал передать Иван Дмитриевич. Так же показывал и сказал - вот есть факты. Мы говорим - дайте нам эту папочку, мы сами пойдем в генеральную прокуратуру.
ВЕДУЩИЙ: Давайте я передам папочку.
Иван ГРАЧЕВ: Я ее сам.
(говорят в унисон).
Вячеслав ВОЛОДИН: Папочку не дают!
(говорят в унисон).
Наталья КАРПОВИЧ: Уважаемые коллеги, женщины, на нас люди смотрят! Елена Григорьевна, вас уважают, вы официально для всех являетесь символом родины. Женщины, вы сейчас себя ведете не как мать, не как женщина.
(говорят в унисон).
Елена ДРАПЕКА: Они отказали. Вот эти люди голосовали против, когда мы вносили поправки. Дайте деньги регионам. Они живут в какой-то другой стране.
ВЕДУЩИЙ: Мы, телезрители, смотрим на думу. Дума для нас принимает закон.
Елена ДРАПЕКА: Это поле борьбы между олигархами и социалистами.
ВЕДУЩИЙ: И миллиардерами, как нам сказали в партии "Справедливой России".
Наталья КАРПОВИЧ: (нрзб.). Мои дети - это мое богатство. Я олигарх. Я делаю ту программу демократическую, которую не делали вы. А вы делали карьеру, и всегда были актрисой, всегда были элитой. Не надо это забывать.
Геннадий ГУДКОВ: Наша программа была очень простая. Если страна сегодня заворовавшаяся, к сожалению, не может обеспечить физические перемещения денег тем, кто в них нуждается, мы предлагали - дайте льготы, заморозьте тарифы, потому что сегодняшняя политика государства - это политика крупных монополий олигархов. Совершенно очевидно. Мы предлагали - ограничьте тарифы. Если не хватает - дайте из бюджета, из резервов дайте компенсацию, но не увеличивайте тарифы населения на ЖКХ. Это привело к росту цен потребительским. Дайте льготы для малого бизнеса. Дайте льготы налоговые предприятия.
ВЕДУЩИЙ: Надо тарифы увеличивать или не надо? Важный вопрос.
Вячеслав ВОЛОДИН: Предлагаете заморозить тарифы, скажите, какое количество, десятки, сотни тысяч предприятий вы предлагаете остановить и людей выбросить на улицу?
Геннадий ГУДКОВ: Мы предлагаем ни одного предприятия не остановить.
Вячеслав ВОЛОДИН: Мы знаем, что "Газпром" обеспечивает госзаказ металлургам. Мы знаем, что РЖД обеспечивает госзаказ всем вагоностроителям, производителям подшипников. Мы с вами это понимаем. Но вы возьмите, скажите об этом откровенно.
Геннадий ГУДКОВ: Я скажу об этом сейчас. У нас разворовываются бюджетные деньги, примерно 50%.
ВЕДУЩИЙ: Сейчас в рамках краткого ответа на самый главный вопрос. Мы все тут провели достаточно важный, внятный, серьезный и острый разговор. Давайте попытаемся кратко ответить. Я прошу - только кратко, и не вступая в дискуссию друг с другом, по мере возможности. Я понимаю, всех переполняют страсти. Все-таки, с каких шагов сейчас вы бы лично, вы как член партии, как просто специалист начали бы сейчас социальную политику по преодолению кризиса?
Оксана ДМИТРИЕВА: Я бы изъяла из тех 6 трлн., которые закачали в банки и финансовые системы все, что еще не разворовано и не потрачено - это 3 трлн. рублей. Это даст возможность снизить налоги, проиндексировать пенсии, заткнуть дыру в регионах и не снижать заработную плату врачам и учителям, обеспечивать лекарствами. Далее ни в коем случае нельзя сокращать дорожное строительство, жилищное строительство. Потому что это сокращение и социальных вопросов, и безработицы. И вот у нас здесь полностью расписанная программа, как использовать имеющиеся ресурсы, если их сжигать на фондовом рынке, если их сжигать у банков, то, конечно, не хватит ни предприятий, ни населения.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Какие шаги вы бы предприняли?
Андрей МАКАРОВ: Я думаю, что первое, что надо сегодня сделать, я обращаюсь к своим коллегам, парламенту из оппозиции - перестать кошмарить людей. Это первое, что надо сделать. Вот перестать рассказывать вот эти вот ужасы, которые должны наступить и т.д.
Вячеслав ВОЛОДИН: Ну, нельзя же так. Сколько у вас безработных, они 158 000 получают зарплату, и говорят - безработные у вас.
(говорят в унисон).
Геннадий ГУДКОВ: Мы придем во власть и наведем порядок.
Вячеслав ВОЛОДИН: Вы были уже там.
