23:30 09.08.2012 | Все новости раздела "Единая Россия"

Николаева: Рост тарифов будет более ограниченным и целевым

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева на основе обращений граждан РФ в комитет прокомментировала основные проблемные моменты, связанные с жилищно-коммунальной сферой

Теме государственного регулирования тарифов уделяют огромное внимание как Государственная Дума ФС РФ, так и Правительство РФ, отметила в комментарии ER.RU первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева, в четверг, 9 августа.

По словам депутата, в Госдуму поступает большое количество обращений граждан, связанных с ценообразованием в ЖКХ, с обеспокоенностью по поводу безудержного роста тарифов на коммунальные услуги, с вопросами правомерности начисления платежей, низким качеством оказываемых коммунальных услуг, сопровождающихся, тем не менее, постоянным ростом тарифов, незащищенностью граждан от роста тарифов естественных монополий и многими другими вопросами, так или иначе, связанными с этой темой.

«Анализ поступающей корреспонденции показывает, что некоторые моменты идеологии развития и регулирования процессов ценообразования необходимо пояснить и тем самым возможно ответить на многочисленные письменные обращения граждан в ГД ФС РФ и, в частности, в комитет по строительству и ЖКХ по вопросам обоснованности роста тарифов в ЖКХ», - отметила Николаева.

«Начать необходимо с законодательных основ формирования платежей для граждан, по которым возникает также много вопросов в корреспонденции», - заметила первый зампред думского комитета.

Она пояснила, что платежиграждан (собственников и нанимателей), проживающих в многоквартирных домах, за жилье и жилищно-коммунальные услуги в соответствии с жилищным законодательством складываются из 3-х составляющих:

         - плата за найм жилого помещения (только для нанимателей);

         - плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

         - плата за коммунальные услуги.

Первая составляющая платежа определяется собственником жилого помещения на основании методик, разрабатываемых Минрегионом России;

Вторая составляющая платежа определяется собственниками МКД на общем собрании и устанавливается в договоре управления между жителями и УК. Её рост или снижение не определяются государством, органами власти, регулирующими органами, а самими жителями на основе реального состояния жилого дома, текущих,  первоочередных проблем и более терпящих проблем состояния дома, его инженерно-технического оборудования и отдельных элементов комплекса недвижимого имущества в целом.

Однако в составе этой платы присутствуют платежи за обслуживание лифтов (в случае их наличия в МКД), радиоточки, телевизионной антенны  и сбора и вывоза ТБО. Поэтому собственники при выборе цены должны учитывать свободные рыночные цены на перечисленные виды услуг в их общем составе платежа или точнее искать наиболее приемлемых по ценам исполнителей. Методология расчетов платы и цен на содержание и ремонт жилого помещения закреплена за Минрегионом России.

Третья составляющая платежа регулируется соответствующими регулирующими органами и ОИВ субъектов федерации устанавливаемыми ими тарифами и нормативами потребления коммунальных услуг на основе методологии ценообразования на коммунальные услуги, разрабатываемой Минрегионом России.

«Суммарно величина платежа граждан за коммунальные услуги зависит от размера тарифа и объемов потребленных ресурсов (холодная и горячая вода, электроэнергия, газ, водоотведение, теплоснабжение), поэтому переход на приборы учета и резкое снижение фактических объемов потребления по сравнению с указанными в нормативах потребления при росте тарифов не обязательно ведет к росту платежей.

Часто считается многими потребителями и это видно в письмах, что мы давно уже оплачиваем тарифы полностью (полностью компенсируем затраты предприятий на производство коммунальных ресурсов через установленный тариф, особенно это прослеживается при низком качестве последних), а они все равно растут. Это происходит и легко объясняется тем, что у предприятия с ростом износа оборудования и производством ремонта только в случае устранения аварий объективно растут расходы на ремонт оборудования, инженерных сетей, падает качество услуг (товара) из-за недоремонтов. Кроме того, свободные рыночные цены на материалы, энергию и топливо, используемые предприятиями для производства коммунальных ресурсов тоже растут и соответственно ведут к росту стоимости их продукции.

