18:46 03.06.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

Морозов: Страна переходит на страховую модель соцобеспечения

3 июня Государственная Дума принимает в первом чтении два законопроекта «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования». Комментируя их журналистам, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов сказал:

- Речь идет об отмене с 1 января 2010 года единого социального налога (ЕСН) и замене его страховыми принципами формирования государственных внебюджетных фондов – пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

По сути дела, внеся эти законопроекты, Правительство признало, что введение ЕСН взамен существовавшей до 2000 года системы страхования, о чем уже давно говорили депутаты, себя не оправдало. Не удалось добиться главного, ради чего все это делалось, – денег во внебюджетных фондах не прибавилось. Вскоре стало ясно, что налоговые органы не проявляют такого же рвения в сборе средств, как в свое время фонды. Да и часть заработной платы так и осталась «в тени».

Это первое. Второе. Социальный и любой другой налог, идущий через налоговую инспекцию и Казначейство, – это бюджет, и во всех странах мира управляют им органы исполнительной власти. Но существует еще одна модель социального обеспечения – страховая. Здесь речь уже идет не о социальном налоге, а о страховом тарифе. Его собирают фонды и управляют им фонды и страховые сообщества. Это разные модели.

Короче говоря, предложение Правительства вернуться на качественно новом уровне к страховым принципам формирования внебюджетных фондов, с 2011 года значительно увеличив тарифы страховых взносов, лично у меня в концептуальном плане сомнений не вызывает. Только так можно реально повысить благосостояние пенсионеров, увеличить до приемлемого уровня пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, другие социальные выплаты.

Вместе с тем уже сейчас понятно, что на пути реализации этих законов встретится немало оврагов, по которым, согласно пословице, придется ходить. Так, пока с цифрами в руках нам никто не доказал, что бюджетные учреждения и организации (а они, естественно, тоже отнесены к числу плательщиков страховых взносов) «потянут» совокупные страховые платежи, тариф которых в 2011 году составит 34 процента от фонда оплаты труда. Что, будем латать дыры, залезая в карманы региональных и муниципальных бюджетов? Отнять у одних, чтобы отдать другим – так проблемы не решаются. Получится своеобразный «тришкин кафтан», который пенсионеров согреть никак не сможет.

Еще одно проблемное поле – дополнительная нагрузка на малый и средний бизнес, который и без нее, мягко говоря, не преуспевает. Ко всему прочему, эти законы начнут действовать в условиях кризиса, что ситуацию осложняет.

Словом, вопросов много, и ко второму чтению надо найти на них ясные ответы.

Источник: Единая россия (Регионы)

  Обсудить новость на Форуме