Геннадий ГУДКОВ: Я никогда не был во власти?
Вячеслав ВОЛОДИН: Если депутат говорит, что он не во власти, то, извините, идите на улицу, вставайте на биржу труда. Тогда вы не во власти. А вы сейчас участвуете в принятии решения.
Андрей МАКАРОВ: Я просто хотел бы напомнить слова Уинстон Черчилля. Наверное, не модный политик. Просто когда-то сказал, что существует две категории во власти - это политики и государственные деятели. Вот политики - это, кто думают о своем будущем государстве. А государственные деятели думают собственно о судьбе самого государства.
Елена ДРАПЕКА: Я считаю, что сегодня нам нужно всем объединиться, и первое, что сделать - спасать детей. Потому что нам нужно немедленно ввести горячее питание в школах. Нам нужно сегодня увеличить количество детских лагерей, потому что с 2000 года они в три раза у нас сократились. Нам нужно перейти от раздачи каждому по 50 рублей на закупку учебников. Нужно покупать учебники и раздавать их через школы. Мы должны развивать сегодня общественные фонды потребления.
Наталья КАРПОВИЧ: Я поддерживаю то, что сказали мои коллеги. Слава богу, что к концу передачи они сказали то, о чем мы говорили в начале. Да, нужно действительно выполнить все гарантии, которые перед нами стоят. Здесь представители, эти люди были в коммунистических партиях, и в "Яблоке". Когда они мне молодому депутату говорят, что - вы развалили страну, я вам не верю. И мне хочется только одного - объединиться нам всем. А наша позиция понятна - поддержать сильных и защитить слабых. По-другому государство не может быть здорово.
Геннадий ГУДКОВ: У нас очень странный диалог. Когда власть говорит, что она власть - она присваивает себе все хорошее. А когда происходит плохое, говорим - давайте вместе разделим ответственность. Ну ладно, давайте разделим. Но мы должны сегодня четко понимать, что в стране, пораженной вирусом коррупции, когда сотни миллиардов долларов уходят из бюджета и бюджетных программ, когда чиновники создали себе десятки, сотни кормушек под названием - фонды, посреднические предприятия, государства унитарные и получают там и 16 млн. бонусов и по 500 000 себе кладут зарплату. Все сегодня государственные средства большей частью, к сожалению, идет на кормление вот этой номенклатуры новой. Если мы ее не ограничим в аппетитах, мы никогда не накормим ни детей, ни граждан.
Иосиф ДИСКИН: Первое, я готов активно поддержать… мы часто спорим с Андреем - не кошмарить страну. Объяснить спокойно. Да, кризис очень тяжелый. Но он идет далеко не по худшему сценарию. Это первое. И переоценка угроз так же опасна, как и недооценка. Поэтому то, что вы делаете, господа, вы дезориентируете бизнес, вы дезориентируете государство. Надо сейчас очень взвешенно отвечать за каждое слово.
Валерий ФЕДОРОВ: В ВЦИОМе введена такая программа - кризисный мониторинг. Это значит, что мы каждый месяц задаем людям вопрос об их самочувствии. И уже семь месяцев мы это делаем. Последние два месяца оценки перестали ухудшаться. Это значит, что люди, по большому счету, адаптировались к новой… да, не такой благоприятной как раньше, но все-таки существующей ситуации. И начали искать пути адаптации. Надо им просто помочь.
Вячеслав ВОЛОДИН: Людям сейчас непросто. И когда они, смотря нашу передачу, они хотят увидеть, как их проблемы будут решаться. И вот я хочу еще раз от имени моих коллег сказать о том, что, не взирая на то, будет ли цена еще ниже на нефть, будет ли она как-то стабилизироваться, какие-то проблемы есть и даже будут увеличиваться. Для нас приоритет один - это человек, решение его проблемы. И говоря, об этом мне хотелось бы попросить наших коллег - мы должны понимать, мы все депутаты, представляем разные партии. Но мы должны делать все, для того чтобы люди наши не страдали от проблем. Мы в их лице власть. И нам нельзя позорить звание депутата. Нам нужно делать все, для того чтобы проблем у человека стало меньше.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Знаете, прослушав сегодняшнюю программу, я немало думал на эту тему, все-таки, я считаю, что противоречия между трудом и капиталом разрешимы. Исторический опыт показал, что их вполне можно преодолеть. В ситуации кризиса позиции работодателя и претендующего на рабочие места человека сближаются. Потому что главная их задача - это сохранить производство и сберечь рабочие места. Мы были с вами откровенны. Мы не скрывали своих мыслей и чувств. А как это у нас получилось, судите сами.
Источник: Единая Россия (Повестка дня)
Обсудить новость на Форуме