19:45 24.12.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
"Музыка и время": в школы должны вернуться уроки музыки
Победы наших музыкантов зиждутся на чистом энтузиазме педагогов, без модернизации культуры и образования можно потерять то, что мы имеем. Об этом, как передает корреспондент ER.RU, заявил в четверг, 24 декабря арт-директор джазового клуба «Le club» Игорь Бутман, открывая работу дискуссионной площадки «Музыка и время»:
«Мы все видим, что идут перемены, мы сами хотим перемен, хотим что-то делать. После нескольких посещений Форума-2020 я увидел, что есть желание что-то менять. Поэтому я инициировал эту дискуссию. Есть огромные проблемы в образовании. Сегодня победы наших музыкантов зиждутся на чистом энтузиазме наших педагогов. Но даже то, что мы сегодня имеем, можно потерять без модернизации нашей культуры и образования».
По мнению народного артиста СССР, лауреата Госпремии России, профессора Московской консерватории, пианиста Николая Петрова, «Единая Россия» должна обязать телеканалы посвящать минимум одну передачу в день вопросам серьезной культуры.
«Готовясь к сегодняшнему обсуждению, я проштудировал всю программу телевидения. Ни на одном канале нет передач, посвященных культуре. Зато мы совершенно точно знаем, где показался Борис Моисеев, где находится внебрачный ребенок стареющей дивы. Если правящая партия не предпримет конкретных действий и не обяжет телеканалы поставить хотя бы одну передачу в день о серьезной культуре, сколько бы мы тут не сидели, ничего у нас не выйдет. У нас 38 каналов, из которых изрыгается попсятина.
Я люблю смотреть интеллектуальные игры и восхищен тем, как игроки дают ответы на самые заковыристые вопросы. Но в тот момент когда, что-то касается музыки, я вдруг слышу тишину. То есть имеет место чудовищное дремучее невежество во всем что касается музыки даже у этих блистательных умов. А что говорить об обычных людях? И в это время Фурсенко отменяет уроки музыки в школе».
В свою очередь, народный артист России Николай Басков убежден, что не стоит навязывать людям Чайковского и Шопена:
«Сегодня все подстраивается под одни стандарты - востребованности, а вся музыка превращается в один частный корпоратив. В то же время нужно понимать ситуацию: люди сегодня живут, сложно и навязывать им Чайковского и Шопена, когда они не знают, куда отвести ребенка, что есть на ужин - странно.
Предположим, мы придем к президенту и скажем: в школах нужно ввести музыку, здесь поставить новый рояль, а там починить крышу. У них голова другими делами забита, это не те проблемы, которые они должны решать. Если говорить о конкретной инициативе об уроках музыки в школах, то, прежде чем рассуждать об этом, нужно сначала найти учителей и выделить бюджет на финансирование таких уроков».
Пианист, композитор Даниил Крамер считает, что Минобразования должно разработать новые методики преподавания музыки в школах.
«Единственное что делает человека человеком - его душа. Мы не можем говорить о патриотизме, о любви, если в человеке нет души. С культурой, по сути, связано физическое выживание нации. Я бы хотел привести результаты одного немецкого мониторинга, который анализировал зависимость культурного воспитания людей от экономической ситуации. Они взяли для примера Японию, как одну из наиболее развитых экономически страну, и выяснили, что там каждый ребенок умеет играть на музыкальном инструменте. Раньше у нас в 100% школ были уроки музыки, но они не приносили удовольствие детям. Сегодня дети бросают ноты Бетховена на шкаф и говорят: «Слава богу, это закончилось». Я езжу по стране и вижу это. До тех пор пока методический кабинет не поймет, что искусство - это не общее образование и здесь нужен индивидуальный подход, ничего не изменится, и уроки музыки будут приносить обратный эффект. Начинать нужно с новых разработок от Минобразования, новых методик преподавания. Нужно проводить детские конкурсы, фестивали. Кроме того, в каждой школе должен быть оркестр». Тему преподавания музыки в школах продолжил аккордеонист-виртуоз Петр Дранга. При этом он подчеркнул, что уроки, в первую очередь, должно быть интересным.
«Преподавание музыки в школах должно быть интересным, только так мы сможем привить детям любовь к музыке. Для этого в программу можно ввести и современные произведения - здесь нет ничего страшного. Кроме того, нужно преподавать музыкальную литературу в школах и сделать это обязательным предметом. Своих детей я бы в такую школу отдал». С появлением музыкальных сообществ, музыканты смогут защищать свои интересы и транслировать свою позицию, сказал пианист Иван Рудин.
