17:30 17.04.2013 | Все новости раздела "Единая Россия"
Медведев представил отчет правительства за 2012 год
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в среду, 17 апреля, выступил в Госдуме с отчетом правительства за 2012 год. В частности, он сказал:
«Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич (С.Нарышкин – Председатель Государственной Думы)! Добрый день, уважаемые депутаты Государственной Думы! Уважаемые коллеги!
Сегодня действительно Правительство в пятый раз уже представляет парламенту отчёт о результатах своей деятельности за прошедший год. Эта традиция стала закономерным шагом в развитии современной политической системы, в повышении её открытости, подотчётности гражданам. Не скрою, я рад, что стоял у истоков этой традиции и когда-то вносил соответствующие предложения, поддержанные потом нашим парламентом. Правда, не думал, что буду сам его представлять, но в этой жизни за все поступки, которые совершил, нужно отвечать – такова неумолимая логика истории, поэтому вот мой отчёт. В ходе самого доклада я с вашего позволения буду отвечать и на часть вопросов, которые мне адресовали фракции. И последнее, что хотел бы сказать – просил бы набраться терпения: доклад, как водится, вы хорошо знаете, не короткий.
В нынешнем году исполняется 20 лет Конституции России и Федеральному Собранию Российской Федерации. В этом зале представители политических партий, которые прекрасно помнят те непростые времена. Я хотел бы искренне поблагодарить вас за тот вклад, который вы внесли в строительство новой России. Это далось дорогой ценой – ценой проб и ошибок, но государство, в котором мы живём, и которое мы сегодня развиваем, всё-таки родом из тех лет, и это нужно помнить. За два десятилетия страна кардинально изменилась, достигнута точка стабильности (наверное, это самое важное из того, что произошло за эти 20 лет), и люди всё-таки уже привыкли к определённому уровню благосостояния и сегодня справедливо рассчитывают также на дальнейшее развитие, а стало быть, на повышение качества их жизни.
В конце апреля мы впервые будем отмечать День российского парламентаризма. Хотел бы сказать (и это моё искреннее убеждение, которого я всегда придерживался – и когда работал в Администрации Президента, и когда работал Президентом, и, естественно, сейчас так считаю), что уважение к законодателю – от муниципального уровня до Государственной Думы и Совета Федерации – это часть общего уважения к правовому государству, к закону в принципе, и это должно стать частью нашей национальной ментальности. Пока это, к сожалению, не вполне так.
Почти год назад, выступая в этом зале, я представил вам свою программу. Мы, конечно, говорили о приоритетах работы, о том, как и что предстоит сделать. В настоящий момент утверждены основные направления деятельности Правительства до 2018 года. В 2012 году Правительство внесло в парламент 218 законопроектов, из них на сегодняшний день 153 подписаны Президентом России. За три месяца текущего года Правительство внесло в Государственную Думу уже более 80 законопроектов. И хотел бы сказать: очень ценю, что наша совместная работа, даже при наличии вполне понятных политических разногласий, разных ощущений, в целом носит конструктивный характер. Мы помним всё-таки и другие времена.
У Правительства и Государственной Думы, и это, мне кажется, тоже всеми осознаётся, общая ответственность за сбалансированное развитие страны в непростой период нестабильности мировой экономики. Это создание условий для успешной самореализации и достойной жизни миллионов людей, это консолидация общества – что, может быть, ещё сложнее – вокруг решения самых острых проблем. Говорю об этом не просто так, не ради того, чтобы сказать: «Мы вместе». Первые месяцы этого года показывают, что тенденция замедления экономического роста – мировая тенденция, подчёркиваю – сохраняется, и риски здесь серьёзные. Правительство об этом говорило, мы предвидели замедление темпов развития именно в контексте ситуации на мировых экономических рынках и проблем, которые, не скрою, существуют и в нашей экономике, самостоятельных.
Задача Правительства – реализовать сбалансированные меры по достижению приемлемой динамики основных показателей. Тема эта очень сложная и очень важная. Позавчера говорил об этом с Президентом страны, мы обсуждали меры по стимулированию экономического развития и договорились провести встречу на президентской площадке с привлечением экспертов и, вероятно, депутатов Государственной Думы, для того чтобы обсудить текущую повестку дня. По сути, речь идёт о выполнении известных указов Президента России и Основных направлений деятельности Правительства.
У Правительства, хотел бы это отдельно отметить, есть своё видение того, что необходимо предпринимать в таких условиях. Но эти меры должны предметно обсуждаться и с экспертами, и, конечно, с депутатским корпусом. Я имею в виду то, о чём я сказал. У нас общие задачи и общая ответственность. Тем не менее сейчас дам определённый макроэкономический анализ. Многие цифры вы, конечно, знаете, но для общей картинки, мне кажется, это всё равно не вредно.
В целом с учётом ситуации в мировой экономике макроэкономические итоги прошлого года можно оценить как неплохие на общем уровне. Валовый внутренний продукт в 2012 году вырос на 3,4%. Реальная заработная плата на протяжении практически всего 2012 года, кроме ноября-декабря (подчёркиваю, этих двух месяцев), была выше, чем в 2011 году: темп её роста увеличился с 2,8% до 8,4%. В основном, конечно, это произошло за счёт повышения оплаты труда работников образования и здравоохранения, и денежного довольствия военнослужащих. Мне кажется, это всеми нами выстраданная позиция, независимо от политических убеждений.
Мы можем говорить и о другом неплохом, отрадном, скажем прямо, факте – беспрецедентно низком уровне безработицы: 5,5% против 6,5% в 2011 году. Потребительская инфляция за 2012 год незначительно превысила предыдущий показатель – на 0,5 процентного пункта – и составила 6,6%. Связано это в том числе и с неурожаем, который у нас был, и с некоторыми другими факторами.
Федеральный бюджет практически отбалансирован, исполнен с небольшим дефицитом в 0,06% от размера ВВП в отличие от абсолютного большинства, да практически от всех развитых стран. Напомню, какие бюджетные дефициты в других странах: в Соединённых Штатах – около 9% , в Японии – 10%, в Великобритании – 8,2%.
Доля нефтегазовых доходов возросла на 0,2% ВВП, а доля так называемых ненефтегазовых доходов осталась на уровне прошлого года – 10,3%.
Вы знаете, что введённое федеральным законом бюджетное правило регламентирует использование нефтегазовых доходов, ограничивает общий объём расходов федерального бюджета и уточняет порядок формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Споры по этим исходным позициям были долгими, достаточно жёсткими, но решение принято и должно чётко выполняться. Это позволит повысить макроэкономическую устойчивость российской экономики, её инвестиционную привлекательность в конечном счёте и обеспечить безусловное выполнение всех расходных обязательств и в первую очередь социальных обязательств. Хотел бы, кстати, специально отметить, что это правило особенно важно в период, когда мы понимаем, что в других странах реализуется неблагоприятный сценарий, происходит рецессия, и в конечном счёте всё это может докатиться до нас, в период, когда существует опасность падения цен на сырьё и углеводороды. А мы уже учёные с вами, уважаемые коллеги: опыт 2008 года, драматического падения цен на углеводороды, на сырьё нас должен научить, что делать, поэтому такое бюджетное правило.
