18:02 20.02.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

Размышления с высоты Рифейских гор

«Единство, - возвестил оракул наших дней, - Быть может спаяно железом или кровью…» Но мы попробуем спаять его любовью, - А там увидим, что прочней…Ф.И. Тютчев, 1870

Капитализм и Россия

Нынешний глобальный кризис, по признанию многих высокопоставленных политиков и идеологов рынка, - один из самых глубинных и всеобъемлющих за несколько столетий, сравнимый лишь с катастрофой краха Средневековья с его демографическим спадом населения Европы, когда убыло почти две трети ее населения от эпидемий и войн… Именно в те времена рождался современный капитализм с его двойной бухгалтерией и ростовщичеством, обеспечив глобальный охват ресурсов и сверхприбыли тончайшей прослойке магнатов-виртуозов управления денежными виртуальными расчетами. Как свидетельствует Фернан Бродель: «Денежные сделки на срок могли существовать только в зонах с уже «перенапряженной экономикой – а именно, в Италии, в Германии, в Нидерландах. Все способствовало его созданию именно там: накопление капиталов, торговля на дальние расстояния, вексельные хитросплетения, «права» на долю государственного долга, инвестиции в ремесленные и промышленные предприятия либо в кораблестроение и дальние плавания судов (последние скоро стали непомерно большими, перестав быть индивидуальной собственностью). Впоследствии Великий денежный рынок переместился в Англию, уже в ХХ веке, в США став золотым миллиардом избранных.

Весь остальной мир служил капиталу только рынком сырья или рынком рабочей силы. От половины до двух третей населения мира были рабами или наемными работниками, а сами страны – колониями, либо полусырьевыми придатками, никогда не обладая достаточной суммой капитала для полноценного развития.

Активность капитала и его ультраконцентрация в современном мире считается привилегией протестанства с его заповедью: «Не расточай впустую мгновения краткого земного существования, трудись там, где пожелал Господь. Твой успех – это указание, что ты избран, отмечен Господом и будешь в раю несомненно…». Так, читая «мысли» Всевышнего, несколько веков клялись на Библии неистовые скаредники и менеджеры судостроения, суконные фабриканты и стальные пушечные короли, доказывая свое трудолюбие и прилежность.

Создатель теории бионоосферы, наш соотечественник В.И. Вернадский обобщает: «Проявление Разума прямо пропорционально плотности населения», - отсюда – концентрация в прибрежных зонах обитателей Китая, Индии, Японии, а затем - с изобретением кредита и ростовщического процента – Италии, Нидерландов, Англии и США – вот путь больших денег мира, у которых сегодня все банки донельзя наполнены давлением больших денег, ставших «виртуальными» условными долгами нескольких поколений трудолюбивых отцов-протестантов. Ф. Бродель пишет: «На долю бедных стран досталась «черная» работа: поставка сырья, шерсти, леса, ржи». Добавлю – Россия поставляла, кроме пеньки, леса, меда и пушнины еще уральский чугун по рекам для

Промышленной Революции в Англии XVIII в., затем – кованое листовое железо в XIX веке, а при советской власти и после нее – стальные болванки, льняные ткани, уголь и сплавной молевой лес – по сибирским рекам. Неизменно шли на экспорт меха и пшеница, постоянно вызывая зависть соседей, их агрессию и все возрастающую энергию «приобщиться» к излишествам природной щедрости. Нефть и газ увеличили этот раж. Так мы и существовали почти пять столетий, энергично способствуя мировой экономике, которая «железом» и «кровью» спаивала единство цивилизованных народов.

И все-таки

Первый глобальный вывод – «цивилизованный» мир больших капиталов – это мир денег и ценных металлов, орудие господства и орудие в большей степени, нежели это обычно представляют. Этот «супермир» экономики европейцам удалось исследовать в 10-х гг., только применяя «циклы Кондратьева Н.Д.» (1892 0 1938) – нашего отечественного экономиста, создателя в 1922 г. впоследствии разгромленного коммунистами Конъюнктурного института. Его прогнозы носили генетический характер и были связаны единством глобально-биосферного мировоззрения на природные и культурные ресурсы человечества (теория Вернадского – ее создателя – также была проигнорирована в СССР).

Оказалось, что кризисные циклы Кондратьева проявились в капитализме уже в 1650 году, а затем, чередуя спады и подъемы, имели нижние пики в 1817, 1929г., а далее – по восходящей фазе с 1945 года прогнозировали спад к началу 2000 года.

