21:01 21.04.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

Школьники не знают Василия Теркина

Задача современного образования – воспитать подрастающее поколение не только компетентными специалистами, но и настоящими гражданами своего государства. К такому выводу пришли участники круглого стола «Федеральные государственные образовательные стандарты. Проблемы и перспективы», который провел сегодня Государственно-патриотический клуб «Единой России».

«История отечества» и «литература» - вот две основные школьные дисциплины, которые играют определяющую роль при формировании мировоззренческой позиции ребенка, его самоидентификации», - заявила Координатор Государственно-патриотического клуба «Единой России», член Президиума Генсовета Партии Ирина Яровая, открывая заседание.

Однако некоторые образовательные стандарты, которые предъявляются при изучении литературы и истории сегодня вызывают удивление, отметила она. Например, «Василий Теркин» (поэма А.Твардовского - ред.) исчез из обязательной программы по литературе.

Новые стандарты, которые предполагают дальнейшую «демократизацию системы образования», также должны включать качественный уровень профессиональной подготовки учителей, подчеркнула Яровая: «С одной стороны, мы предлагаем дать больше свободы педагогам, с другой отмечаем низкий уровень подготовки этих самых педагогических кадров».

Как отметила Яровая, для оздоровления образовательных стандартов при изучении гуманитарных дисциплин Государственно-патриотический клуб Партии предлагает «создать Совет по качеству образования, разработать единый федеральный список учебников, а также после 10 лет обучения предложить форму промежуточной аттестации в форме устного экзамена по литературе».

Качество школьного образования в последние годы значительно снизилось, согласился председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин.

«Делается много, - сказал он. - Но недостаточно. Не нужно видеть главную причину этого явления в введении ЕГЭ».

Балыхин также обратил внимание на качество подготовки учителей. «Нужно синхронизировать эту работу с разработкой стандартов общего образования. В рамках нацпроекта «Образование» мы поставляем в школы новое оборудование, поставляем методический материал. Но такого оборудования нет во многих наших педвузах. Нужно искать причину снижения качества образования, в первую очередь, в уровне подготовки педагогических кадров», - подчеркнул председатель думского комитета.

Мерой, способной повысить качество образования, по мнению Балыхина, может стать введение промежуточной аттестации. «Инициативу мы рассматривали на заседаниях комитета. Эксперты в целом разделяют эту позицию. Единственная загвоздка в том, что существует право каждого учебного заведения разрабатывать свой план работы», - отметил он, добавив, что не все нужно отдавать на откуп учебным заведениям.

Балыхин поддержал идею создания Совета по качеству образования, но при этом подчеркнул, что этот совет должен носить партийную направленность.

«Нужно объединить всех заинтересованных людей, обеспечить конструктивное сотрудничество, чтобы создать максимально объективные образовательные стандарты», - подчеркнул председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов.

Нужно понимать, считает он, что мы хотим: чтобы дети хорошо сдавали экзамены или чтобы они любили свой предмет, отечественную литературу и историю. Но одними стандартами это не решить.

Научный руководитель коллектива, разрабатывающего стандарты образования второго поколения по заказу Минобрнауки, член-корреспондент РАО Александр Кондаков считает, что помимо истории и литературы ценностно-формирующими дисциплинами являются также: география обществознание и конечно, родной язык. По его мнению, по ним тоже можно было бы проводить аттестацию в том или ином виде.

На основе этих знаний и должно формироваться в первую очередь мировоззрение молодого человека.

Кондаков напомнил также, что есть такое понятие: национальный воспитательный идеал. И в разные времена он был разным. При Петре I – это было служение государству. В СССР – вера в коммунизм, служение партии. Сегодня это - ответственный успешный и конкурентоспособный гражданин России.

Начальник отдела региональной политики Института проблем образовательной политики «Эврика» Владимир Бацин в свою очередь отметил, что внутренние ценности, традиции не могут быть поняты вне широкого контекста: «Мы живем в открытом обществе. Любое целеполагание должно содержать в себе элемент диалога, незамкнутости».

Однако задача образования все-таки – формировать гражданина своей страны, а не гражданина мира, подчеркнула Ирина Яровая.