Изменить этот круг можно только заменой оборудования на более энергоэффективное, качественно новое, менее энергоемкое, но за счет амортизации сделать это предприятиям не удается. Не удается модернизировать оборудование и за счет заемных (кредитных) средств, т.к. высока вероятность рисков невозврата предприятием кредита, поскольку отдать кредит можно только планируя размер тарифов на перспективу нескольких лет (обороты годовые не могут обеспечить возврат кредита), а этого предприятие пока сделать не может, долгосрочные тарифы для коммунальных предприятий ФСТ еще не практикует.

Естественно наши платежи – платежи граждан за коммунальные услуги  при росте тарифов на коммунальные услуги растут. Именно потому, что мы оплачиваем не фактически потребленные объемы услуг, а расчетные (нормативные) объемы, причем далеко не высшего качества. Именно это и вызывает справедливое негативное отношение со стороны населения-потребителей, считающих по ощущениям, что то что он потребил, да такого качества либо не стоит этих денег, либо мы уже полностью оплачиваем тариф, а он тем не менее растет.

Данная проблема для потребителей-граждан снимается простой установкой приборов учета и переходом на оплату не абстрактных нормативов потребления, а фактически потребленных объемов, регулируемых самими потребителями на основе показаний счетчиков и выставленных за предшествующий период времени платежей. Основные проблемы массового внедрения этого перехода – это слабая конкуренция на рынке управляющих организаций, слабая стандартизация их деятельности и низкая правовая грамотность населения. Тарифы должны стимулировать граждан к сберегательному поведению! Установление приборов учёта должно стимулировать людей экономить ресурсы, минимизируя расход и как следствие платежи.

Рост тарифов и соответственно рост платы за жилье и  коммунальные услуги не страшны для низкообеспеченных граждан. Государство решило проблему их защиты», - рассказала Николаева.

«В стране давно и результативно действует система социальной защиты низкообеспеченных слоев населения при которой рост тарифов, а скорее суммарных платежей ограничен планкой максимально допустимой доли расходов граждан от совокупного дохода семьи на оплату ЖКУ, и для таких потребителей весь прирост платежей будет компенсирован субсидией, то есть при росте тарифов для них ничего не изменится, если их доход не изменился в большую сторону, - продолжила депутат. - При этом, в отдельных случаях рост тарифов на уровне, превышающем уровень инфляции, может быть обусловлен объективными факторами, в том числе может быть связан с «заниженной базой» из-за недорегулированности прошлых лет. В такой ситуации возможным механизмом по сдерживанию роста платы граждан может стать совершенствование системы предоставления адресной поддержки уязвимым категориям потребителей на оплату коммунальных услуг, исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг этими потребителями, и, возможно, величины социальной нормы потребления коммунальных услуг.

Необходимо отметить, что в настоящее время обсуждается концепция совершенствования системы предоставления таких субсидий, основанной на применении для расчета субсидий фактических объемов потребления коммунальных услуг, совокупного семейного дохода, и возможно, социальной нормы потребления.  Условно говоря, величина поддержки будет определяться исходя из фактической доли коммунальных расходов в семейном доходе: либо полная компенсация свыше максимальной допустимой доли, либо в пределах заранее определенного диапазона – в размере, соответствующем превышению фактического индекса роста тарифов на соответствующую коммунальную услугу над индексом потребительских цен, определенном прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, либо не предоставляться».

По словам первого зампреда думского комитета, уже многое сделано для снижения ежемесячных платежей всех граждан. Допустимый рост тарифов в 2012 году с 1 января по 1 июля составил 0%, до 1 сентября составляет 6%, а до 31 декабря в среднем  8-11% по субъектам РФ, в то время как в 2011 году рост составлял 15%; плюс к тому, субъекты РФ устанавливают дифференциацию индексов предельного роста тарифов по видам услуг и по муниципальным образованиям.