И ещё об одной, особенно важной в современных условиях теме – теме государственного долга. Государственный долг России составляет 10% с небольшим от ВВП. Теперь давайте сравним, что в других странах: госдолг Соединённых Штатов Америки – более 100% ВВП, Франции – 90%, Германии – 83%, а это локомотивы экономического роста. Надёжность нашей финансовой системы позволяет нам осуществлять выгодные заимствования на финансирование бюджетных приоритетов. В 2012 году на международном рынке капитала размещены облигационные займы России общим объёмом 7 млрд долларов, а заём со сроком погашения до 30 лет стал первым столь длинным российским выпуском вообще за всю историю.
Но хотел бы повторить: принципиальное значение имеют не только темпы роста, но и качество этого роста, структура экономики. России предстоит развиваться в условиях жёсткой экономической, технологической и интеллектуальной конкуренции. Чтобы своевременно отвечать на эти вызовы, мы должны использовать все ресурсы, продолжить работу и по улучшению делового климата, и по повышению эффективности экономики и социальной сферы, сосредоточиться на развитии человеческого потенциала и конкурентоспособности наших людей. У нас есть амбициозная цель, цель, которая на самом деле действительно всех нас объединяет, – создать комфортные условия для жизни и работы в нашей стране – и конкретные планы по достижению этой цели.
Теперь по ситуации в отдельных отраслях, сегментах нашей социально-экономической жизни.
Начну с главного – с демографической ситуации. В течение последних лет мы принимали и принимаем системные меры для устойчивого роста рождаемости, для снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Целый ряд задач был определён в специальном майском Указе Президента на эту тему. Напомню, что в 2012 году в нашей стране родилось почти 2 млн детей, что на 102,5 тыс. больше, чем в 2011 году, причём доля вторых и последующих рождений увеличилась до 51,5%, а суммарный коэффициент рождаемости достиг самого высокого показателя после 1991 года. Я считаю, что это очень важный результат.
О чём говорят эти цифры? Конечно, нам удалось снизить остроту демографической проблемы, и это хорошо. Но считать, что мы выбрались из демографической ямы, безусловно, рано. Уровень рождаемости пока не обеспечивает воспроизводства населения. Мы должны сделать так, чтобы рождение ребёнка не было связано со снижением уровня жизни. Регулярно индексируется материнский капитал. Надо, кстати, заметить, что этот инструмент оказался успешным, востребованным. В текущем году это 409 тыс. рублей. Всего сертификаты получило более 4 млн семей. Когда этот институт вводился, мы не очень понимали, как он будет работать, но он на самом деле работает, и результат – именно в новых рождениях, именно в этом. В 71 субъекте Федерации выдаётся региональный материнский капитал.
С начала года из федерального бюджета осуществляется софинансирование расходов 50 регионов с наиболее сложной демографической ситуацией. В них введена ежемесячная денежная выплата на третьего и последующих детей. Она производится, пока ребёнок не достиг трёх лет, в среднем это около 7 тыс. рублей. В федеральном бюджете на 2013 год на эти выплаты предусмотрено около 6 млрд рублей. 14 регионов самостоятельно ввели эту выплату за счёт собственных средств.
Есть инициатива депутатов распространить такую практику на все регионы, но это следует как минимум несколько раз взвесить. Я хотел бы отметить, что это всё-таки целенаправленный шаг государства поддержать наиболее сложные территории. У нас страна разная, территории очень разные и рождаемость разная, и здесь поэтому был применён именно дифференцированный подход. Однако решения о таких выплатах из региональных бюджетов власти субъектов, конечно, могут принимать самостоятельно.
Знаю, что депутатов из «Единой России» волнует ситуация, в которую попадают многие молодые семьи, да и не только депутатов из «Единой России», наверное, практически всех это волнует. Особенно остро это ощущается в том возрасте, когда ребёнку от полутора до трёх лет: пособия уже не выплачиваются, а вернуться на полный рабочий день молодой маме ещё сложно. Именно поэтому мы должны сделать всё, чтобы помочь женщинам пройти профессиональную переподготовку и найти работу с гибким графиком. В прошлом году в 78 регионах действовало более 840 таких программ переобучения и повышения квалификации.
Ещё одна тема, которая очень важна. Детские сады и их доступность к 2016 году – цель, которая поставлена. На эти цели Правительство предоставляет регионам бюджетные кредиты и субсидии. В 2012 году введено почти 270 тыс. дополнительных мест. Число очередников снизилось более чем на 20%, то есть в целом у нас тренд в этом смысле существует. В течение 2013–2015 годов с учётом роста рождаемости предстоит создать более 1 млн мест, и с этим связаны вопросы, которые вы задаёте Правительству. Фракция «Единой России» также задавала этот вопрос. Решение этой задачи потребует весьма значительных инвестиций, я впоследствии расскажу каких, но хочу сказать одно: для нас совершенно очевидно, что регионам самостоятельно с этой задачей не справиться. И просто так сказать «это ваше, теперь создавайте дополнительные места, стройте детские сады» было бы нечестно со стороны федеральной власти. Поэтому необходима соответствующая программа софинансирования расходов по строительству детских садов. Поручение по этому поводу дано, и готовится проект постановления Правительства. Я думаю, что он будет принят, и это будет уже серьёзный шаг в этом направлении.
Все мы понимаем, насколько много острых проблем накопилось в здравоохранении. Но давайте будем всё-таки и объективными: сделано за последние годы было в целом не так мало. Большая работа идёт в рамках региональных программ модернизации здравоохранения. В период 2011–2012 годов на финансирование этих программ из всех источников было направлено 664 млрд рублей. В результате завершено строительство более 70 больниц и поликлиник, капитально отремонтировано почти 2700. Закуплено порядка 290 тыс. единиц новой техники. А на село дополнительно поехало работать почти 8 тыс. врачей, которым в качестве соответствующих видов оплаты труда выплачено около 8 млрд рублей. Это очень важно для того, чтобы село развивалось гармонично.
В 2012 году завершена масштабная программа строительства высокотехнологичных медицинских центров. Я напомню: мы её начинали чуть больше шести лет назад, наверное, и она в целом показала себя востребованной. Операции в этих центрах стали неизмеримо более доступными для людей, практически в 7 раз более доступными, то есть, если говорить прямо, шесть-семь лет назад мы таких операций почти не делали, и для того чтобы сделать такую операцию, нужно было отправляться за кордон или договариваться индивидуально. Сейчас мы их делаем, они поставлены на поток. Есть, конечно, сложности, есть очередь, но такие операции мы делаем. Более того, для того чтобы их делать, вовсе не обязательно направляться в Москву, потому что раньше все операции проходили именно здесь. Мы специально разнесли эти центры (тогда такое решение было принято, мне кажется, оно правильное), и федеральные центры работают в 12 регионах страны – от Калининграда до Хабаровска. Буквально на поток поставлены технологии по наиболее востребованным видам лечения и в области сердечно-сосудистой хирургии (а все мы знаем, что сердечно-сосудистая патология является основной причиной смертности, особенно в нашей стране), и в травматологии, в ортопедии и эндопротезировании, в нейрохирургии.
С 2009 года в 1,6 раза выросло число детей, которым оказана высокотехнологичная помощь, причём многие из них раньше считались неизлечимо больными. Но, скажем откровенно, эти программы должны расширяться, имею в виду очередь на высокотехнологичную помощь и большой поток людей, которые всё-таки для таких операций продолжают ездить за границу.
