17:00 24.03.2010 | Все новости раздела "Единая Россия"

Шаккум: Закон о госзакупках надо совершенствовать

Принятие Федерального закона о размещении заказов стало одной из важнейших экономических реформ 2000-х годов, однако его применение выявило ряд системных проблем. Об этом в среду, 24 марта, заявил председатель комитета Госдумы по строительству и земельным Мартин Шаккум, выступая в рамках Всероссийского форума-выставки «Госзаказ-2010». В частности, как передает корреспондент ER.RU, Шаккум заявил:

«Принятие Федерального закона о размещении заказов ознаменовало собой одну из важнейших экономических реформ 2000-х годов. Она затронула множество субъектов экономической деятельности и привела к существенной экономии бюджетных средств. Но, несмотря на важность и прогрессивность закона, есть некоторые системные проблемы. Закупки самых разнообразных товаров, работ, услуг уложены Законом в универсальные процедуры без учета их специфики. Чтобы процедуры размещения заказа были работоспособны и эффективны нужно, чтобы они были разнообразны, детализированы, учитывали специфику товаров, работ и услуг.

Мы уже сделали первые шаги в этом направлении. Ввели особый порядок проведения «творческого конкурса», значительно расширили случаи размещения заказа у единственного поставщика, ввели особенности закупок работ и услуг, объем которых заранее определить невозможно.

Закон достаточно полно урегулировал процедуры размещения заказов, заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов. За рамками остались два важнейших вопроса - планирование закупок и формирование начальной цены контракта. Планирование закупочной деятельности ведется заказчиками не системно, планы-графики зачастую не публикуются, не актуализируются. Это не позволяет потенциальным поставщикам тщательно и заблаговременно готовиться к участию в конкурсах и аукционах.

В связи с отсутствием порядка формирования «стартовой» цены при размещении заказов на поставки одних и тех же товаров заказчики зачастую устанавливают совершенно разные цены. Экономия в таких случаях достигается не за счет конкуренции участников, а по причине изначального завышения цены контракта.

Считаю, что эти два важнейших вопроса должны найти законодательное решение. Одной из ключевых проблем является размещение заказов на крупные строительные подряды. Необходимо обратиться к зарубежной практике. Там, как правило, торги проводятся в два этапа. Предквалификационный отбор и собственно процедура аукциона. Предквалификация должна позволять определять те компании, которые по своим характеристикам в состоянии качественно и в срок выполнить необходимый объем работ. Дальше эти компании уже соревнуются между собой по цене контракта.

В принципе эта схема и сегодня заложена в 94-ФЗ. Однако главным вопросом остаются критерии предквалификации.

В отношении крупных строек (начальная цена более 50 млн. руб) у нас пока введен один объективный критерий - наличие за последние 5 лет опыта выполнения аналогичных работ, стоимость которых по одному объекту составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены контракта.

Кроме того, можно вводить и другие критерии. Однако они должны быть четко формализованы и определены количественно. Совершенствовать Закон необходимо на основе правоприменительной практики.

Мы проанализировали большое количество заказов, размещенных в 2009 году, на конкурсах и аукционах. Речь идет, прежде всего, о заказах на выполнение строительных работ. Общие выводы, полученные в результате данной оценки, таковы. Даже в рамках одного ведомства не просматривается никакой системы, общих подходов в определении значений критериев оценки заявок. В различных конкурсах разную роль играли сроки выполнения работ, гарантии качества, цена, качество работ».

Действительно, универсальных критериев оценки конкурсных заявок не существует. Необходимо установить четкие наборы критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.

Мы должны переходить к конкретизации процедур и критериев по видам работ, к типовым контрактам. Так, в развитых европейских странах в области строительства распространен типовой контракт «FIDIK». У нас каждый заказчик составляет свой вариант контракта «удобный для него», зачастую с нарушением гражданского законодательства.

Кроме того, сроки выполнения работ, срок и объем гарантий вообще не должны являться критерием оценки. Это существенные условия контракта и должны быть определены изначально в конкурсной документации. Соответствующие изменения должны быть внесены в Закон.

Отдельного внимания требует система информационного обеспечения госзакупок. Первое - официальный сайт Российской Федерации о размещении заказов. От эффективности работы этого сайта зависит возможность получения информации и участие в закупках широкого круга лиц. Напомню, что в отношении федеральных закупок - это единственный источник информации для потенциальных поставщиков. С 2011 года этот сайт должен также включать информацию обо всех региональных и муниципальных закупках.

Вместе с тем уже сейчас при пользовании сайтом возникают проблемы: длительное время на обработку одного запроса; крайне ограниченное число параметров, по которым возможен поиск информации о размещении заказов (по наименованию заказчика, по цене, по дате извещения). Отсутствуют требования к формату указания предмета контракта в извещениях. Одни и те же товары, работы, услуги называются по-разному. Это также существенно затрудняет поиск интересующей информации. Отсутствует предварительный контроль за извещениями о размещении заказов. Так, заказчики используют некорректный ввод наименования, предмета контракта и иных элементов извещений. В результате информация фактически не доступна до широкого круга потенциальных поставщиков.

Для того, чтобы совершенствовать Закон необходимо анализировать правоприменительную практику. В то же время Минэкономразвития закрыло на сайте доступ к данным о размещении заказов до 2009 года. В результате совершенно невозможно сделать анализ.

Еще одна проблема - сайт реестра госконтрактов. Во-первых, он существует совершенно автономно от сайта для размещения заказов. То есть, две важнейшие стадии - размещение заказов и их исполнение в рамках госконтрактов разобщены.Во-вторых, для превалирующего числа контрактов, исполнение которых должно было уже давно закончится нет никаких данных о ходе их исполнения.

Обязанность ведения этих сайтов лежит на Минэкономразвития и Федеральном казначействе. Хотелось бы обратить внимание руководства Министерства на эти проблемы.

Сегодня основные усилия должны быть направлены на: конкретизацию отдельных положений Закона в зависимости от специфики закупаемых товаров, работ, услуг; уточнение критериев отбора подрядчиков при размещении крупных строительных подрядов; установление порядка формирования начальной цены контракта и обязанности размещать планы-графики закупочной деятельности в открытом доступе; уточнение критериев оценки конкурсных заявок; введение типовых контрактов, прежде всего, в отношении строительных работ; оптимизацию ведения сайтов в целях обеспечения доступности информации о размещении заказов для более широкого круга лиц.

Наша общая задача в том, чтобы 94-ФЗ стал реальным инструментом поддержки открытой и честной конкуренции, повышения эффективности бюджетных расходов».

Источник: Единая россия (Регионы)

  Обсудить новость на Форуме