Статистика домохозяйств показывает, что расходы на ЖКХ составляют чуть более 11% от дохода семьи и в разы меньше расходов на питание, одежду и обувь, транспорт, табак и алкоголь. Почти половина этих расходов на ЖКХ составляют платежи за электроэнергию, газ и другие виды топлива – 5,5%, ГВС и отопление 3,1%, то, что реально может быть уменьшено только благодаря потребительскому регулированию при установке приборов учета.

В жилищно-коммунальном комплексе с 1 января 2012 года утратили силу положения Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» по ограничению роста платы граждан на уровне установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

«Необходимо отметить, что в течение последних лет предельные индексы изменения размера платы граждан устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из определенных Правительством Российской Федерации значений максимально возможного роста платы граждан за коммунальные услуги (на 2010 год - 25%, на 2011 год – 15%, на 2012 год – 12%). Таким образом, учитывая невозможность установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2013 год, возможности реализации субъектами Российской Федерации политики по сдерживанию роста платы граждан существенно ограничены.

В этой связи ФСТ России направила в адрес Правительства Российской Федерации соответствующие предложения о целесообразности продления полномочий по установлению указанных индексов», - сказала парламентарий.

«Несложно догадаться, что ограничение роста тарифов полезное для потребителей-граждан негативно сказывается на экономике предприятий, «условно постоянные» затраты которых на производство услуг по стоимости энергии, материалов, топлива и др. не ограничивается в росте цен»,  - добавила Николаева.

Она напомнила, что согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации   на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов рост цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и организаций в среднем по Российской Федерации предусматривается:

-    на электроэнергию для населения в 2013-2015 годах соответственно 110,6%, 115,0% и 115,0%;

-    на природный газ, реализуемый населению в 2013-2015 годах, соответственно 115,0%, 115,0% и 115,0%;

-    на тепловую энергию в 2013-2015 годах соответственно 112,0%, 110,5%, 111,0%.

В то же время указанный прогноз также предусматривает, что темп роста реальных доходов населения в 2013 году составляет лишь 104,5%, в 2014 года – 105,3%, в 2015 году – 105,2%.

«Федеральная служба по тарифам для снижения возникающих диспропорций между темпами роста указанных тарифов и уровнем доходов населенияотмечает, что более корректным представляется сравнение темпов роста тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на природный газ для населения с номинальными начисленными доходами, а не с реальными, учитывающими уровень инфляции в расчетном периоде, - пояснила депутат. - В прогнозном периоде темпы роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы примерно соответствуют темпам роста тарифов на электрическую энергию, цен на газ для населения и тарифов на тепловую энергию. При этом, ФСТ обращает внимание на то, что в структуре потребительских расходов населения затраты на электрическую энергию, газ, а также горячее водоснабжение и паровое отопление на протяжении целого ряда лет не превышают, соответственно, 1,2%, 1% и 3%».

«Начиная с 2005 года ФСТ России устанавливает для всех отраслей ЖКХ, за исключением водной, предельные индексы роста тарифа, и с учетом возможного максимального увеличения совокупного платежа граждан на долю предприятий ВКХ остаётся не более 5-8%. При этом, необходимо подчеркнуть, что платеж за холодное водоснабжение и водоотведение составляет в среднем не более 11% от совокупной платы за услуги ЖКХ», - рассказала Николаева.

Результатом совместных усилий федеральных органов исполнительной власти и представителей профессионального сообщества в лице Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, по словам первого зампреда думского комитета, стало утверждение приказа   ФСТ России от 28 октября 2010 г. № 267-э/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год».

Минимальное значение индекса установлено на уровне 10% для Кемеровской области, максимальное 20% для Белгородской, Волгоградской, Калужской, Мурманской, Рязанской, Сахалинской областей, Ненецкого автономного округа, Республики Марий Эл, Красноярского, Камчатского краёв и г. Байконур. Данный приказ должен быть зарегистрирован в Минюсте России.