По данным Росстата, в стране сегодня порядка 310 тыс. государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и социального обслуживания. Цель, которая стоит перед Правительством и вообще перед государством, – сделать качество их работы принципиально иным. 2012 год во многом стал переломным как минимум с точки зрения оплаты труда. Выросли зарплаты работников бюджетной сферы, и те цифры, которые я до этого приводил, об этом абсолютно точно свидетельствуют. По сравнению с предыдущим годом средняя заработная плата в здравоохранении увеличилась почти на 18%, а зарплата учителей – более чем на 20%. К этим цифрам привыкаешь – 18–20, вроде хорошо, вроде немного. Коллеги, я просто хочу обратить внимание, что никто сейчас не увеличивает заработные платы бюджетникам, практически только мы в период мировой депрессии. Дальнейшее увеличение зарплаты бюджетников будет идти в соответствии с утверждённым графиком (я хотел бы, чтобы все присутствующие в этом не сомневались) и, конечно, зависеть от квалификации специалистов и качества оказываемых услуг, потому что и сами по себе наши люди тоже должны понимать: новая зарплата предполагает новое качество работы.
Одним из знаковых событий прошлого года стало принятие закона «Об образовании в Российской Федерации». За два года подготовки он прошёл самое широкое обсуждение, как ни один другой закон, вызвал острейшие споры. Мне кажется, это тоже нормально. Что волнует людей, что волнует экспертов, наконец, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации?
Две вещи – здравоохранение и образование. Вот что для людей, может быть, самое важное, и ещё коммуналка, конечно. Обсуждение этого закона, хотел бы сказать, показало всё-таки, как важны такие дискуссии и изучение экспертного и общественного мнения. Я с частью коллег, в том числе сидящих в этом зале, из разных фракций, естественно, его лично обсуждал. Считаю, что это было полезно, хотел бы поблагодарить всех за проделанную работу. Конечно, сейчас нужно следить уже за правоприменением. Мы не должны догматизировать ни один нормативный акт, вы как законодатели понимаете это не хуже меня. Если что-то не работает, надо корректировать, надо менять, надо улучшать. Но сейчас очевидно, что этот закон в любом случае отражает динамику изменений в современном образовании и предоставляет дополнительные возможности учащимся, которые проявили выдающиеся способности, а также тем, кто нуждается в социальной и правовой поддержке, регламентирует условия экспериментальной, инновационной деятельности в сфере образования. Всего этого в прежнем законодательстве не было.
Дошкольное образование – это тот фундамент, который определяет всё последующее развитие ребёнка. Разрабатывается специальный стандарт дошкольного образования. Важно, чтобы Правительство и министерство оказало регионам и дошкольным учреждениям организационную и методическую поддержку в этом вопросе. Именно об этом спрашивали коллеги из «Единой России».
В 2012 году неплохие результаты достигнуты в модернизации региональных систем общего образования. Я напомню, что объём финансирования этого проекта из федерального бюджета составляет 120 млрд рублей в течение трёх лет. Концентрация таких внушительных средств и идеология проекта позволяют распространить лучшие практики по регионам, а регионам – полноценно исполнять свои обязательства.
Дети должны учиться в современных и достойных условиях и в больших городах, и в маленьких посёлках. Это непременное требование. Но не менее важно обеспечить необходимое качество учебных программ, повысить их воспитательную составляющую. Новый стандарт введён в начальной школе, утверждён для основной и средней школы.
Несмотря на растущую конкуренцию, наши ребята успешно выступают на международных олимпиадах. Кстати, это, мне кажется, очень важный показатель конкурентоспособности нашего образования, потому что всегда есть драматические оценки, полярные оценки, скажем так: от такой, что наше образование самое лучшее, оно произрастает из советского и даже царского образования, до, естественно, взаимоисключающей позиции – было хорошее образование, его разрушили за последние годы. Ситуация и не такая, и не такая. Мы имеем образование, в котором есть колоссальный потенциал и огромный груз накопленных за последние десятилетия проблем (и не только последние десятилетия, идеализировать ничего не надо, в том числе и советское образование). Но то, что наши так выступают на международных олимпиадах, показывает: у нас есть школа, и это не только академическая школа, подчёркиваю, это не только классическое образование, это всё-таки школьные методики, возможности объяснить ребятам, что и как нужно делать, причём в самых современных областях знаний. Они по информатике выступают блестяще, это же не оттого, что у нас раньше было хорошо, это всё равно новая область. Она связана с математикой, конечно, где у нас выдающиеся позиции были, но всё равно это здорово. Мы скоро у себя будем принимать международные школьные олимпиады. Может, это не такое масштабное событие, как Олимпиада в Сочи, но оно не менее приятное. В 2013 году, в этом году у нас олимпиада по химии будет, в 2015-м – по географии, а в 2016-м – по информатике. Это опять же означает признание того, что мы на хорошем уровне.
Начал работать Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России. Рассчитываем, что в 2013 году охват детей программами дополнительного образования увеличится почти на 60% .
В школе должны, конечно, работать современные учителя, талантливые учителя, независимо от возраста, естественно. Наши коллеги из фракции «Справедливая Россия» задают вопрос о поддержке молодых педагогов. Многие субъекты Российской Федерации (их 20 штук всего) принимают такие меры – это единовременные выплаты, ежемесячные надбавки к зарплате в первые два-три года работы и предоставление жилья. Я считаю, что это очень правильная практика, и, конечно, мы её будем поощрять. Для молодых учителей действует специальная программа ипотечного кредитования. Где-то лучше, где-то хуже, но в целом она действует.
Начата работа по оценке эффективности вузов, сложная работа, очень резонансная. В этом году пройдут по этой дороге как государственные учебные заведения, так и негосударственные. Ситуация в целом воспринимается весьма и весьма эмоционально, особенно в отношении процедуры оценки и, конечно, по решениям в отношении судьбы отдельных вузов. Понять это можно, я сам 20 лет практически провёл в университете. Но, согласитесь, всё-таки что-то делать надо. Я всегда эту цифру привожу, даже при понимании, что мы находимся в других условиях, что изменилась структура нашего общества, что необходимо получать высшее образование для того, чтобы просто иногда за компьютер сесть, квалификационные требования такие. И всё-таки, напомню, что в Советском Союзе с его почти 300-миллионным населением было в 2 раза меньше вузов, чем в современной России с населением 142 млн человек. Это тоже показатель, и мы с вами вместе должны понять, что со всей этой ситуацией делать. Очевидно, что у части вузов есть реальные проблемы с результатами научно-исследовательской деятельности и трудоустройством выпускников. Другое дело, что и списки, и обсуждение, всё должно идти в открытом режиме, и поэтому доводки требует и сама система показателей. Она должна быть понятна и прозрачна для всех – для студентов, для преподавателей, вообще для всего гражданского общества.
Далее. Одна из ключевых задач – создание эффективных связей вузов с промышленностью и работодателями, подготовка востребованных на рынке труда специалистов. Сейчас разрабатывается принципиально новая система профессиональных стандартов, помогают тут работодатели довольно активно. К 2015 году появятся 800 стандартов, которые охватят все виды деятельности и будут увязаны с новыми образовательными стандартами.