«Я согласен с идеей создания музыкальных сообществ, потому что с их появлением мы сможем защищать свои интересы и транслировать свою позицию. Нужна организация, причем не такая «мертвая», как Союз композиторов, а профсоюз музыкантов или деятелей культуры. Так мы могли бы, к примеру, бороться с телеканалами, которые действительно не формируют понимание музыки, а ускоренными шагами ведут к падению уровня ее восприятия».
С предложением оцифровать редкие ноты из архивов выступила в четверг, 24 декабря, солистка театра «Геликон-опера» Мария Максакова, сообщает корреспондент ER.RU. В силу своей ветхости они могут исчезнуть, заметила певица, выступая в рамках дискуссии «Музыка и время».
«Нет необходимости говорить, что музыка настраивает дух человека, как спорт настраивает тело. Но дух все же первичен. Мы в прямом смысле обворовываем наших детей, у которых нет возможности заниматься музыкой, проникнуть в азы духовной азбуки. Музыка пронизывает все, но люди оказываются неподготовлены к ее восприятию, потому что у них нет возможности до конца почувствовать всю силу музыки.
Нужно обратить внимание на еще одно направление - жуткое состояние наших нот. Если мы хотим играть не очень известное произведение, то сталкиваемся с тем, что ноты находятся в очень ветхом состоянии, либо их вообще невозможно получить из архива. Я думаю, нужно заняться оцифровыванием нот из архивов, иначе они просто исчезнут, и наши дети не смогут унаследовать их».
Следует использовать мировой опыт в сфере регулирования культуры, заявила ректор РАМ им. Гнесиных Галина Маяровская:
«Музыкальное образование нужно начинать с детских лет, потому что взрослого человека сложно перевоспитать. У нас раньше у каждой школы были оркестры, дети играли на разных инструментах, участвовали в самодеятельности, а сейчас ничего этого нет. Это позор, что урок музыки ушел в продленку. Я считаю, что мы докатились до самого последнего предела. Существует всемирный музыкальный совет, и во всех странах есть национальные советы, которые влияют на выпускаемую продукцию, на сетку теле- и радиовещания. Мы можем использовать этот опыт.
Прежде чем заявлять о поддержке преподавания музыки в средней школе, нужно понять, как это делать, если и на этот предмет отводится один час в неделю, заметил председатель комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев:
«Государство готово выделять больше средств на поддержку культуры. Но чтобы заявить о поддержке преподавания музыки в средней школе, нужно понять, как это делать, если на нее отводится один час в неделю. Не нужно ностальгировать по советским временам, все мы помним, как учителя математики по совместительству преподавали музыку, и на каком уровне было это преподавание. Сегодня никто не знает, как нужно преподавать музыку в школе, и министр Фурсенко не знает этого в первую очередь. Нужно понять, что для этого нужны современные методики и инструменты. Перед нами огромная задача и именно от нас зависит, каким будет преподавание музыки в школе. И будет ли оно вообще».
Заместитель руководителя ЦИК «Единой России» Андрей Ильницкий сообщил, что партия начинает новый проект «Урок музыки в школе», который будет курировать Игорь Бутман.
«Все запреты, которые были во времена Советского Союза, начались с малого - с отсутствия инициативы у представителей культуры, с просьб дать направляющие, указать путь. А закончилось все жестким контролем, главными культурными экспертами стала группа известных руководящих товарищей. Сегодня «Единая Россия» инициировала дискуссию по проблемам культуры. Мы заинтересованы в предложениях, которые могли бы стать реальными проектами. Например, Игорь Бутман недавно вошел в Высший совет Партии. Он будет курировать партийный проект «Урок музыки в школе». Надеюсь, что вы все его поддержите, войдете в состав рабочей группы проекта и совместными усилиями сделаете это дело по-настоящему успешным».
Скрипач Дмитрий Коган, подводя итоги дискуссии, также напомнил о предложении образования профсоюза музыкальных работников:
«Мы должны создать рабочие группы по урокам музыки в школе и по организации профсоюза. Я надеюсь, что будут еще дискуссии и предложения. Уверен, сегодня у нас получился хороший разговор. Нас многие услышали и в Госдуме, и в профильных министерствах. Мы должны отмести личные амбиции, обиды и объединиться, только тогда нас услышат».
Источник: Единая россия (Регионы)
Обсудить новость на Форуме