21:01 03.04.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
Секция "Современная культура: новые времена - новые перспективы"
3 апреля в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» открылся Форум «Стратегия 2020. Новая тактика». В этот раз даже традиционная секция «Современная культура: новые времена – новые перспективы» была посвящена проблемам мирового экономического кризиса. Модератор секции Марат Гельман поставил перед собравшимися три вопроса: как изменится само искусство в связи с кризисом? как искусство влияет на нашу жизнь? что делать?
По мнению известного галериста, на искусство кризис влияет меньше всего. «Ресторан или завод, который не приносит прибыли, закрывается. Представить, что закрывается галерея, сложно», - сказал он. По его словам, «люди в искусстве мотивированы не деньгами, поэтому финансовый кризис вдалеке от нас». «В 90-е годы денег вообще не было, и мы как-то жили», - напомнил он. «Не знаю ни одного музея или театра, которые бы закрылись в связи с кризисом. В Пушкинском музее отменились некоторые выставки из-за спонсоров, но сам музей работает», - отметил Гельман.
По мнению галериста, первое, что нужно делать – менять госзаказ. Если раньше был государственный заказ на пропаганду, патриотизм, то сейчас должен быть заказ на качественный досуг населения, считает он. Качество жизни – это интегральный параметр, который зависит от того, как человек сам себя ощущает. Государству по силам улучшить качество жизни населения улучшением качества досуга. Причем качественный досуг должен быть обеспечен не только москвичам, и государственная политика должна быть направлена на децентрализацию искусства.
Кроме того, по мнению Гельмана, надо четко понимать, что «рынок отрезал молодых». Если художнику с именем в кризисе просто тяжелее получить деньги, то против тех, кто еще не создал себе имя, работает сам рынок. «Кризис два три года будет основным нашим фоном, и мы рискуем потерять целое поколение художников», - считает Гельман. Государство должно работать там, где искусство не может работать само, уверен он.
«Страна, которая обещала тебя поддержать, стала страной, о которой надо заботиться. Родина-мать превратилась в Родину-дочь», - заявил Гельман. По его мнению, искусство может помочь стране, которая находится в сложной ситуации. В Министерстве культуры «нет грамотных людей, которые могут решить, что финансировать», считает галерист. Выходом, по его мнению, может стать «совместное финансирование художественных проектов как некий принцип» - «надо собирать деньги внутри других сфер, которым искусство может реально помочь. Кризис - хороший повод прекратить фаворитизм, который позволяет представителям власти делать подарки художникам в соответствии с личными вкусами, считает Марат Гельман. Кроме того, хорошей поддержкой для искусства в период кризиса должны стать налоговые льготы для спонсоров. «Лучше обеспечивать искусство напрямую», - заключил он.
Мы много снимаем много фильмов, которые в мире никто больше не смотрим, строим дома, которые не вписываются в учебники архитектуры, 47% граждан перестали читать книги, родители перестали читать детям. Сокращается количество часов литературы в школе. Об этом сказал культуролог, главный редактор журнала «Жизнь и кино» Даниил Дондурей, выступая на секции «Новая элита России» форума «Стратегия 2020. Новая тактика». «Мы должны говорить об элите, как производителе смыслов, контентов», - подчеркнул он.
По словам культуролога, 51% наших граждан терпимо относятся к коррупции. 59% граждан не доверяют друг другу. От 50 до 57% сегодня положительно оценивают роль Сталина. «Это работа элиты. Это серьезная продуктивная деятельность по наполнению общества смыслами. Среди многих десятков проблем антикризисной правительственной программы нет ни слова «культура», «элита», СМИ. И ни в каком контексте человек не представлен как одушевленное существо, как человек думающий. Только как объект социальной заботы», - подчеркнул он.
По его мнению, социологам удалось объяснить экономистам что от плохого образования будет плохо сначала с элитой, потом и с экономикой. «Образование не секвестрируется. У нас самое большое количество вузов на тысячу человек. Все количественные данные шикарные. Но качество? Образование не воспринимается, как технология системы средств овладения культурой. Могут быть потрясающе образованные люди, делающие ужасные поступки», - подчеркнул Дондурей.