Ещё один приоритет – это международная конкурентоспособность российских университетов, их продвижение в мировых рейтингах. Хотел бы также, чтобы вы понимали мою позицию: все рейтинги это, конечно, не самоцель. Мы не должны просто говорить: обязательно, во что бы то ни стало залезть... Но, с другой стороны, мы понимаем, эти рейтинги, вернее, их совокупность (не один какой-то – нет универсального рейтинга), всё-таки отражают расклад сил в образовании. Да, есть проблемы с составлением этих рейтингов, есть очевидный перекос, скажем откровенно, в англо-саксонскую модель образования – это все мы понимаем. И тем не менее всё-таки нам нужно стремиться сделать так, чтобы нас воспринимали в качестве интегральной составляющей международной системы образования. Только тогда к нам поедут учиться, только тогда к нам поедут преподавать, а это очень важно, потому что никакое общение по социальным сетям, телевизору, в любом онлайне не заменит нормальной лекции хорошего профессора, в том числе иностранного, поэтому мы будем выделять дополнительные субсидии для конкурсных процедур, грантов. Из бюджета на эти цели уже выделено 9 млрд рублей. Будет продолжена работа по совершенствованию системы аттестации научных и научно-педагогических кадров. До марта 2014 года завершим оптимизацию сети диссертационных советов. Более открытой станет и процедура защиты, и презентация самих результатов защиты, включая интернет, для того чтобы это были оригинальные работы. Рассчитываю, что это в целом повысит качество научно-исследовательской деятельности.
Кардинальную роль в развитии нашей страны призвана сыграть отечественная наука. В конце прошлого года, а именно 20 декабря, утверждена государственная программа «Развитие науки и технологий». Усилия должны быть сконцентрированы на наиболее перспективных направлениях – на наноиндустрии, информационно-телекоммуникационных системах, природопользовании, энергетике, конечно, которая всё равно для нас очень важна. В 2012 году в рамках действующих федеральных целевых программ была создана 31 технология мирового уровня, получены и поданы заявки на более чем 800 патентов. Здесь, конечно, мы ещё сильно отстаём. В сфере патентования нам нужно и порядок наводить, и стремиться сделать так, чтобы все наши интеллектуальные разработки, наша интеллектуальная собственность получали патентную защиту. Мы знаем, что происходит с ними зачастую, когда они используются нашими конкурентами без защиты со стороны государства и патентообладателя.
Из федерального бюджета было дополнительно выделено 2 млрд рублей Российскому фонду фундаментальных исследований и ещё 500 млн – Российскому гуманитарному научному фонду. К 2018 году мы должны по объёму финансирования государственных научных фондов выйти на обозначенный уровень – 25 млрд рублей.
Проделана большая работа по формированию институтов развития. Общий объём средств, который перечислен в их капитал, составляет около 500 млрд рублей. Нам сейчас следует сконцентрироваться на использовании идей в прикладном формате, на инфраструктуре, которая должна обеспечить непрерывную работу инновационных лифтов. Здесь созданы тоже определённые заделы. Внешэкономбанк финансирует 47 проектов, направленных на развитие инноваций. Это хорошо, потому что без финансирования ничего не развивается. Общая стоимость этого финансирования – 758 млрд рублей. Вообще доля инновационных проектов в портфеле уже составляет практически треть. «Роснано» одобрено порядка 120 инвестиционных проектов с общим бюджетом более 515 млрд рублей. Работает Российская венчурная компания и её отраслевые фонды: ООО «Биофармацевтические инвестиции РВК», ООО «Инфраструктурные инвестиции РВК» и так называемый Посевной фонд. В инновационном центре «Сколково» 850 участников зарегистрировано. Среди ключевых партнёров крупнейшие компании, которые занимаются инновациями во всём мире, это очень важно. Кстати, по одному из авторитетных исследований – Dow Jones Venture Source – Россия вошла в пятёрку европейских стран по инвестициям в стартапы в секторе высоких технологий. Это уже само по себе неплохое известие.
Государство субсидирует исследования и разработки, которые вузы ведут по заказу предприятий. За три года объёмы этих субсидий составляют 19 млрд рублей, и такая поддержка будет продолжена. 9 млрд рублей выделено на развитие инновационной инфраструктуры: на создание инжиниринговых центров, бизнес-инкубаторов, на подготовку управленческих кадров для малого венчурного бизнеса. Учреждены и специальные гранты для привлечения в российские вузы авторитетных мировых учёных.
Перспективное направление – инновационные территориальные кластеры. 13 регионов у нас получат деньги из федерального бюджета для субсидий на развитие таких кластеров. Естественно, это развитие должно идти не в одних регионах или в одном месте, а всё-таки распространяться по всей территории, особенно имея в виду традиционные центры размещения наших научных сил, о чём, кстати, спрашивают наши коллеги из ЛДПР. В Татарстане, в Псковской, Калужской областях в прошлом году начали действовать особые экономические зоны. Всего в стране у нас создано 27 таких зон четырёх типов, напомню, это технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные. Механизм в целом хороший, хотя, конечно, как и всякий механизм, не без недостатков, будем добиваться более эффективной его работы.
Создание новых высокопроизводительных, эффективных современных рабочих мест – это тоже приоритет Правительства. Отвечая на вопрос, который также поступил от фракции ЛДПР, хотел бы ещё раз отметить: наша цель – к 2020 году создать 25 млн современных рабочих мест. В решении этой задачи должны принимать участие, конечно, и Правительство, и региональные власти, но самое главное – мы из Москвы рабочие места можем создать только на бумаге, – должен принимать участие бизнес, и он должен воспринимать это как свой приоритет и получать, конечно, государственную поддержку.
В ряде приоритетных отраслей именно государственный спрос и поддержка критически важны для укрепления конкурентоспособности. На увеличение уставного капитала авиастроительных предприятий в прошлом году направлено более 21 млрд рублей из федерального бюджета. Предприятиям отрасли предоставлены субсидии на техническое перевооружение, инновационные и инвестиционные проекты. Кроме того, в рамках различных целевых программ в основные фонды авиастроения инвестировано порядка 18,5 млрд рублей. В результате объём выпуска промышленной продукции авиастроения за 2012 год вырос более чем на 12%. Это, конечно, не прорыв, но это всё-таки шаг вперёд, а не снижение тех показателей, которые мы имели, к сожалению, все годы до этого.
Меры государственной поддержки оказывались и судостроительной промышленности. В частности, взносы в уставные капиталы компаний составили почти 10 млрд рублей. Кроме того, с использованием таких инструментов, как субсидии, мы занимались предотвращением банкротства стратегических предприятий – субсидии по кредитам давали, возмещали лизинговые платежи за суда. Естественно, это касалось того, что мы делаем на российских верфях. В прошлом году (это было в моём присутствии) «Адмиралтейские верфи» передали заказчику – нашему Росгидромету – уникальное научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников», которое уже осуществило первый антарктический рейс. То есть мы вернулись и к производству таких уникальных судов, а их действительно выпускает в мире очень ограниченное число стран.
Хорошие темпы показывала отечественная радиоэлектронная промышленность. Рост объёма продукции по сравнению с 2011 годом составил около 14%. Отмечу, что объём финансирования научно-технических исследований и разработок вырос почти на 18%, причём в гражданской сфере более чем на треть, на 35%.
