19:45 13.03.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
Неплатежи - основная проблема интернет-бизнеса
Интернет-бизнес страдает из-за неплатежей рекламодателей и подорожания телекоммуникационного оборудования. Об этом заявили владельцы популярных порталов – участники второй встречи с депутатами «Единой России». Проблемы и перспективы отрасли обсуждались в формате «круглого стола» на тему «Развитие интернета в период мирового кризиса», который организовала рабочая группа партии по офисным служащим.
Напомним, что первая встреча в таком составе прошла в начале декабря прошлого года. Тогда ситуация на рынке интернет-ресурсов не вызывала особых опасений.
За прошедшие три месяца, по оценкам экспертов, наблюдается падение бюджетных объемов рекламного рынка в интернете в три раза. 90-95% проектов, которые находились в стадии запуска, были свернуты. Кроме того, судя по прогнозам на март, увольнения сотрудников этого сектора должны были вырасти на 7-12%, отметил, открывая заседание, депутат Госдумы, член рабочей группы «Единой России» по офисным служащим Константин Рыков.
Однако участники встречи разошлись во мнениях по поводу общей картины на рынке.
Так директор Интернет-проектов «Интерфакс» Алексей Гореславский заметил, что ситуация с рекламодателями действительно постоянно ухудшается. Главная проблема – неплатежи клиентов, которые накапливаются как снежный ком. По его словам, многие компании, которые раньше охотно размещали рекламу, сегодня отказываются от этих услуг по принципу: «не до рекламы сейчас, нам бы выжить».
Вопреки ожиданиям в Интернет не пришла лакшери-реклама (которая печаталась в больших количествах в глянце) и реклама товаров народного потребления, сообщила руководитель интернет-департамента РИА «Новости» Наталья Лосева.
Произошла, заметила она, и переориентация аудитории в связи с кризисом: пользователи начали чаще «перетекать» с развлекательных порталов на новости и аналитику.
По-прежнему «на коне» социальные сети. Здесь, по словам президента компании «Одноклассники» Никиты Шермана, даже наметилась тенденция к увеличению пользовательской активности. «Первые два месяца этого года мы пережили нормально. Более того, аудитория сайта продолжает расти, а число активных пользователей за последние полгода увеличилось на 60%», - заявил он.
Впрочем, в ближайшей перспективе ситуация будет не столь радужная, полагает Шерман: «Что будет дальше, сказать очень сложно, но есть некоторые признаки, которые говорят, что все может стать хуже. Это в первую очередь касается рекламы».
Ощутимыми последствия кризиса стали для менее крупных участников интеренет-бизнеса, утверждает управляющий директор агентства «Регнум» Борис Соркин. Партнеры задерживают платежи, из-за чего компании не хватает денег, чтобы вовремя выдать зарплату сотрудникам, отметил он: «Кризис неплатежей. Нам деньги не платят, и мы были вынуждены несколько дней назад отправить в неоплачиваемый отпуск 30% журналистов в регионах и ближнем зарубежье».
Зачастую, финансовые проблемы владельцев порталов – это проблемы менеджмента, заявил президент холдинга «Аструм Онлайн Ентертейнмент» Игорь Мацанюк: «Нужно переориентироваться, найти свою нишу. Ведь пользователь и сейчас готов тратить время и деньги на Интернет».
Перераспределение источников доходов – это нормальная для бизнеса ситуация, согласился гендиректор по развитию продуктов «Яндекс» Леонид Глейзер. По его мнению, компании, которые ведут расчеты в рублях, сегодня особенно не пострадали. «Единственная проблема – это рост расходов на инфраструктуру- то есть на железо и телекоммы», - считает он.
Оборудование, действительно, подорожало, отметил владелец «Мастерхост» Леонид Филатов. Он напомнил, что у нас используется импортное телекоммуникационное оборудование, которое, естественно, подскочило в цене вместе с курсом доллара. Да и банки не торопятся кредитовать. В результате интернет-компании потихоньку разоряются.
Можно увеличить продажи за счет малого бизнеса, убежден руководитель компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. «У нас клиентская база сейчас начала расти за счет малого бизнеса, за счет тех, кто раньше предпочитал размещать рекламу на билбордах», - отметил он. Однако, по мнению, это не поможет.
Новые клиенты приходят не из ниоткуда, они приходят из других площадок, где они платили больше за свою рекламу, считает руководитель «Ливинтернет» Герман Клименко. Если даже сейчас на какое-то время клиентов станет больше, то все равно они будут постепенно разоряться и «отваливаться», полагает он.
Рекламодатели уже сейчас требуют скидок, шантажируют «площадки». Дальше, по его мнению, будет только хуже.
Отягчающим обстоятельством, по мнению участников встречи, являются и некоторые законодательные проволочки. Например, достаточно остро стоит проблема, связанная с уплатой НДС на программное обеспечение. Закон, который отменяет этот налог, был принят не так давно. Однако, согласно ему, НДС можно не платить, только если есть лицензионный договор на программное обеспечение, а на это существуют большие ограничения.
«Со своей стороны мы готовы решать проблемы на законодательном уровне», - подчеркнул депутат Госдумы, руководитель Рабочей группы «Единой России» по офисным служащим Владимир Мединский. Он призвал интернет-сообщество подготовить системный документ, в котором бы говорилось о подобных проблемах.
«Если вы обратитесь к нам с таким предложением, мы готовы вносить соответствующие изменения в законы», - отметил депутат.
Для государства важно сделать так, чтобы бизнесу было легче развиваться, отметил он. Но только при условии, что этот бизнес будет социально-ответственным. «Мы готовы пойти на встречу интернет бизнесу, который в свою очередь должен пойти навстречу нам и стараться избегать увольнений», - заявил Мединский.
Законодатели уже активно работают над правовым обеспечением интернет-бизнеса. Например, уже действует поправка в закон «О рекламе», предусматривающая наказание за рассылку спама. А 9 апреля состоится заседание думской рабочей группы, разрабатывающей закон об Интернете, на котором будет представлен проект документа.
Член рабочей группы, депутат Госдумы Роберт Шлегель призвал интернет-сообщество организовать широкое обсуждение законопроекта. «Я считаю, что будущее у Интернета завидное, поскольку кризис меняет структуру рынка. Большинство рекламодателей уходят из прессы в Интернет, а со временем уйдут и из телевидения», - отметил он.
Источник: Единая Россия (Повестка дня)
Обсудить новость на Форуме