Он добавил, что никто не задумывается о том, что из 100 героев на телевидении ТВ - 57 связаны с преступлениями: бандиты, заказчики, жертвы. «Это моделирование реальности. В культуре элита создает вторую реальность. Третья реальность - СМИ, которые делают третью реальность первой. Как этот контент согласуется с рыночными отношениями?», - задал он вопрос. В заключение он отметил, что какова элита, таково и общество.
Сфера культуры может быть не только статьей расхода государственных средств, но и точкой роста экономики. Как спорт стал символом города Сочи, так символом и локомотивом развития Перми должно стать современное искусство, заявил министр культуры Пермского края Борис Мильграм, выступая на форуме «Стратегия-2020». По его словам, еще в докризисные времена прагматичное руководство Пермского края пришло к выводу, что, чтобы решить проблемы города и края нужно поменять что-то в экономической структуре, а в результате и в мозгах.
«Вместе с советской властью из Перми ушла и промышленность», - отметил Мильграм. Остался знаменитый пермский балет и знаменитая деревянная скульптура. Тогда было решено сделать Пермь городом для бизнеса, и для привлечения бизнеса из столицы в Перми были снижены налоги. Однако снижение налоговой нагрузки не стало достаточной мотивацией для бизнеса. Тогда, по словам Мильграма, локомотивом развития стала культура. «Искусство, культура сегодня могут сильно действовать, если подойти к ним со стороны экономистов, которые сегодня управляют страной», - считает он.
«Пять лет назад я приехал в Пермь из Москвы, чтобы сделать Пермский театр известным», - рассказал Мильграм, -«Я сказал городу, что менять надо не только театр, но площадь вокруг театр и город вокруг площади». «К настоящему моменту мы сделали Пермь территорией современных текстов, современной драмы, современного искусства. Мы можем стать серьезным игроком на этом поле», - заключил он.
Все так плохо, что хуже не будет, заявил художественный руководитель театра «Практика» Эдуард Болков, выступая на форуме «Стратегия-2020». По его словам, в искусстве всегда работает «вопрекизм», а художник, оказываясь в ситуации отсутствия финансирования, включает то, что делает его художником – креатив.
Говоря о сокращении финансирования кинопроизводства, Болков отметил, что, в первую очередь, сократится количество взорванных в фильмах машин и масштаб пиротехнических эффектов, а также количество известных режиссеров которые по определению получают госзаказ. «Может это и неплохо? Художники станут художниками, а не людьми, которые осваивают бюджеты», - заявил он.
Болков отметил, что во Франции, которая также столкнулась с мировым финансово-экономическим кризисом, единственная отрасль, которая получила увеличение финансирование – это культура.
По мнению режиссера, пропорция денег в общем бюджете государства оскорбительно мала и не соответствует глобальным амбициями наших политиков, но, с другой стороны, не понятно, кому эти деньги давать. «Для людей, которые потребляют культуру, современные художники не являются авторитетами», считает Болков. По его мнению, кризис должен грянуть, он должен быть очищающим и привести к нормальной экспертизе в области искусства. А создавать экспертные институции должно не государство, а сами художники.
В то же время, по мнению Болкова, «нужно создавать новые институции, поскольку существующие творческие союзы не работают». «Изменилась экономическая формация, но культура остается совершенно советской. Таких изменений в культуре, которые были в экономике, не произошло», - считает Болков.
Творческая сфера должна рассматриваться как инновационное направление, способное двигать страну вперед, считает директор программ Института культурной политики Елена Зеленцова. По ее словам, сейчас все говорят об инновационной экономике, имея в виду традиционные отрасли науки и промышленности. Между тем интеллектуальные и творческие продукты являются статьей экспорта. «Это не просто мотор экономики, но и лаборатория, которая двигает вперед инновации, которые чрезвычайно важны», - сказала она.
По мнению Зеленцовой, в России ровно наоборот. Финансирование культуры – это в первую очередь финансирование бюджетных учреждений, которых в стране около пяти тысяч. «Объектом управления Министерства культуры является не культурный процесс, а учреждения культуры», - отметила она.