Объективному росту тарифов в отрасли водоснабжения и водоотведения способствовали, например:

- Необходимость приобретения электроэнергии по рыночным (свободным) ценам в объеме 100%. Установление с 1 января 2011 года свободных (складывающихся под воздействием спроса и предложения и не подлежащих государственному регулированию) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками (Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ).

- Увеличение с 1 января 2011 года тарифов страховых взносов в различные фонды обязательного страхования с 26 до 34%, с одновременным увеличением базы начисления, что уменьшит сумму зачета встречного НДС. Вступление в действие положенийФедерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

- Планируемое увеличение экологических платежей. Невозможность установления лимитов на сбросы для выпуска сточных и (или) дренажных вод. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, приказ Минприроды России от 31.10.2008 № 288, отменивший приказ Ростехнадзора от 20.02.2007 № 87. Передача полномочий Ростехнадзора  Росприроднадзору постановление Правительства РФ от 13.09.2010 N 717.

- Оплата НДС по отгрузке (вынужденное кредитование неограниченного числа потребителей услуг организаций ВКХ за счет предприятий). В соответствии со ст. 167 Налогового кодекса РФ моментом определения налоговой базы, является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), в то время как согласно ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

- Проведение мероприятий по организации зон санитарной охраны. Законодательно не определен субъект, отвечающий за организацию ЗСО вокруг инженерных сооружений организаций ВКХ (в том числе, не находящихся в их собственности). Организации ВКХ вынуждены оплачивать штрафы. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.1.4.1110-02.

«Согласно действующему законодательству принципом государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике является баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии», - напомнила Николаева.

«ФСТ отмечает, что в настоящее время по установленным тарифам население не оплачивает экономически обоснованные расходы организаций, участвующих в процессе производства, передачи и распределения  электрической энергии. Вся разница тарифов для населения от экономически обоснованного уровня (величина перераспределения необходимой валовой выручки между категориями потребителей и уровнями напряжения - перекрестное субсидирование населения) оплачивается прочими  категориями потребителей, что приводит к увеличению ценовой нагрузки на промышленность, транспорт, бюджетные организации и пр. В целом по Российской Федерации величина перераспределения необходимой валовой выручки между категориями потребителей и уровнями напряжения в 2012 году, по предварительной оценке, составляет 244,2 млрд. руб», - сказала парламентарий.

«Решение проблемы ликвидации перекрестного субсидирования населения в электроэнергетике и газоснабжении было начато в 80-х годах прошлого века, но не было завершено до конца», - заметила первый зампред думского комитета.

По ее словам, решение проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике на сегодня предполагается в несколько этапов:

- принятие поправок в Федеральный закон «Об электроэнергетике»  о наделении Правительства Российской Федерации полномочиями об определении порядка расчета и учета  в регулируемых тарифах объемов перекрестного субсидирования;

- разработка и принятие Правительством Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта.

Вместе с тем, в целях сокращения объемов перекрестного субсидирования и обеспечения защиты интересов граждан действенным механизмом является введение социальной нормы потребления населением электроэнергии.

«Решение вопросов перекрестного субсидирования населения является приоритетной задачей для ФСТ России на ближайшие 3-5 лет, - подчеркнула Николаева. - Единственное, что не учитывает ФСТ в этом подходе, это то, что общий годовой объем потребления электроэнергии населением распределяется следующим образом 25% богатого населения потребляют такой же объем электроэнергии как оставшиеся 75% более бедного населения и поэтому правильнее было бы устанавливать нормативное и сверх нормативное потребление. Такой подход не усложняет существующую систему социальной защиты низкообеспеченных слоев населения и воздействует на стимулирование энергосбережения в богатых слоях населения, которым в данных момент безразлично сколько платить по одинаковым для всех тарифам».

