14:45 19.11.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

Ноябрьские тезисы


Очередное Послание президента - событие для России особое. Ведь в этом выступлении не просто расставляются приоритеты развития страны на обозримое будущее, здесь прежде всего раскрывается политический и экономический механизм достижения поставленных целей. Как будет развиваться Россия в наступающем году, который - увы, как бы нам ни хотелось иного расклада, - тоже будет кризисным? Что прежде всего должна сделать власть? По просьбе редакции Послание президента комментирует председатель Комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству, член фракции «Единая Россия» Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ.

НОЯБРЬСКИЕ ТЕЗИСЫ

- Президент Медведев выступил с очередным Посланием Федеральному Собранию РФ, которого многие ждали с нетерпением. Такое отношение к этому «дежурному» документу создал сам президент, предложив в своей статье «Россия, вперед!» всем гражданам стать соавторами Послания, дать свои предложения, высказать замечания. Поэтому, естественно, ожидания у многих были завышенными. И сейчас в прессе появляются критические замечания в адрес Послания: мол, оно фрагментарно, конспективно, слишком общее, неконкретное, неровное. При этом, однако, сам документ выгодно отличается от прошлогоднего Послания и логикой построения, и уровнем охвата проблем, и более высокой удельной информативностью.

Главной ценностью нашей страны, как утверждает Послание, остается само гражданское общество, а главной за¬дачей - модернизация страны. Из этого вытекает, что именно на демократию, на свободный труд, на знания, творчество и гуманизм будут опираться реформы, а не на государственное регулирование, мобилизационные технологии, принуждение в любых формах, как бывало не раз в прежние времена. В этом смысле программа по всей своей логике не только прагматичная и технократическая, но и либеральная в классическом понимании этого термина. И это хорошо! Россия призвана стать мировой державой с упором на высококвалифицированный труд, модернизацию, знания, а не на сырьевой экспорт, как это было в последние годы, так ставит задачу президент.

Послание при этом рисует и ситуацию в целом, и наши действия «широким мазком», что и понятно, мы только выходим из кризиса, наше будущее таит в себе много неопределенного. Однако тематика кризиса уже уходит в Послании на второй план, хотя именно с этой темой Медведев увязывает уже реализующиеся программы по развитию потребительского спроса на отечественные товары, увеличению пенсий, материальному обеспечению инвалидов, стимулированию строительства жилья, поддержке занятости, решению проблемы моногородов.

В русле развития социально ориентированной экономики лежат также его предложения по стимулированию аграрного сектора и производства предметов потребления с привлечением современных, в том числе зарубежных, технологий, с резким повышением производительности труда. Это еще не «новая индустриализация», но шаг в этом направлении. На масштабные проекты, связанные с созданием новой национального масштаба производственной и транспортной инфраструктуры, президент пока «не замахивается». Он предлагает, вплоть до улучшения экономической ситуации, пока что «расчистить авгиевы конюшни» - провести анализ ценообразования, аудит проектов, оценку эффективности капитальных вложений в эти сферы, создать необходимые технические регламенты, изыскать источники внебюджетного финансирования, что связано с программой укрепления финансовой системы страны. Таким образом, вопрос о масштабной реформе в сфере промышленности и транспорта отложен до лучших времен, но, очевидно, не закрыт. Есть поле для дискуссий, есть непочатый край для проектной работы, есть огромный резерв в экономике. При этом президент не предполагает опираться на государственные корпорации, часть из которых он предлагает преобразовать в частные компании с государственным участием, не произнося набившего оскомину слова «приватизация», но имея это в виду. И это тоже либеральный тренд.

Основные же направления модернизации были выбраны президентом ранее: биотехнология и медицина, новая энергетика, телекоммуникации и информационные технологии, космос, о чем он напомнил в Послании. Да, президент ставит перед отечественной фармацевтической промышленностью довольно скромные задачи, которые ей будут по плечу в том случае, если она активно привлечет зарубежные наработки. Видно, что он трезво оценивает ситуацию в этой никогда, в общем, не процветавшей у нас отрасли НИОКР и возможности промышленного производства отечественных лекарств. А вот новая энергетика, в том числе ядерная и термоядерная, новейшие телекоммуникационные системы, спутниковые системы позиционирования, а наряду с этим новые оборонные технологии - это традиционно наша сильная сторона, которую необходимо сделать локомотивом прогресса. Немножко здесь от Послания повеяло вдруг научной фантастикой моего детства, а также журналами «Наука и жизнь» и «Юный техник» шестидесятых годов: полеты на другие планеты на ядерном двигателе, неисчерпаемые источники термоядерной энергии, умные машины, сверхскоростные системы связи, передачи энергии без потерь на огромные расстояния. Да, действительно, так и есть в науке и технике: то, что сорок лет назад было идеей, сегодня может стать действующей моделью, а завтра - частью повседневной жизни. Ученые еще в семидесятые годы писали о недопустимости сжигания попутного газа, а руки доходят до этого только сегодня, да и скоро ли дойдут?