«Новые культурные площадки, которые создаются только благодаря колоссальным индивидуальным усилиями и труду, например в Перми и Санкт-Петербурге, должны быть замечены и поддержаны, потому что именно там создаются элементы современной культурной инфраструктуры», - заключила она.
Только с помощью искусства можно понять, какие изменения происходят в жизни каждого человека, и поэтому в ситуации кризиса финансирование культуры должно увеличиваться, считает комиссар и куратор Второй Московской биеннале современного искусства, художественный руководитель Государственного Музейно-выставочного центра РОСИЗО, директор московского Института современного искусства Иосиф Бакштейн.
По его словам, полная победа капитализма вызвала к жизни соответствующую систему ценностей, к которой страна оказалась не готова. Поэтому, опираясь на независимую инфраструктуру художественных инициатив, важно провести анализ того, что представляла из себя советская культура, и понять, почему каждый советский фильм смотрится шедевром, а сейчас этого не происходит, считает он. По его мнению, сейчас опять нужна государственная идеология, но не такая агрессивная конфронтационная, а та, которая «имеет свою систему ценностей и пытается дистанцироваться от рынка».
«Нужно фундаментальное понимание того, что спасти ситуацию может только искусство», заключил Бакштейн.
Покупка культуры и интеграция ее в капитализм - это опасный путь, считает куратор Екатерина Деготь. По ее мнению, «культура в современном мире существует как одна из зон сопротивления капитализму», а «единственной ценностью культуры является ее критическое начало».
«Сегодняшний кризис - это не минутная заминка. Это кризис глобального капитализма, который ставит под вопрос все наше развитие за последние 20 лет. Мы должны отдать себе отчет, что все, что было создано за эти годы, никуда не годится. Я бы предложила вернуться к лозунгами перестройки – гласности. Я согласна, что нужно строить новые институции, но сначала необходимо завершить перестройку», - заявила она.
Продолжая тему необходимости качественной экспертной оценки произведений культуры, критик и прозаик Дмитрий Бавильский отметил, что единственная институция, которая может производить качественную экспертную оценку того, что происходит в литературе, это толстые журналы. «Они смогли перестроиться, например «Новый мир» такой же бренд как и раньше, но его тираж составляет всего 7 тысяч экземпляров и подписка все время падает», - отметил он.
Нужно создать новую систему адекватную экономическим психологическим творческим реалиям, считает арт-продюсер, куратор Николай Палажченко. По его мнению, «ни в коем случае нельзя заниматься реставрацией советской системы. Она была эффективна, потому что была адекватна времени.
Пока государство решало более важные задачи сохранения страны, сфера культуры осталась в заднем вагоне, считает он. «Есть рудименты совка, и в то же время на руинах существуют частные институции, которые взяли на себя роль регуляторов и выполняют ту роль, которую не выполняет государство», отметил Палажченко. В качестве примера он привел фонд «Екатерина» и частный музей Фонд 4. «Это делалось из простой логики, что проще сделать самим», - сказал известный куратор.
С кризисом нужно бороться праздником, считает директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. «В кризис культура востребована больше чем в другие времена. В сытое время мы меньше думаем о душе», - сказала Свиблова и отметила, что посещаемость выставочных проектов МДФ повысилась с сентября примерно на 30 процентов.
В то же время, по ее словам, кризис плох для произведения и воспроизводства художественного контента. Свиблова напомнила, что в середине 90-х годов в результате кризиса в стране практически не осталось современных художников – они или уехали за западными грантами, либо занимались побочным творчеством.
Вице-спикер Госдумы Светлана Журова остановилась на развитии культуры с помощью Интернета. «Это востребовано. Люди, которые не ходят в театр, сидят в интернете», - отметила она. По мнению Журовой, культура всегда несет больше позитива, чем негатива, даже если говорит правду, а это особенно важно в кризис.
«Возможно, на культуру не будет больших бюджетов, но каждый из нас может сделать что-то самостоятельно», - заявила известная балерина Анастасия Волочкова и рассказала, что в ее ближайших планах открытие сети творческих школ, в которых дети смогут заниматься самыми разными видами искусства. Первую школу Волочкова планирует открыть в Беслане, вторую – в Сочи.
Источник: Единая россия (Регионы)
Обсудить новость на Форуме