Парламентарий добавила, что перекрестное субсидирование по данным ФСТ сохраняется во всех сферах естественных монополий, но основным видом является перекрестное субсидирование населения, которое, как они считают, выполняет, прежде всего, социальную функцию в связи с тем, что ведет к сдерживанию роста тарифов для населения.

«В течение целого ряда лет (более 10 лет) ведется работа по сдерживанию роста перекрестного субсидирования, однако решение данного вопроса является комплексной социально-экономической задачей, далеко выходящей за установленные законом рамки полномочий ФСТ России, и предполагает в том числе, переход от практики перекрестного субсидирования к совершенствованию адресной бюджетной поддержки населения с определением социально незащищенных категорий граждан», - рассказала Николаева.

Вместе с тем требование ликвидации перекрестного субсидирования в ЖКХ было приоритетным начиная с 2007 года при выделении средств из Фонда ЖКХ на ликвидацию аварийного и ветхого жилья, отмечает депутат. «Необходимость полной ликвидации перекрестного субсидирования к 2012 году в регионах, с которыми работал Фонд содействия реформированию ЖКХ, обозначена вСтатье 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», - сказала Николаева.

«Проблема энергоэффективности в ЖКХ является одной из наиболее актуальных в государстве для  производителей, и для потребителей коммунальных услуг. Потери в ЖКХ все еще велики, контроль фактического потребления недостаточен, инициатива собственников невелика, управляющие организации поставлены в неравные условия с остальными участниками процесса, а именно с ресурсоснабжающими организациями в первую очередь. Мы нередко можем обнаружить, что услуги ЖКХ, предоставляемые нам, во многих европейских странах дешевле и качественнее чем у нас», - отметила парламентарий.

В настоящий момент, по ее словам, предпринимаются серьезные шаги, связанные с корректировкой ситуации простого нецелевого роста тарифов:

1)   Предпринимается попытка установить социальные нормативы потребления и стимулировать потребителей к экономии расходования, установке приборов учета.

2)   Все активнее внедряются двухставочные и многоставочные тарифы, стимулирующие к разгрузке суточного графика потребления и пиковых режимов работы предприятий ЖКХ.

3)   В ГД ФС РФ был подготовлен законопроект №82041-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения».

Этот законопроект направлен в первую очередь на привлечение инвестиций на модернизацию коммунального сектора за счет введения долгосрочных тарифов на срок от 3-х до 5 лет, установление предельных индексов изменений тарифов и, самое главное, - установление порядка возмещения недополученных предприятиями доходов за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов федерации в случае принятия решений об изменении установленных тарифов или параметров долгосрочного регулирования, пояснила Николаева.

Кроме того, законопроект предполагает возможность принятия решения  населением поселения, городского округа на местном референдуме об установлении тарифов на уровне, превышающем предельный индекс (предельный уровень тарифов).

«Однако, законопроект не ограничивается только вопросами величины тарифов, а устанавливает полномочия Правительства по утверждению стандартов (критериев) надежности, качества и энергоэффективности перечисленных услуг», - заметила первый зампред думского комитета.

Она также сообщила, что комитетом по земельным отношениям и строительству  рассмотрен ещё один важнейший закон - №82033-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления требований к разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры).

В»водя программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, мы говорим о необходимости перехода от метода «латания дыр» в нашей отрасли к системному подходу в развитии коммунального комплекса», - подчеркнула Николаева.

В частности, в программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования предусмотрено строительство, реконструкция и модернизации этих систем, обеспечивающая их развитие в соответствии с потребностями жилищного, коммерческого и промышленного строительства. Обеспечивается надежность и качество ресурсоснабжения, энергоэффективность, улучшение экологической ситуации.

Возвращаясь к теме тарифов на услуги ЖКХ: в перспективе все же больше позитивного, чем негативного, рост тарифов будет более ограниченным и целевым, а значит год от года эффективность работы предприятий будет увеличиваться, а нагрузка на население – снижаться», - заключила Николаева.

Источник: Единая Россия

  Обсудить новость на Форуме