Практически все государственные программы предусматривают рост производительности труда в несколько раз, и это наш императив, нам без этого никуда не уйти. Очевидно, что структура занятости будет меняться. Нам необходимо стимулировать программы переподготовки и повышения квалификации.
В прошлом году был сформирован и утверждён государственный оборонный заказ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, его финансирование составляет 6,5 трлн рублей. С 1 января действует Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Сейчас готовится ряд нормативных актов, чтобы закон заработал в полную силу. И хотел бы вот что ещё сказать: надо заканчивать с ценовыми войнами между государственными заказчиками и исполнителями гособоронзаказа. Деньги есть, поэтому разборки пора прекращать. Это важно, для того чтобы была планомерная нормальная работа. Ответственность же руководителей всех предприятий должна быть персональной и, хотел бы отметить, не только административной или уголовной, о чём мы любим порассуждать, – кого-то там к ногтю... На мой взгляд, гораздо важнее, чтобы предприятия отвечали рублём.
Начиная с 2013 осуществляется переход на контракты жизненного цикла серийно поставляемых вооружений и техники. В 2012 году Россия сохранила мировое лидерство по числу пусков ракет-носителей. Выполнены международные обязательства в области пилотируемой космонавтики. Конечно, нам пришлось принимать определённые решения, чтобы прервать череду провалов 2011 года, гайки кое-где закрутить пришлось. Сейчас на всех предприятиях отрасли вводится ведомственная система контроля качества, она уже сказывается и на показателях по пускам, идёт формирование интегрированных структур, должна быть реорганизована и система управления. Нужно найти оптимальный вариант.
Теперь хотел бы снова вернуться на землю. Прошедший год оказался очень трудным для сельского хозяйства. В ряде традиционных аграрных регионов, как известно, была серьёзная засуха, в результате сбор зерна составил чуть более 70 млн т – на 25% меньше урожая 2011 года. Мы вчера проводили совещание на эту тему: конечно, последние годы трудные, хотя мы добиваемся в целом даже неплохих результатов, но они реально трудные. Погодные условия нас не балуют, даже в масштабах огромной нашей страны. Тем не менее с учётом переходящих запасов аграрии не только обеспечили внутренние потребности, но и сохранили экспортный потенциал. Правительством России было принято решение о проведении товарных интервенций. Особое внимание уделяем озимому севу и текущей посевной кампании. Рассчитываем, что в случае благоприятной погоды аграрии могут собрать до 90–95 млн т зерна.
Сложные вещи – фактор ВТО. Да, мы перенастроили систему государственной поддержки с учётом требований этой многосторонней организации, ввели целый ряд новых механизмов – в частности, так называемую несвязанную поддержку в области растениеводства, так называемое погектарное субсидирование. На неё выделено 15 млрд рублей. В области животноводства также осуществляется новый вид субсидирования – возмещение части затрат на литр реализованного товарного молока. Всего в этом году на поддержку растениеводства в рамках госпрограммы выделяется порядка 41 млрд рублей. Но у нас есть и проблемы. И наши коллеги из «Единой России» этот вопрос задавали, да и у других фракций (я общался), есть этот вопрос. На поддержку животноводства – более 60 млрд рублей.
Обращаю внимание на то, что мы продлили действие нулевой ставки по налогу на прибыль для сельхозпредприятий, а также льготы по уплате НДС при импорте и реализации племенной продукции, что очень важно, для того чтобы мы смогли не только сохранить, но и, по сути, воссоздать своё, а не иностранное племенное поголовье. А с этим у нас большие трудности, все присутствующие знают.
И, наконец, мною после консультаций, которые я проводил с «Единой Россией», принято решение дополнительно выделить на поддержку сельского хозяйства в этом году ещё 42 млрд рублей, включая 15 млрд рублей для поддержки животноводства в связи с ростом цен на корма. Я вчера проводил совещание на эту тему, в режиме прямого общения были губернаторы всех наших территорий, где активно развивалось свиноводство, производство мяса птицы. Меры предложены, надеюсь, что они будут эффективными. Кстати, ряд коллег из Госдумы и Совета Федерации на этом мероприятии вчера присутствовали.
Наши коллеги, депутаты из фракции КПРФ, задают вопрос по поводу тракторной техники. В 2020 году планируется производить более 20, порядка 22 тыс. тракторов в год. Достичь этого можно за счёт стимулирования спроса, увеличения экспорта, модернизации существующих и создания новых производств, в том числе в партнёрстве с технологическими лидерами по этому вопросу.
Событием года для Воронежской области (это один из примеров) и сельхозмашиностроения в целом стало открытие нового завода «Воронежсельмаш». Предприятие будет выпускать зерноочистительную технику, сепараторы и другое современное оборудование для АПК.
В 2012 году по программе лизинга сельхозпроизводителям передано на льготных условиях 4 тыс. единиц различной техники, среди них почти 2,3 тыс. тракторов. Кроме того, в рамках Таможенного союза в определённых сегментах, а это тракторы малой и средней мощности, традиционно сильные позиции занимают наши белорусские партнёры. Мы с ними работаем, потому что мы действительно внутри единого экономического пространства. Коллеги из КПРФ задавали вопрос по конкретной компании «Тракторные заводы». Это один из наших ведущих отечественных производителей наряду с Кировским заводом, с «Агротехмашем». Сейчас обсуждается вариант возможной реструктуризации, направленной на погашение долгов, – обсуждается с консультантами и кредиторами, включая Внешэкономбанк. Решение о том, как поступить по реструктуризационным процедурам, мною было принято на прошлой неделе в рамках наблюдательного совета ВЭБа, и я его подписал. Хочу, чтобы вы об этом знали.
Укрепление продовольственной безопасности – для этого создана Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности, которая утверждена в прошлом году. В её рамках предусмотрено субсидирование инвестиционных кредитов, включая кредиты на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий хлебопекарной промышленности.
Теперь об инфраструктуре. Очевидно, что инвестиции в эту сферу требуются огромные, с длительным сроком окупаемости, поэтому нам необходимо выделять приоритеты. Один из приоритетов – развитие Дальнего Востока. В период подготовки к известному саммиту мы построили целый ряд крупных объектов – мосты, создан новый современный терминал аэропорта Кневичи, запущен аэроэкспресс, реконструированы целый ряд дорог и портовых мощностей. В любом случае всё это уже работает в интересах Дальнего Востока и его жителей. Саммит прошёл, а эти результаты остаются. В рамках олимпийского проекта возведены объекты железнодорожной и автодорожной инфраструктуры. Ими, конечно, смогут пользоваться не только участники и гости Олимпиады, но и жители Краснодарского края, и многочисленные туристы.
Ещё один важный проект – это Московский транспортный узел. Отмечу, что работа по нему ведётся совместно с московскими и подмосковными властями. Очень сложный проект на самом деле, в прямом смысле узел проблем. Я несколько раз проводил совещания на эту тему. Здесь проблемы копились десятилетиями, плюс наложился фактор колоссального роста автомобильного парка, поэтому мы должны решить его за счёт современной и удобной системы управления транспортом, включая и общественный транспорт.