В 1975 г. Ф. Бродель писал: «Тот, кто пережил кризис 1929 – 1930гг., сохранили воспоминание о неожиданном урагане, без всякого предварительного этапа. Современный кризис, который не отпускает нас, более грозен. Это не ураган, а скорее наводнение с медленным и внушающим отчаянье подъемом вод, или небо, упорно затянутое свинцовыми тучами. Под вопрос поставлены все основы экономической жизни, все уроки опыта, нынешние и прошлые. Окрестить это явление стагнацией – значит, ничего не объяснить. Государство, которое везде играло роль покровителя, следуя урокам Кейнса… не оно ли ответственно за странности кризиса в силу собственных своих усилий? Последнее слово ускользает от нас, а вместе с ним – и точное значение таких долговременных циклов, которые, по-видимому, подчиняются определенным, неведомым нам законам или правилам в виде тенденций». (Ф. Бродель. Время мира. М.Прогресс.1992, с.77).

Эти кризисы нельзя было объяснить ни классовой борьбой, ни военными столкновениями, ни даже вспышками эпидемий, на чем настаивали последователи А.Л. Чижевского (1891 – 1964) – одного из создателей русского космизма. Посмотрим с другой стороны. Историки заметили, как по-разному ведет себя система «экономика – политика – культура – социальная иерархия» в такие кризисные времена. Высшее общество боролось за прибыли, окружало себя всяческими привилегиями, ограничивало свою численность (поздние или нетрадиционные браки, противозачаточные средства), а культура энергично вмешивалась в жизнь, затыкая все пустоты и бреши. И это потому, что культурная активность – наименее дорогостоящая из всех видов деятельности. Это – саморазвитие творческих энергий, присущих природе человека. Оказалось, что именно культура способна (при растерянности властей всех уровней) подготовить новый, нетрадиционный, диссидентско-новаторский образ мыслей, который в дальнейшем приведет к переходу социума на иной уровень. Вековые спады способствуют культурным взрывам. После 1600г. – цветение итальянской осени в Венеции, Болонье, Риме, Флоренции. После 1815г. - романтизм в Европе, пушкинская эпоха в России. После 1900г. – «серебряный век» отечественной культуры, русский космизм.

Какой же новый ценностный набор человеческих качеств требуется ныне для преодоления столь мощного глобального кризиса, поразившего капиталистический «мир-экономику»? Эти ценности не могут измеряться проверенным набором шестивековой шкалы «экономического человека» - прагматика, потребителя, конкурента и соперника всем обитателям финансовой периферии. Явно не помогает здесь и вся компьютерная мощь информационного взрыва. «Столь масштабная (с учетом направленности этих технологий на изменение сознания, а не окружающей среды) беспрецедентная замена не может обойтись без болезненных диспропорций», - пишет современный исследователь. (М.Г. Делягин. Мировой кризис: общая теория и глобализация. М., 2003). Действительно, новые технологии оказываются слишком сложными, подавляющими человека избытком информации, которую он отказывается структурировать, уяснять и находить свой личный результат: «Культурный барьер неощутим для автомобиля, но непреодолим для телепрограммы». Традиционные общества отказываются менять свои ценности на западные (протестантские, потребительские) модели. Слабые страны (Африка, Латинская Америка) терпят крах. Сильные незападные страны (Китай, Индия, Россия) противостоят Западу, совершенно естественно отстаивая свои устоявшиеся ценности.

«Рано или поздно, - пишет автор, - это сделает невозможным развитие США по модели «экспорта нестабильности» (привлечение капиталов за счет дестабилизации всего мира). 11 сентября 2001 г. доказало неизбежность слома этой модели из-за невозможности оградить США от нестабильности. Слом модели, по которой человечество развивается более 11 лет, проявится как глубокий структурный кризис мировой экономики» (Глобалистика. Энциклопедия. М., Радуга, 2003, с.914)

Мыслителям Новой России не откажешь в масштабности прогнозов. Обратимся же теперь к глобалистам нашего отечества

Великая миссия России

На взгляд автора этих строк, у нашей Отчизны есть одна несомненная дата, гордиться которой с каждым годом будут не только наши соотечественники, но и весь мир. И чем глубже кризис классического капитализма (как мы выяснили – концентраторы денег всех видов – от товарных до виртуальных), там ярче сверкает в календаре всех эпох планеты дата 12 апреля 1961 года, в которой сконцентрирована как бы вся история России за тысячелетия. Выход на околоземную орбиту человека – это сумма всех наличных культурных и нравственных достижений цивилизации, это поворотная точка мировой истории, начатая древними ариями (кстати, их протогород Аркаим у подножия Уральских гор открыт лишь в конце ХХ века) с их добиблейскими мифами о Солнце («Авеста» и «Ригведа») и стремлением к самосовершенствованию личности. Не потребительство, а восторг перед мирозданием наполнил их души, как и прозрения позднейших их наследников: Не то, что мните вы, природа!

Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Русская классическая культура (от Илларионова «Слова о законе и благодати») навсегда означила свою преданность Благодати, как преклонению перед мирозданием, а не перед сухой мертвенностью закона. И это не анархизм. Это «самостояние души», стремящейся осознать все красоту данного ей в любование мира. Отсюда и вышла плеяда титанов русского космизма, создавших в лице Вернадского В.И. и его сына Георгия самые глобальные концепции устройства Мироздания и роли России на Земле, а потом – в лице Циолковского К.Э., Чижевского А.Л., Кондратюка, Королева и др. – сам механизм реализации космического начала человеческой цивилизации. И освоения Космоса затем.

Школа Верндского В.И., продолженная Гумилевым Л.Н., Тимофеевым – Ресовским Н.В., Моисеевым Н.Н., Новоженовым Ю.И., дала человечеству не только возможность остановить глобальные войны (расчеты «ядерной зимы» в биосфере 10-х годов), но и четко определить цель Человечества: перестать насиловать Землю своими чудовищными алчными жадностями и смириться с неизбежностью возмездия за истребление окружающей среды в России создан высший категорический императив – «ничего во вред Природе!».

Не верь, не верь чужим, родимый край, Их ложной мудрости иль наглым их обманам И, как Святой Кирилл, и ты не покидай Великого служения славянам… Ф.Тютчев

Каждый из представителей русского космизма – от его первого идеолога Николая Федорова, подвижника, хранителя Румянцевской библиотеки, или Циолковского Константина Эдуардовича, провинциального учителя-фантазера до академиков Вернадского и Моисеева – люди крайне скромные, самоотверженные, чья жизнь полна жертвенности и гонений, конфликтов с властью и отстаивания своей самостоятельности. Нет и тени расчета и корысти, нескромности и пресмыкательства, как и у Королева, Чижевского, Кондратюка, прошедших через тюрьмы и испытания на стойкость.

Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь…

Так писал русский поэт в разгар Великой Отечественной. Таков был путь всех русских подвижников науки и культуры в горестном ХХ столетии. Но это и закрепило тот тип культуры, который неизбежно станет путеводной звездой человечества после глобальных конвульсий мирового кризиса. Сострадание ко всему живому на земле, переориентация господствующих технологий с изменения мертвой материи (high-tech) на преобразование живого человеческого сознания (high-home).

Все это трансформирует многовековые рыночные отношения: на место денег – символа успеха – встанут гуманные технологии сотрудничества, поддержки и сохранения разнообразия человеческих характеров, увлечений, уступки другому. Этот абсурдный, с точки зрения капитализма, характер человеческих отношений в ХХ веке от русского гения Льва Толстого переняли ведущие политики-миротворцы – Ганди, Кинг, Мандела.

«Непротивление злу насилием»… - этот принцип справедлив от природного до человеческого аспектов. Этот принцип – величайший вклад русской культуры, который почти неизвестен нашим молодым соотечественникам. Но именно в этих именах, в этих биографиях, этих геологических сдвигах сознания человечества и заключается космического масштаба роль Отечественной культуры, уже вошедшей в анналы всех мировых энциклопедий и хрестоматий. И он является тем национальным сокровищем, той идеологией, которая обязана стать мировоззрением россиян новой демократической России, прикоснувшейся, наконец, к наследию собственной древней культуры.

Эпилог

«Кризис – это обретение зрелости».Ф. Бродель

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев – создатель Отечественного Фонда культуры – был убежденным проводником мысли, что грядуший ХХI век станет веком гуманитарным, а Россия - страной великой гуманистической культуры. Его книги «Заметки о русском», «Земля родная», «Письма о добром» - подлинная исповедь великого нашего современника, вобравшего в себя весь опыт русского своеобразия мышления целого тысячелетия Отечества. То, что Россия едина и цельна в своих приоритетах, и выстрадала полной мерой цену терпеливости и жертвенности, сохраняя свои духовные и нравственные устои, говорит и нынешняя высокая миссия Православной и Мусульманской обрядности, неизменно находящихся на подъеме в своих притязаниях на диалог с обществом. Миролюбие и взаимное согласие постепенно входят в сознание новых поколений, оттесняя примитивный радикализм и столь милый Западу мистицизм.

Упрощение притязаний, скромность потребностей, любовь к земле и труд на ней, бережное отношение к семейным ценностям и компромисс в деловых контактах – вот черты той духовной зрелости, которые должны помочь нам перенести лихолетье идущего кризиса.

Станет ли культура ненасилия нашим национальным приоритетом – дело политиков, столь явно погруженных в экономические лабиринты в ущерб цельному системному взгляду на ситуацию. Былая уступка населению – стеснение ряда свобод в обмен на умеренное благосостояние (некий российский вариант общественного договора) – нынче должна непременно измениться. На взгляд автора, старожила уральской провинции, проблемы экономики в России неотрывны от уровня притязаний населения. Сделать их более реалистичными, одухотворенными, полными благодати и добротомыслия – вполне по силам деятелям современной русской культуры, роль которой попытался показать в этих размышлениях.

Источник: Единая россия (Регионы)

  Обсудить новость на Форуме