О любви ко всему миру тоже нужно говорить, считает она, но нужно расставлять приоритеты. И этим приоритетом должен быть, по ее мнению, патриотизм. Воспитать конкурентоспособного и компетентного рационалиста недостаточно. Ведь рациональный ум может быть как добрым, так и злым, заметила она.

В основе школьного исторического образования должна лежать отечественная история, согласился действительный член Академии педагогических и социальных наук Александр Данилов. В новых стандартах, отметил он, на изучение истории России предполагается дать 44 часа. Сейчас - 68, и этого мало. «Такого допустить нельзя, ведь таким образом выпадают героические страницы нашей истории. Школьники просто не знают, не понимают, за что им надо любить и уважать свою страну», - подчеркнул он.

Данилов также высказался за создание Совета по качеству образования, который, по его мнению, должен «снимать многие противоречия до того, как принимаются законы».

Секретарь Союза писателей России, главный редактор журнала «Мир литературы» Сергей Лебедев в свою очередь предложил создать целостную и комплексную систему внеклассного чтения (по истории и литературе). Например, в рамках государственной книгоиздательской программы «Культура России». При поддержке министерств, ведомств, творческих союзов и т.д.

Стандарты, особенно по литературе и истории нужно «навязывать», считает президент Фонда Достоевского Игорь Волгин. «А дальше после 18 лет у них будет свобода выбора, что читать, какой позиции придерживаться в оценке исторических событий.

По его мнению, учебники истории должны непременно сопровождаться хрестоматиями с документами, статьями газет, характеризующими ту или иную эпоху и т.д. Нужны также образовательные каналы на телевидении, отметил он.

В завершении дискуссии выступил Министр науки и образования РФ Андрей Фурсенко. Комментируя предложение ГПК по созданию Совета по качеству образованию, он сказал, что: «Советов по образованию не так мало. Наверно, если Партия берет на себя ответственность, в этом есть плюсы, то есть в этом случае я понимаю, кто отвечает за этот проект. Я за такой совет».

«Хотя будут проблемы с его организацией», - заметил министр.

Говоря об инициативе создания единого федерального списка учебников, Фурсенко отметил, что «одного учебника быть не может». «Когда мы изменили систему лицензирования учебников - их стало в два раза меньше. Раньше учебники истории были те, которые написаны на гранты Сороса, на деньги BBC. Мы расширили список экспертных организаций», - пояснил он.

Министр считает, что «шагом вперед» в этом вопросе станет «система ответственности уважаемых научных организаций, а не чиновника».

«Плохо, - полагает Фурсенко, - когда вопросы качества образования связывают, в первую очередь, с экзаменами». По мнению главы Минобрнауки, в случае оценки знаний учеников в форме сочинения, при уровне развития современных технологий, «этот экзамен превратился бы в конкурс виртуозного скачивания сочинений через Интернет».

«Давайте будем говорить о подготовке учителей, которые не могут научить ничему, - призывал министр. - Сегодня учитель борется против ЕГЭ не потому, что этот экзамен оглупляет детей, а потому что он не хочет, чтобы проверяли его».

Между тем, Фурсенко считает, что промежуточный экзамен можно ввести. «Я поддерживаю устный экзамен, - сказал он. - Главное, чтобы ученики понимали, что экзамен - это не главное, это проходящий момент. Главное, знание, а чтобы иметь эти знания, нужно систематически учиться». При этом отметил министр, «нужно подумать, как сделать так, чтобы дети писали то, что они думают, а не скачивали с Интернета».

Идеальная система образования, когда проверка стимулирует ученика получать все новые и новые знания, заявил Фурсенко. Он подчеркнул, что «невозможно угадать все ответы, их нужно знать. Нельзя ученика натаскать на правильное заполнение клеточек».

«Мне исходно ЕГЭ несимпатичен, - признался Фурсенко, - но мне пока никто не смог предложить что-то более объективное». Министр назвал ЕГЭ «жестким инструментом» применяемым для того, чтобы люди «знали хотя бы какой-то минимум».

В заключении Фурсенко напомнил, что граждане России должны помнить и уважать все, даже самые спорные моменты отечественной истории. «Америку не любят во всем мире именно потому, что она не смотрит назад и считает, что все, что она ни делала - все правильно. Мы что хотим, чтобы Россию не любили? - рассуждает министр. - Россию любили и уважали в мире всегда».

Источник: Единая Россия (Повестка дня)

  Обсудить новость на Форуме