К хроническим заторам на дорогах приводят и существующая сегодня инфраструктура, и то, о чём я сказал, взрывной рост автомобилизации, с другой стороны. Хотел бы напомнить, в прошлом году наша страна стала вторым после Германии (в которой покупательная способность всё-таки у граждан повыше, чем у нас) рынком Европы: продано 2,74 млн автомобилей, из них 2 млн – это автомобили отечественного производства. Важно то, что собственные предприятия в нашей стране стали создавать все ведущие мировые производители автокомпонентов. В рамках заключённых с ними соглашений планируется организовать – и это, кстати, выполнение той задачи, о которой я говорил, – дополнительно 18 тыс. высокоэффективных рабочих мест.
Реформируется система финансирования дорожного хозяйства путём создания дорожных фондов. За прошлый год только из федерального бюджета на эти цели направлено порядка 440 млрд рублей. Объём региональных дорожных фондов составил 590 млрд рублей – это в 3 раза больше финансирования 2010 года (тоже нужно помнить). Для решения проблем местных дорог внесены поправки в Бюджетный кодекс, которые предусматривают создание с 2014 года муниципальных дорожных фондов.
Пассажирооборот в прошлом году вырос на 6% – это общая цифра. На воздушном транспорте – на 17%. В том числе за счёт того, чем мы занимаемся, – субсидирования ряда маршрутов. Льготными тарифами воспользовались 500 тыс. пассажиров. Это на самом деле хорошее достижение, особенно имея в виду удалённость наших дальневосточных территорий, Калининграда и севера, конечно. В Приволжском федеральном округе в прошлом году был разработан, а в этом году начал осуществляться проект по поддержке регионального авиасообщения – ещё одна важнейшая тема.
Традиционно одним из самых востребованных видов транспорта остаются железные дороги. Они перевезли более миллиарда пассажиров: рост – 106,6%) к 2011 году. Растущий спрос на перевозки стимулирует и развитие отечественного транспортного машиностроения. Введён в эксплуатацию Тихвинский вагоностроительный завод – один из крупнейших вагоностроительных заводов в Европе. А на Новочеркасском электровозостроительном заводе освоено производство электровоза пятого поколения (ЭП-20), который быстро развивает скорость до 200 км/ч. Это хорошая современная техника, я побывал, посмотрел, как это выглядит всё.
Дальнейшие перспективы транспортного комплекса связаны с созданием условий для привлечения средств инвесторов, включая механизмы государственно-частного партнёрства. У нас есть и концессионные соглашения, и контракты полного жизненного цикла, есть и успешные проекты. Это Западный скоростной диаметр в Петербурге, новый выход на МКАД с Минского шоссе здесь, в Москве, ведётся строительство скоростной автомагистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, планируется возведение моста через реку Лену в районе Якутска – недавно я подписал документы о том, чтобы начинать работать. Подобные проекты тем не менее должны перестать быть экзотикой, вот это – самое главное, чего мы должны добиться. Формируется законодательная база, которая позволяет выпускать в обращение инфраструктурные облигации под государственные гарантии Российской Федерации, в том числе использовать для этих целей и пенсионные накопления. Это значительные средства: в 2013 году – 440 млрд рублей.
Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса, может быть, кроме газовой, показали в прошлом году хорошую динамику. В январе 2012 года Правительство утвердило долгосрочную программу развития угольной отрасли. Акцент сделан на укрепление её конкурентоспособности за счёт увеличения инновационного потенциала. Продолжаются работы по модернизации НПЗ. Среди актуальных задач – увеличение глубины переработки нефти и повышение эффективности использования попутного нефтяного газа. Компания «Транснефть» ввела в эксплуатацию Балтийскую трубопроводную систему-2 и завершила строительство второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Увеличение пропускной способности ВСТО позволяет наращивать не только экспортные поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и объёмы собственной нефтепереработки на Дальнем Востоке, что тоже очень важно.
«Газпром» завершил строительство первой нитки газопровода «Бованенково – Ухта» протяжённостью более 1,2 тыс. км, в результате ямальский газ начал поступать в единую систему газоснабжения. Введена в эксплуатацию вторая нитка «Северного потока», его производительность достигла 55 млрд куб. м в год. Идёт программа газификации регионов. В 2012 году «Газпром» направил на эти цели около 37 млрд рублей. Средний уровень газификации сейчас уже, по сути, составляет две трети наших территорий. Я напомню, может быть, коллеги уже подзабыли: ещё восемь лет назад газификацией почти не занимались, просто не занимались. То, что было сделано в советский период, то было сделано. И в какой-то момент я, когда обратил на это внимание, понял, что наши партнёры из других стран СНГ имеют почти тотальную газификацию (наши коллеги, соседи – 90–95%), а страна, которая газ производит, основной поставщик – 30–40%, а в деревнях практически ничего не было. Сейчас мы довели эту цифру почти до 65%. Я считаю, что это очень важный результат, и хорошо, что на это планируются инвестиционные средства «Газпромом», потому что это, если хотите, социальная ответственность крупнейшей газовой компании в мире.
Перспективные планы газовой промышленности связаны с освоением месторождений Ямала, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Было принято инвестрешение по разработке Чаяндинского месторождения, как вы знаете. Компания «Новатэк» реализует проект «Ямал СПГ», в рамках которого должен быть создан завод по сжижению природного газа. Также есть планы создать новый порт на севере на принципах государственно-частного партнёрства, что позволит значительно увеличить грузопоток по Северному морскому пути и подтвердить наше историческое лидерство в арктических широтах, в освоении Арктики.
Правительство продолжает работать над более гибким налоговым регулированием нефтегазовой отрасли. Это всегда будут такие отчасти ситуативные решения, потому что сама по себе отрасль развивается, она в непростом состоянии. Готовятся законодательные инициативы о стимулировании добычи трудноизвлекаемых запасов и о разработке газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также планы освоения континентального шельфа. Мы, кстати, рассчитываем на принятие соответствующих законопроектов в рамках весенней сессии Государственной Думы.
В сфере электроэнергетики в 2012 году введено в строй 6,5 ГВт новых генерирующих мощностей, в том числе четыре гидроагрегата Богучанской ГЭС (это агрегаты по 333 МВт мощности). Два новых гидроагрегата мощностью по 640 МВт каждый введены в рамках восстановления Саяно-Шушенской ГЭС. Ведутся работы по строительству новых атомных электростанций – это и Нововоронежская АЭС-2, и Балтийская АЭС в Калининградской области.
Разрабатывается и новая модель рынка электроэнергии, которая позволит генерирующим компаниям привлекать долгосрочные инвестиции в строительство и модернизацию мощностей. Более доступными становятся услуги по технологическому присоединению, хотя с этим есть ещё проблемы. На это нацелена работа компании «Российские сети», решение о которой было принято в прошлом году. В октябре прошлого года Правительством утверждён комплекс мер стимулирования производства электроэнергии на основе использования возобновляемых источников. Необходимые акты Правительства будут приняты в ближайшее время для реализации соответствующего комплекса мер.
Теперь несколько слов о нашем экспорте. Здесь нужно откровенно признать, что по уровню государственной поддержки нашим экспортёрам мы пока значительно уступаем другим странам. Нам есть чему учиться у наших соседей. Ситуацию нужно кардинальным образом менять. В Основных направлениях деятельности Правительства есть цель – обеспечить государственной финансовой поддержкой не менее 13% российского экспорта неэнергетических товаров. 13% – это немало, с учётом того что в 2011 году мы экспортной поддержкой обеспечивали 0,5%. Не работали у нас эти институты. Сейчас обороты набирает Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, так называемое ЭКСАР. Объём поддержанного по этой линии экспорта – 0,5 млрд долларов. В ближайших планах – реализация до четырёх десятков проектов общей стоимостью более 3 млрд долларов.
