20:00 24.02.2010 | Все новости раздела "Единая Россия"

Морозов: Законодательная работа регионов стала эффективнее

Заседание Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе РФ состоялось в среду, 24 февраля. Как передает корреспондент ER.RU, выступая на этом заседании, первый заместитель председателя Государственной Думы Олег Морозов сказал:

«Уважаемые коллеги! Полагаю, сегодня есть хорошая возможность обратиться к основным проблемам и задачам, поставленным практически тем же составом участников на совещании в декабре 2008 года, и подвести некоторые итоги.

Это были следующие вопросы:

создание Межпарламентской Ассамблеи Российской Федерации при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

организация взаимодействия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

повышение эффективности участия органов законодательной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законотворческом процессе;

развитие в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" информационных технологий, объединяющих субъектов законодательной деятельности.

По первому вопросу результат налицо – мы проводим заседание Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе.

Если же говорить о расширении взаимодействия между Государственной Думой и законодательными органами субъектов Российской Федерации, то на сегодня сложилась достаточно действенная система такой работы.

Парламентские слушания, «круглые столы», семинары-совещания, проводимые нами совместно, безусловно, способствуют взаимно полезному общению парламентариев федерального, регионального и муниципального уровней, обогащают нас опытом законотворчества, помогают в решении конкретных вопросов.

Ежегодно в Государственной Думе готовится «План мероприятий по взаимодействию Государственной Думы с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации», который утверждается Советом Государственной Думы. В его основе – предложения органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, комитетов и депутатских объединений Государственной Думы.

В мероприятиях, проведенных в соответствии с таким планом, в 2009 году приняли участие более 2000 депутатов и сотрудников аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти из всех субъектов Российской Федерации.

Было проведено 9 семинаров-совещаний и «круглых столов». Из них 3 мероприятия прошли в Государственной Думе, 6 - в субъектах Российской Федерации (Алтайский край, Чувашская республика, в городах Воронеж, Грозный, Нижний Новгород, Тамбов).

В Государственной Думе также проведено более 350 стажировок и консультаций депутатов и сотрудников аппаратов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Соответствующий план подготовлен в Государственной Думе и на 2010 год.

Особое внимание будет уделяться организации учебы депутатов и сотрудников аппаратов региональных парламентов по различным направлениям деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Судя по отзывам с мест, в регионах остро ощущается потребность в организации такой учебы. В комитетах и структурных подразделениях Аппарата Государственной Думы в 2010 году пройдет 25 коллективных стажировок для депутатов и работников аппаратов законодательных органов из 32 субъектов Российской Федерации.

Традиционной формой взаимодействия являются семинары-совещания с участием руководителей правовых служб заксобраний. Очередной такой семинар по теме: «Тенденции, приоритеты и проблемы развития законодательства Российской Федерации в современных условиях: федеральный и региональный аспекты» запланирован на сентябре 2010 года в городе Рязани. Предполагается привлечь также к участию в нем депутатов, представителей Верховного Суда Российской Федерации, прокуратуры и ряда федеральных министерств. Вы можете уже сейчас предлагать свои темы для подготовки программы, направив их в адрес Правового управления Аппарата Государственной Думы.

Получит дальнейшее развитие сотрудничество Государственной Думы с межрегиональными парламентскими ассоциациями. В Плане мероприятий на 2010 год планируется: организация встреч руководства, депутатов Государственной Думы с представителями парламентских ассоциаций; участие представителей Государственной Думы в работе комитетов парламентских ассоциаций, в организации семинаров, дискуссий, оказание экспертного и информационного содействия в решении конкретных вопросов законотворческой деятельности.

В Государственной Думе, с целью расширения возможностей обмена опытом и повышения информированности депутатов и аппаратов региональных парламентов, начат выпуск информационно-методического сборника «Из опыта работы законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации» в электронном виде. В нём публикуются статьи и материалы на актуальные темы законотворчества, а также ответы на Ваши обращения в Государственную Думу.

В 2010 году Государственной Думой будет издана книга «Заключение Правительства Российской Федерации на законопроекты, подготовленные к внесению в Государственную Думу». В ней обобщается практика проведения экспертизы, связанной с определением соответствия вносимых законопроектов требованиям части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, будет осуществлен выпуск второй части научно-методических материалов «О некоторых аспектах взаимодействия Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Здесь будут содержаться нормативные правовые акты, которые могут быть использованы законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей законопроектной деятельности.

В целях повышения качества вносимых законопроектов планируется в 2010 году также выпустить пособие «Краткие методические рекомендации по проблемам формулирования и оформления статей законодательных актов о порядке их вступления в силу». В настоящее время многие вопросы, связанные с вступлением в силу законодательных актов, урегулированы недостаточно подробно.

Напомню также, что в Правовом управлении Государственной Думы регулярно готовятся и выставляются для общего доступа обзоры законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Государственную Думу, и результатов их рассмотрения Государственной Думой. В них содержится систематизированный анализ причин возвращения и отклонения законопроектов.

Правовое управление Государственной Думы на Интернет-сайте публикует ответы на вопросы, поступающие от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Наши юристы готовы также отвечать на индивидуальные вопросы депутатов законодательных собраний, направленные в адрес Правового управления по электронной почте.

