14:15 27.04.2018 | Все новости раздела "Единая Россия"

Морозов назвал клинические рекомендации лечения новой вехой в законодательном обеспечении контроля оказания медпомощи

Целесообразно закрепление правовых основ создания и функционирования специализированных учреждений для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения и не нуждающимся в оказании медицинской помощи, что может потребовать комплексного изменения законодательства

В ходе заседания Президиума Совета законодателей РФ председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов выступил с докладом о создании системы специализированных учреждений для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения и не нуждающимся в оказании медицинской помощи

Он отметил, что актуальность проблематики для всех регионов России очевидна, поскольку «она затрагивает демографическую политику, обеспечение общественной безопасности и нравственность  и поэтому требует безотлагательных решений на законодательном уровне».

Ежегодно в России умирает около полумиллиона граждан по причинам, ассоциированным с алкоголем. Только за 2017 год смертность от внешних причин, связанная со злоупотреблением алкоголя, в нашей стране составила около 140 тысяч человек.

«В России более 100 лет существовала эффективная практика работы специализированных учреждений для содержания лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и представляющих опасность для себя и окружающих, так называемых «вытрезвителей», -сказал Морозов.

«Но, с 2011 года юридически они перестали существовать в качестве специальных учреждений внутренних дел, что, как показало время, крайне негативно отразилось на уровне смертности от внешних причин, росте «пьяной преступности», снижении безопасности медицинских работников. Единой системы специализированных учреждений для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения и не нуждающимся в оказании медицинской помощи, на сегодняшний момент нет, -подчеркнул Дмитрий Морозов. Более того, не выработано единого мнения о необходимости создания данной системы на федеральном уровне и как она должна функционировать», - добавил депутат.

По его словам, к настоящему времени ряд субъектов Российской Федерации собственными силами создал специальные учреждения, выполняющие роль «вытрезвителей». Каждый регион подошел к решению этого вопроса по-своему, отметил он и привел примеры такой работы в регионах.

«Например, в Республике Башкортостан, в Нижегородской и Челябинской областях на базе органов социальной защиты созданы учреждения, которые предоставляют услуги временного пребывания лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, деятельность которых осуществляется в рамках межведомственного соглашения о взаимодействии между органами социальной защиты населения, здравоохранения и внутренних дел. Удмуртская Республика и Тюменская область пошли по пути создания на базе наркологических диспансеров подразделений для временного пребывания лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, а в Республике Татарстан успешно функционируют специализированные медицинские организаций, которые  оказывают помощь лицам, находящимся в состоянии опьянения», - заявил Морозов.

Морозов подчеркнул, что на данном этапе необходимо определить-чья это зона ответственности. Ранее традиционно этим вопросом занимались органы внутренних дел, хотя «ясно, что их полномочия в данном разделе ограничены».

«Говоря в этом вопросе о роли здравоохранения, мы понимаем, что естественное вытрезвление не требует медицинского вмешательства и формально не относится к сфере здравоохранения, но при этом нельзя забывать, что пьяным гражданам, независимо от степени опьянения, может потребоваться медицинская помощь, и оставлять их без контроля опасно», - отметил депутат.

Парламентарий отметил, что комитет по охране здоровья-разработчик предложений- исходит из того, что предоставление временного приюта лицам в состоянии алкогольного опьянения и не нуждающимся в оказании медицинской помощи - скорее социальная функция.

«Потому накопившиеся проблемы необходимо решать, в первую очередь, на законодательном уровне, имея в виду гармонизацию взаимодействия между социальной службой, органами внутренних дел и здравоохранением», - считает Морозов.

В связи с этим, уверен председатель комитета, целесообразно закрепление правовых основ создания и функционирования специализированных учреждений для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения и не нуждающимся в оказании медицинской помощи, что может потребовать комплексного изменения законодательства.

В своем выступлении Морозов представил предложения Комитета по охране здоровья, которыми утверждается необходимость разработать и утвердить общие правила создания и функционирования таких учреждений, а также источники их финансирования. Профильный комитет считает, что ответственным органом исполнительной власти по координации деятельности специализированных учреждений для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения и не нуждающимся в оказании медицинской помощи может стать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. А создание этих специализированных учреждений будет наиболее целесообразным  в структуре органов социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления с финансированием из соответствующих бюджетов.

Также необходимо, считает парламентарий, проработать возможность изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по организации деятельности специализированных учреждений для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, а также законодательно закрепить правовой статус таких учреждений, порядок их взаимодействия с органами внутренних дел и медицинскими организациями.

«Это могут быть бюджетные учреждения, оказывающие социальную услугу в виде предоставления временного приюта лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, деятельность которых осуществляется в рамках межведомственного соглашения о взаимодействии между органами социальной защиты населения, здравоохранения и внутренних дел,-сказал Морозов.

По мнению членов комитета по охране здоровья, в штатном расписании таких учреждений обязательно должен быть сотрудник внутренних дел или сотрудник охраны, а также фельдшер для осуществления наблюдения за вытрезвляемыми лицами и, в случае необходимости, оказания им первичной доврачебной медико-санитарной помощи или организации эвакуации в медицинские организации бригадой скорой медицинской помощи.

Статистика такова, что ежегодно в стране в медицинские организации  доставляется около 1 миллиона человек, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Из них госпитализируются – только 30%, отказываются от получения медицинской помощи 8% из числа доставленных, получают помощь в приемных отделениях – 22,5% и более 35% лиц, доставленных в медицинские организации, не нуждаются в оказании медицинской помощи.

В целях законодательного закрепления возможности оказывать лицам, которые находятся в состоянии опьянения и не нуждаются в оказании медицинской помощи, социальную услугу в виде предоставления временного приюта, необходимо признать их нуждающимися в социальном обслуживании, в связи с чем, предлагается внести изменения  в статью 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Кроме того, вероятно, потребуется внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг», включив в этот перечень услугу по предоставлению временного приюта лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Морозов подчеркнул, что сегодняшние масштабы алкоголизации населения России буквально угрожают будущему. «И выход из создавшегося положения возможен лишь путем разработки комплексной и экономически обеспеченной антиалкогольной политики государства и утверждения ее на законодательном уровне», - уверен он.

Морозов также назвал клинические рекомендации и протоколы лечения новой вехой в законодательном обеспечении контроля качества оказания медицинской помощи.

Он сообщил, что 24 апреля соответствующий законопроект был внесен в нижнюю палату Парламента  Правительством Российской Федерации, а его скорейшее принятие определено приоритетной задачей в работе Комитета Государственной Думы по охране здоровья.

«Клинические рекомендации и протоколы лечения-это документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, включая описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, -сказал Морозов.- Важно, что законопроектом установлены  требования к применению клинических рекомендаций в конкретной медицинской организации, так называемые «протоколы лечения».

Также глава думского комитета по охране здоровья уверен, что протоколы лечения станут не только новым эффективным инструментом контроля качества оказания медицинской помощи, но и надежным помощником практикующих врачей, особенно молодых , в том числе в рамках единого цифрового контура системы здравоохранения.

«Только комплексный подход в решении обсуждаемого вопроса, основанный на мнении граждан нашей страны и врачебного сообщества, позволит принять действенные меры по повышению доступности и качества медицинской помощи», -считает Морозов.

Источник: Единая Россия

  Обсудить новость на Форуме