Упрощены административные процедуры при экспорте российской компанией продукции собственного производства. Развивается инфраструктура информационной поддержки малого и среднего бизнеса, который заинтересован в выходе на внешние рынки. Нужно, конечно, этим заниматься не только в Правительстве, очень важно, чтобы этим занимались и руководители регионов.
Две недели назад я проводил государственную комиссию по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, мы обсуждали инструменты развития этого края. Суммарный объём инвестиций, который уже был вложен при проведении мероприятий во Владивостоке, составил 680 млрд. О модернизации инфраструктуры я уже говорил. Важно, что были приведены в порядок системы жилищно-коммунального хозяйства в основном. На острове Русский построен комплекс сооружений Дальневосточного федерального университета. Выросли и налоговые поступления в местные бюджеты, и число рабочих мест.
Наконец договорились по государственной программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Не скрою, согласование шло непросто, потому что все хотят, конечно, хорошего, а что такое хорошее в понимании всех, кто принимает участие в дискуссии? Как можно больше денег. Деньги любят счёт, поэтому приоритетом выбрали, естественно, развитие транспорта и энергетики. В 2012 году на софинансирование инновационных проектов в сфере энергетики было специально направлено около 53 млрд рублей, а на объекты дорожной инфраструктуры – 10 млрд рублей.
Мы докапитализировали Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Надо, чтобы он перешёл к активной работе (об этом говорили с губернаторами, представителями бизнеса), то есть превратился в современный институт развития. Но, естественно, этими деньгами дело не закончится, будем докапитализировать его и дальше, расширяя спектр его деятельности.
В Налоговый кодекс должны быть предложены изменения, которые создают налоговые льготы для перспективных проектов, они подготовлены. Создаётся рабочая группа по вопросам совершенствования нормативной базы. Есть одна идея, не знаю, не уверен, что она абсолютно выверенная, но хотел бы поделиться, потому что всё равно решение по этой идее принимать вам. Это принятие специального закона о развитии Дальнего Востока. Я вообще (есть определённая поддержка) сторонник этого закона, в том случае если мы сможем насытить его конкретными положениями, если он действительно будет драйвером развития дальневосточных территорий. В таком случае надо его принимать. Цель остаётся прежней: Дальний Восток должен быть регионом, где хочется жить и работать, тем регионом, который выбирают талантливые и, хотел бы отметить, предприимчивые люди, потому что, напомню всем очевидный, может быть, исторический факт: когда-то на Дальний Восток ехали именно предприимчивые люди.
Я уже говорил, что уровень региональных управленческих команд – это одна из важнейших составляющих успеха. Вы не хуже меня знаете те субъекты Федерации, которые ежегодно обеспечивают неплохой рост ВРП, не имея ни нефти, ни газа. Это достойно самой высокой оценки. Тот, кто хочет работать, как известно, ищет средства, а кто не хочет, тот ищет причины.
В то же время, и с этим связан один из вопросов наших коллег из Коммунистической партии, объём государственного долга регионов в 2012 году увеличился на 15% и составил 1,4 трлн рублей. Правительство провело частичную реструктуризацию задолженности регионов перед федеральным бюджетом. В результате расходы 36 регионов были сокращены на сумму порядка 123 млрд рублей. Что является главным? Главным является наличие плана по сокращению госдолга. Это позволяет субъектам и минимизировать платежи, и обслуживать свои долговые обязательства на ближайшие годы. Но проводить тотальную реструктуризацию было бы неправильным: каждый субъект должен доказать, что он собирается делать.
Есть ещё один вопрос, который касается принятия решений на федеральном уровне, которые могут повлечь дополнительные расходы для регионов (об этом спрашивают коллеги из «Единой России»). Конечно, мы будем выделять на это средства – на поддержание сбалансированности с учётом новых финансовых обязательств, в том числе тех, которые появились в результате принятия президентских указов. В этом году на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в регионы уже перечислено 60 млрд рублей. Ещё 40 млрд будет направлено в целях улучшения качества работы учреждений социальной сферы. Регионы никто не бросит, хочу, чтобы все это понимали, но и регионы должны понимать свою ответственность.
Для обеспечения роста налоговых поступлений в региональные бюджеты были внесены изменения в законодательство. Я согласен с коллегами из «Единой России»: передача регионам и муниципалитетам дополнительных полномочий должна сопровождаться перераспределением и финансовых, и материальных источников. Кстати, не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что, во всяком случае, я и Правительство в целом забыли, о чём мы говорили некоторое время назад, я имею в виду 1 трлн рублей дополнительных доходов, которые должны быть отправлены в регионы. Ситуация не самая простая. Тем не менее мы должны изыскивать возможности по предоставлению соответствующих денег. И этот вопрос я хотел бы адресовать всем, в том числе и коллегам из Правительства.
Ещё одна тема – основа для формирования доходной части бюджетов муниципальных образований. Мы говорили о налоге на недвижимость, который вводится с 2014 года. С этим связан вопрос Коммунистической партии. Во всех регионах определена кадастровая стоимость зданий, сооружений, помещений и объектов незавершённого строительства. Причём в Москве и Санкт-Петербурге эти работы проводились за счёт региональных бюджетов, во всех остальных регионах – за счёт федерального бюджета.
Правительством подготовлен проект поправок в Налоговый кодекс и другие законодательные акты, которые предусматривают включение налога на недвижимое имущество в налоговую систему России.
Те регионы, которые смогут эффективно увеличить свой налоговый потенциал, будут, как и в предыдущие годы, дополнительно поощряться. В 2012 году из федерального бюджета на эти цели было выделено порядка 10 млрд рублей.
Уважаемые коллеги, я неоднократно говорил с различных трибун о том, что предпринимательская деятельность и предпринимательский талант – одни из основных ценностей, источник развития нашей страны. Именно в создании конкурентоспособного делового климата и правил ведения бизнеса заключается наша задача. Это ключ к успешному выполнению наших планов.
Остановлюсь на нескольких принципиальных моментах. Первое. В рамках Национальной предпринимательской инициативы выделены наиболее проблемные с точки зрения бизнеса процедуры. Они касаются упрощения разрешительных и контрольных процедур, зачастую избыточных и весьма затратных. Утверждено семь дорожных карт по основным сферам государственного регулирования, к середине года будут разработаны ещё шесть. Важно, что налажен системный мониторинг не только по линии Правительства, но и по экспертной линии: выполнение решений (и это ключевая вещь, на которую я хотел бы также обратить внимание) должно оцениваться самим бизнесом, а не кем-то другим. И хорошо, что они прямо влияют на эти дорожные карты, приходят и говорят: «Здесь откорректируйте конкретные положения, это не работает!» Мне кажется, это и есть необходимый диалог между властью и бизнесом.
По некоторым направлениям мы в целом неплохо продвигаемся, я имею в виду, например, налоговое администрирование, по другим – медленнее, чем нам хотелось бы. Здесь проблемы копились годами, за несколько месяцев эти проблемы не решить, здесь нужна ежедневная работа.