Переходя к следующему вопросу – о повышении эффективности участия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законотворческом процессе, особое внимание хочу обратить на следующие моменты.

Государственной Думой активно осваивается и расширяется практика так называемого «нулевого чтения», в рамках которой субъектам права законодательной инициативы мы стараемся оказать правовое содействие в подготовке проектов законов к внесению в Государственную Думу.

В ходе этой работы можно уточнить предмет законодательного регулирования, дать предварительную оценку концептуальных положений, провести анализ понятийного аппарата, обратить внимание на унификацию терминологии, на место законопроекта в системе федерального законодательства, на имеющиеся пробелы и противоречия в действующем законодательстве. В том числе - обратить внимание на необходимость получения заключения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 3 ст. 104 Конституции.

Напомню порядок осуществления этой процедуры. Законодательные инициативы направляются на имя Руководителя Аппарата Государственной Думы, после чего поступают в профильный комитет палаты и в Правовое управление. В результате инициатор законопроекта получает его предварительную правовую оценку со стороны, как профильного комитета, так и Правового управления.

Мы начали эту практику в 2007 году. Тогда законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обратились за оказанием указанного содействия лишь по 7 законопроектам. В 2009 году такое содействие было оказано по 125 законодательным инициативам от 34 законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Теперь несколько слов об эффективности предпринятых мер. Это крайне важный аспект, поскольку без ваших инициатив формирование современного законодательства в федеративном государстве немыслимо.

В 2009 году 62 законодательных (представительных) органа государственной власти субъектов Российской Федерации внесли в Государственную Думу 278 законопроектов. Для сравнения: в 2008 году таких регионов было 79, а инициатив - 570. Таким образом, законопроектная активность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации за год снизилась: по числу инициаторов – на 20 процентов, по числу инициатив – более чем вдвое.

Трактовать этот факт можно по-разному. С моей точки зрения, ничего страшного в нем нет, если речь идет об отсеивании сырых инициатив, которые имеют мало шансов на прохождение.

В связи с этим еще несколько цифр.

В 2009 году Президентом Российской Федерации было подписано и официально опубликовано 44 федеральных закона, инициированных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это составляет 11,2 процента от общего числа федеральных законов, подписанных Президентом Российской Федерации и официально опубликованных в 2009 году. Замечу, что на такую цифру мы впервые вышли в 2008 году, когда была развернута практика «нулевого чтения».

Есть ли тут прямая закономерность – судить еще рано, но определенные признаки оптимизма все же налицо. Особенно если вспомнить, что раньше, поднимая данную проблему, мы говорили о цифрах в 2-3 процента. Вместе с тем понятно, что на этом направлении у нас есть еще большие резервные возможности, о чем свидетельствует тот факт, что значительная часть возвращений и отклонений состоялась все по тем же основаниям, что и годы назад.

Думаю, мы попросим наше Правовое управление проанализировать наличие связи между отклонениями и экспертизой в рамках «нулевого чтения».

Наконец о завершающем вопросе, который только на первый взгляд кажется техническим. Речь идет о практическом применении современных информационных технологий и создаваемых на их основе информационных ресурсов, что, несомненно, повышает эффективность взаимодействия Государственной Думы с законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Благодаря использованию объединенной компьютерной сети, все законодательные органы субъектов Федерации уже больше года получают из действующей в Государственной Думе «Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД)» информацию о регистрации и прохождении внесенных ими законопроектов, а также электронные копии законопроектов, направляемых Государственной Думой для представления отзывов и поправок.

Новый этап в разработке ГАС «Законотворчество», к которому мы переходим, позволит значительно продвинуться по всем этим направлениям. Создается новый информационный портал, а также подсистема обеспечения законодательной процедуры с функциями подготовки, согласования и внесения законодательных инициатив, подготовки отзывов на законопроекты и поправок к ним. Все это, как нам представляется, наша общая задача и ее решение должно принести значительную практическую пользу.

Еще один из новых шагов - размещение в АСОЗД информационно-аналитических материалов. Вероятно, в апреле-мае текущего года вам будет направлено приглашение к размещению соответствующих материалов с целью взаимного обмена информацией. Диапазон тем не ограничен - от государственного строительства и конституционных прав граждан до проблем совершенствования законодательного процесса и зарубежного опыта парламентской деятельности. Приглашаем к сотрудничеству!

В ходе дальнейшего развития ГАС «Законотворчество» предусмотрены трансляции заседаний Государственной Думы в Интернете, двухсторонние трансляции через объединенную компьютерную сеть не только пленарных заседаний палат Федерального Собрания и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, но и парламентских слушаний в режиме реального времени. Это позволит значительно расширить круг участников публичного обсуждения проблем законодательного регулирования общественных отношений на федеральном уровне.

С апреля по октябрь 2010 года в Государственной Думе пройдут мероприятия по ознакомлению депутатов, сотрудников аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации всех федеральных округов с новыми технологиями и возможностями нашего взаимодействия.

В заключение отмечу, что наши отношения не должны походить на улицу с односторонним движением. Мы открыты для любых предложений по расширению нашего общего взаимодействия».

Источник: Единая россия (Регионы)

  Обсудить новость на Форуме