18:15 07.09.2012 | Все новости раздела "Единая Россия"
Слипенчук: Законодательные противоречия нужно решать, исходя из разрешительной системы
В преддверии Дня Байкала на вопросы ER.RU об экологической безопасности озера Байкал и Арктического региона России отвечает Михаил Слипенчук - заместитель председателя комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии,руководитель направления «Экология» Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России».
- Михаил Викторович, 9 сентября в России отмечается День Байкала. В Вашей ежедневной работе выработке решений по сохранению экологии Байкальского региона уделяется особое место. Расскажите, что удалось сделать за минувший год для Байкальского региона?
- Нам удалось объединить усилия, поднять и озвучить многие вопросы, которые уже давно требовали внимания. Так, в апреле 2012 года мы создали межфракционную депутатскую группу «Байкал», которая объединила депутатов всех фракций Госдумы шестого созыва, избранных от российских регионов, расположенных на Байкальской природной территории (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край). Целью МДГ «Байкал» является совершенствование правовой базы по реализации федеральных и региональных законодательных актов по вопросам защиты озера Байкал, улучшению социально-экономических и экологических условий жизни в Байкальском регионе. Группа «Байкал» обратилась к Владимиру Путину по вопросу газификации Байкальского региона. На сегодняшний день поступил ответ из Министерства энергетики. К сожалению, из-за малого количества потребителей газификация Бурятии сейчас невозможна, но в Иркутской области она проводиться будет. В целом депутаты группы настроены решительно и намерены довести начатые инициативы до результата.
Второе письмо было адресовано Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, в котором, выражая тревогу за судьбу уникального российского природного объекта, крупнейшего источника пресной мировой воды – озера Байкал, был поднят вопрос о «Байкальского целлюлозно-бумажного комбината», деятельность которого наносит невосполнимый вред экосистеме озера.
- Удалось ли добиться результатов в решении проблемы ведения традиционного природопользования и хозяйственной деятельности на территории Байкальского региона?
- 21 мая 2012 г. в Госдуме состоялся «круглый стол» на тему «Совершенствование правового регулирования традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего востока и Байкальской природной территории». У местного населения - ярко выраженного субэтноса Поморы, проживающего в районах национальных парков, должна сохраняться возможность заниматься традиционной хозяйственной деятельностью. По итогам круглого стола мы разработали проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона РФ «Об особоохраняемых природных территориях». Проект касается отмены запрета на промышленное рыболовство для местного населения. Он было одобрен и направлен на рассмотрение в законодательные и исполнительные представительства федеральных и региональных органов власти. Их предложено включить в программу законопроектной работы Государственной Думы на осеннюю сессию 2012 года.
- Координатор проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» Артур Чилингаров высказал инициативу по присвоению особого природоохранного статуса Ладожскому озеру. У межфракционной группы «Байкал» есть опыт по внедрению изменений в законодательство в сфере водных ресурсов. Какие особенности существующей законодательной базы необходимо учесть Проекту при реализации инициативы по Ладоге?
- Сегодня только два водных объекта контролируются на государственном уровне: Байкал и Ладога. По озеру Байкал есть Федеральный закон, который его охраняет, поэтому при реализации инициативы по Ладожскому озеру необходимо учесть имеющийся опыт и изучить существующие проблемы. Надо совершенствовать законодательную систему, и, думаю, Артур Николаевич с нами согласится. Закон «Об охране озера Байкал», например, вступил в противоречия с Водным кодексом. Сама суть закона имеет очень жесткое запретительное начало. Мы запрещаем даже больше, чем ЮНЕСКО по отношению к объектам Всемирного природного наследия. Считаю, что при пересмотре противоречий мы должны исходить все-таки из разрешительной системы, но под жестким контролем. Совершенствование законодательства с точки зрения урегулирования противоречий между Водным кодексом и Законом об охране озера Байкал должно быть перенесено и на другие водные объекты РФ.
- Михаил Викторович, под охраной ЮНЕСКО находятся и некоторые объекты в Арктическом регионе, освоение которого сейчас очень активизировалось. Арктическая тема проходит «красной линией» и через все мероприятия Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России». В мае 2012 года Вы стали председателем Арктической группы, сменив на этом посту Артура Чилингарова. Какие основные задачи сейчас стоят перед Арктической группой, и какие задачи Вы ставите перед собой в качестве председателя?
- Арктика сегодня - зона повышенных геополитических интересов. На освоение территории стали претендовать неарктические страны, в частности, Китай, Индия и Япония. Такая активность вызвана обилием потенциальных нефтегазовых месторождений при имеющемся неурегулированном споре о собственности на Арктические территории, в частности, о размерах шельфа. Еще одной причиной возрастающего интереса является активно расширяющийся в связи с глобальным потеплением Севморпуть, который может значительно сократить экономические издержки при грузовых перевозках. В советское время в развитие этой магистрали были вложены огромные деньги, к сожалению, в 90-е годы финансирование практически прекратилось, большинство портов приватизировано. Новые собственники не в состоянии адекватно инвестировать в поддержание и развитие инфраструктуры, в итоге большинство портов не работает, либо не выполняет возложенные на них функции.
Возрождение Северного морского пути как глобальной транспортной артерии даст возможность реализовать Трансазийский проект, предполагающий создание новых экономических кластеров, систем связи морских портов в Арктике, Азово-Черноморском и Каспийских бассейнах, в Персидском заливе и Аравийском море. Параллельно с открытием водных путей предполагается активное развитие сети железнодорожного и авиационного трансполярного сообщения. Это позволило бы активизировать освоение малоизученных регионов России. При этом управление сетью водного и железнодорожного сообщения необходимо осуществлять на условиях частно-государственного партнерства.
- Вы не раз отмечали важность понимания взаимодействия власти, капитала, государства и частных инвесторов. К примеру, в вопросе реализации одного из приоритетных проектов Русского географического общества - технологической платформы «Технологии экологического развития», председателем инвестиционного совета которой Вы являетесь. Также, говоря о раскрытии потенциала технологической платформы, Вы обозначали актуальность запуска «пилотных» проектов для проработки базы всех неточностей и обмена мнениями. Какие «пилотные» Проекты в рамках платформы «Технологии экологического развития» Вы могли бы отметить?
- Основная задача Платформы - создание механизма отбора и сертификации самых передовых технологий. Проекты по этим направлениям пока только формируются и рассматриваются. Частно-государственное партнерство заложено во всех направлениях, которые развивает Платформа - это экологические безопасные технологии, энергосберегающие технологии, технологии управления отходами, технологии рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности. Число участников платформы растет, в нее входит все больше как федеральных, так и региональных ВУЗов и институтов. Первый этап работы до 2014 года предполагает внедрение технологий, разработанных участниками платформы, в соответствии со Стратегической программой Платформы и программами внедрения. К 2017 году намечена реализация перспективных проектов. И уже к 2020 году планируется достижение мирового уровня и лидерства по проектам. Учитывая серьезность намерений организаторов, научную и экономическую базу участников, думаю, планы эти достижимы.
Источник: Единая Россия
Обсудить новость на Форуме