Для устойчивого развития необходимы и масштабные инвестиции. Главный ресурс – развитие инвестиционной активности в регионах и, конечно, личная мотивация руководителей – федеральных органов власти и органов власти в регионах. Разработана новая система оценки их работы, она более понятная, более лаконичная. В прошлом году в 13 регионах внедрён Стандарт деятельности исполнительных органов власти, а в этом году ещё 22 региона к этому подключились.
Российский фонд прямых инвестиций на 1 рубль собственных средств привлекает более 4 рублей от зарубежных соинвесторов. Его основная задача – обеспечить максимальную доходность на инвестированный капитал. Сейчас Россия занимает шестое место в мире и второе место среди стран БРИКС по объёму привлечённых прямых иностранных инвестиций за пять лет. Это вообще неплохой показатель – порядка 265 млрд долларов, но есть и куда стремиться. К 2018 году мы рассчитываем на то, что сможем выйти на увеличение объёма прямых иностранных инвестиций до 70 млрд долларов в год.
По инициативе Правительства подготовлен и вступил в силу ряд законодательных новаций, так называемый третий антимонопольный пакет, приняты решения по отраслевым рынкам. Речь идёт о биржевой торговле топливными и сырьевыми товарами, о рынках лекарственных препаратов, об авиаперевозках, об услугах связи и образования.
Конечно, свободная конкуренция и ценообразование – это основа рыночной экономики, но по отдельным, особо значимым товарам – по лекарствам, по детскому питанию, по товарам, которые завозятся в регионы Крайнего Севера, – мы розничные цены тем не менее продолжаем регулировать, так же как и тарифы по услугам естественных монополий. Во всех других случаях, конечно, Правительство может влиять на рынок косвенно или если нерегулируемый рост цен имеет серьёзные негативные последствия для потребителей. Об этом был вопрос коллег из ЛДПР. Это прямо вытекает из закона.
Отдельный вопрос – совершенствование государственной контрактной системы. Принятый закон вступит в силу с 1 января следующего года. Мы сейчас готовим подзаконную нормативную базу.
Вопрос был о доходах от приватизации, вопрос от моих товарищей по «Единой России». Конечно, эти доходы надо учитывать, но их очень трудно прогнозировать. Вы сами понимаете: ситуация на рынке меняется, и что-то можно продать за нормальные деньги, а чего-то нельзя продать, и тогда мы вынуждены принимать решения о том, чтобы снять объект с приватизации. Мы сделку по Сбербанку по этим соображениям, этим причинам переносили дважды. В конечном счёте получили хорошие результаты в прошлом году и заработали 160 млрд рублей. Вопрос в том, когда продавать?
Другое дело, что приватизационные правила и планы Правительства должны быть просчитаны на перспективу. Информация о каждой значимой сделке должна быть доступна для общественного обсуждения и контроля. И такая программа у нас на несколько лет есть.
Второе – это усиление инвестиционной направленности государственных расходов. Приоритеты здесь – инвестиции в образование, здравоохранение и инфраструктуру, а также формирование устойчивого платёжеспособного спроса на инновационные продукты и услуги. Здесь нужно всемерно использовать механизм государственно-частного партнёрства.
Основные ресурсы выделяются по линии госпрограмм. Утверждены 40 государственных программ, которые касаются развития ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Подчеркну, что госпрограммы – это не механическое объединение ФЦП, как это, может быть, иногда кажется (взяли просто старые ФЦП, собрали и назвали государственными программами). Это не так. Это новый системный инструмент реализации экономической политики Правительства, он даёт инвесторам (это крайне важно, на мой взгляд) долгосрочные – на период до 2020 года перспективы и ориентиры. В этом году впервые на основе госпрограмм будет утверждён и представлен на ваше рассмотрение, уважаемые коллеги, среднесрочный программный бюджет.
Конечно, и я согласен здесь с коллегами из «Справедливой России», необходим чёткий мониторинг выполнения всех этих программ и контроль за расходами бюджетных средств. Это аксиома. Рассчитываем и на вашу помощь, и критику, необходимую в тех или иных случаях.
Третье. Для долгосрочного инвестора первостепенное значение имеет стабильная и предсказуемая система налогообложения. Я не раз говорил, что мы не планируем увеличивать налоговую нагрузку на бизнес. Напомню о принятом в прошлом году решении об отмене налога на имущество организаций в отношении движимого имущества. Это дополнительный стимул для обновления основных фондов. Другое дело – то, что связано с налогообложением предметов роскоши. Соответствующие решения готовятся: по автомобилям стоимостью свыше 5 млн рублей предполагается повысить ставку транспортного налога в несколько раз. Соответствующий законопроект Правительством уже внесён в Государственную Думу.
Рост налоговых поступлений сохранялся и в прошлом году. В консолидированный бюджет поступило 12,5 трлн рублей – прирост на 10%. Но, коллеги, мы должны реально смотреть на вещи: возможности по наращиванию доходов будут в ближайшее время серьёзно ограничены. С этим связан целый ряд вопросов, в том числе вопрос от КПРФ. Недоплата налогов в результате использования низконалоговых юрисдикций наносит ущерб нашей экономике. Мы эту проблему знаем и занимаемся её решением.
Бо́льшую прозрачность для международных финансовых потоков мы должны обеспечить не только внутри нашей страны. Соответствующие решения приняты «двадцаткой». Эти правила разрабатываются и в рамках процедур ОЭСР, и в рамках так называемых решений Базеля (Базельского комитета), и Международной ассоциации страховых надзоров.
В нашей стране вступил в силу специальный федеральный закон о трансфертном ценообразовании с января 2012 года (с этим связан тоже вопрос КПРФ) и установлена уголовная ответственность за образование юридического лица через подставных лиц и незаконное использование документов. Эти меры в целом должны принести свои плоды. Если говорить об оттоке капитала, то он всё равно очень большой у нас. Он сократился применительно к состоянию в прошлом году – он сократился на достаточно приличные величины по отношению к 2011 году, но в странах с сопоставимой по масштабу экономикой вообще такого оттока нет, значит, у нас что-то не так работает. Мы должны и дальше совершенствовать законодательство с учётом рекомендаций ФАТФ и других международных организаций.
Четвёртое, о чём хотел бы сказать. Мы заинтересованы в повышении ликвидности финансовых рынков и расширении числа их участников, в том числе за счёт упрощения условий доступа, а также увеличения объёмов свободного обращения акций российских эмитентов. Мы начали формировать единый регулятор на базе Банка России, вы знаете. Продолжится работа по созданию Международного финансового центра. Эта работа непростая, но в любом случае она полезна для страны, и надеюсь, мы здесь добьёмся результатов.
Пятое. В 2012 году – это был первый год полноценной работы единого экономического пространства – вступили в действие его базовые соглашения. Подготовка межгосударственных документов второго уровня продвигается в целом успешно.
В формате «тройки» Россия – Белоруссия – Казахстан уже действует единая система тарифного, нетарифного и таможенного регулирования. На наднациональный уровень мы передали 90 функций и полномочий в различных сферах государственного регулирования. Это не такая простая проблематика, но стараемся как-то с этой компетенцией разбираться.
В прошлом году Россия стала полноправным участником ВТО. Переговоры, напомню, продолжались 17 лет. Теперь наша задача – грамотно распорядиться возможностями и в то же время постараться снять те проблемы, которые с неизбежностью создаёт вступление в ВТО любой экономики.
Источник: Единая Россия
Обсудить новость на Форуме