И в этом ключе, конечно, вызывают одобрение инициативы и реальные дела, связанные с поддержкой науки и технологий, в том числе связанные с привлечением зарубежных ученых, в том числе наших бывших соотечественников, и к работе в России, и к международной экспертизе проектов. Большой интерес вызывает также предложение по созданию мощного центра новых технологий. У нас есть опыт Дубны и Обнинска, Сарова и Протвина. Соединить этот опыт с зарубежным было бы интересно. Так что президентом сказаны определенные слова, но слова эти нуждаются в более глубоком осмыслении, а сама тема - в глубоком освещении, для чего в Послании просто не хватит места.

Также президент сказал о сдвигах в государственном управлении, которые можно обеспечить с помощью современных технологий: об обеспечении прозрачности процедур, об автоматизации предоставления информации и государственных услуг, о техническом контроле за честностью выборов, о правах и свободах в информационной сфере, по существу, об открытом обществе с ограниченными возможностями для манипулирования им со стороны власти. Это тоже либеральный посыл, и он важнее, на мой взгляд, многих иных политических и управленческих реформ.

Дмитрий Медведев обозначил контуры реформ на региональном уровне, но они меня особо не впечатлили, равно как и предложения по зимнему и летнему времени и часовым поясам. Так что я бы не хотел обсуждать эти темы. А вот разнообразная, профессионально сформулированная и многообещающая система поддержки «третьего сектора», некоммерческих организаций, - это дорогого стоит и в социальном плане, и в деле формирования зрелого гражданского общества. Это также либеральный тренд в Послании президента, и эта часть Послания мне кажется особенно ярко выраженной социально.

Тема развития образования также меня не смогла оставить равнодушным, пожалуй, она меня даже воодушевила. Во-первых, выбран отчетливый курс на высокий уровень образования, на креативность, на вариативность, проектную деятельность, профессионализацию в старших классах, на специализированную подготовку учителей, на создание специальных учебных комплексов. А главное, что формы оценки подготовки учащихся будут разнообразными, гибкими, что подразумевает достижение определенного компромисса между сторонниками разных форм оценки подготовки учащихся. Над эмоциями взяла верх традиционная для России «воля к знаниям», страсть к образованию, готовность объединяться вокруг непреходящих ценностей науки, образования и культуры.

И наоборот, вопросы коррупции всегда мне представляются неразвитой темой, этаким неразобранным «ящиком Пандоры» разнородных социальных недугов, который политики чаще всего предлагают лечить с помощью стандартного «лекарства» - «клизмы из битого стекла и ромашки». И то, что президент, пусть вскользь, упомянул в качестве разновидности «бытовую коррупцию», внушает мне надежду, что когда-нибудь начнется бесстрастный точный анализ этих неоднородных явлений и выработка рецептов их поэтапного преодоления. В России всегда не хватало воли и терпения власти и общества для борьбы с коррупцией, которая подменялась спастическими актами полицейских держиморд против мелких чиновников среди общего лицемерия, наглости и воровства сановников, в том числе вельмож императорского двора. И очень важно, чтобы реализация нынешних президентских тезисов о борьбе с коррупцией тоже не превратилась в очередную кампанию по схеме «одобрям-с - выполням-с - забывам-с». Не надо бороться, надо работать, системно, постоянно и планомерно, объединяя усилия власти, правоохранительных органов и общества. Без этого с коррупцией не справиться, сколько бы рейдов и задержаний ни проводили соответствующие органы. А справляться с коррупцией надо, иначе все наши реформы останутся на бумаге, и Россия окончательно займет место среди стран «третьего мира». Иными словами, изживание коррупции - вопрос уже не только и даже не столько экономический, сколько политический. Решить его хотя бы частично в ближайшие годы - вот еще одна насущная задача государства и общества.

Необходимо отметить еще один либеральный момент в выступлении Дмитрия Медведева - прагматизм внешней политики, готовность к международному сотрудничеству, привлечению иностранных инвестиций, облегчению визовых режимов и другие предложения, связанные с дальнейшим встраиванием России в мировое сообщество демократических государств. Нашли отражение в Послании вопросы переформирования и перевооружения армии, ситуации на Кавказе, нераспространения ядерного оружия, создания системы коллективной безопасности в Европе.

Итак, в целом Послание президента можно оценить как либеральное. Его цель - не только выработка механизмов преодоления кризиса, но и «рецепты», с помощью которых Россия сможет решить многие стоящие перед ней задачи. Общество должно прислушаться к этому выступлению президента, внимательно проанализировать его и поддержать основные тезисы президентского Послания, направленные на дальнейшее социально-экономическое развитие России. Только в этом случае заложенные в этом Послании тезисы смогут наполниться реальным содержанием и стать по-настоящему работающими во благо всех россиян, во имя России.

Тверская, 13

Источник: Единая Россия (Москва - новости округов)

  Обсудить новость на Форуме