15:15 27.10.2017 | Все новости раздела "Единая Россия"

Макаров: Огромный плюс проекта бюджета - снижение ненефтегазового дефицита

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

В сводном заключении комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на проект бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов отражены практически все точки зрения. Об этом заявил глава профильного комитета Госдумы Андрей Макаров, выступая с содокладом при рассмотрении проекта федерального бюджета в первом чтении.

По его словам, в ходе подготовки документа к первому чтению совместно с профильными комитетами, министерствами, Правительством РФ, Счетной палатой РФ были тщательно проанализированы все государственные программы. «Более того, мы собрали всех ведущих экспертов научных и учебных учреждений, мы собрали представителей всех общественных организаций бизнеса, которые на Экспертном совете в рамках бюджетного процесса также дали свои заключения. Все эти материалы размещены, каждый депутат может с ними ознакомиться и увидеть точку зрения любой организации независимо от того, критикует она бюджет или поддерживает», - подчеркнул Макаров.

В соответствии с Бюджетным кодексом свои заключения на проект бюджета дали и комитеты Госдумы. «Хотел бы отметить, пожалуй, такого тщательного рассмотрения бюджета еще не было. Очень серьезный анализ был проведен коллегами из профильных комитетов. Представлены 24 заключения профильных комитетов, и все они поддержали принятие бюджета в первом чтении. То есть, тот вывод, который сейчас озвучила Татьяна Алексеевна Голикова, вывод Счетной палаты о поддержке бюджета в первом чтении, поддержали все наши коллеги из всех профильных комитетов», - сказал Макаров, отметив при этом, что комитетами были высказаны замечания, которые парламент рассмотрит в ходе подготовки бюджета ко второму чтению.

«И, мне кажется, сейчас очень важно то, что здесь сказал официальный представитель Правительства Антон Германович Силуанов и то, что на встрече говорил (председатель Правительства РФ) Дмитрий Анатольевич Медведев, Правительство готово вместе с Думой работать над поправками ко второму чтению, чтобы сделать данный законопроект лучше, чтобы сделать его отвечающим все тем задачам, которые ставит перед нами Президент страны. Строго говоря, то, что требуют от нас люди», - заявил глава думского комитета.

По его мнению, главное достижение бюджета заключается в том, что все социальные обязательства государства финансово гарантированы. «И они гарантированы не только на 2018 год, они гарантированы на всю «трехлетку», и вопросов о том, выполнит ли государство свои обязательства или нет, не возникает», - отметил Макаров.

Глава профильного комитета Госдумы также обратил внимание, что трехлетним бюджетом предусмотрено постепенное снижение ненефтегазового дефицита. «Несколько дней тому назад Президент выступал на форуме «Россия зовет!» и приводил цифры по нефтегазовому дефициту, по зависимости бюджет от нефти. И он говорил, что еще в 2014 году бюджет страны зависел от нефти более чем на 50%, в этому году - уже меньше 40%», - напомнил он.

«Но главное, что мы последовательно, и это, безусловно, огромный плюс настоящего проекта – предполагается снижение ненефтегазового дефицита с 8,5% до 5,9%. Это огромное достижение, это избавление страны от нефтяной зависимости. Можно объяснить просто – пенсионерам не надо бросаться каждое утро, как это было всего несколько лет назад, к телевизору и смотреть какая цена нефть на Нью-Йоркской бирже или в Антверпене, потому что от этого зависело, получат ли они пенсию. Так вот сегодня этой проблемы не существует с точки зрения финансового обеспечения обязательств. Но самое главное – мы укрепляем развитие страны тем, что ушли с «нефтяной иглы». И это тенденция, которую закрепляет данный бюджет», - подчеркнул парламентарий.

Макаров подчеркнул, что важнейшей задачей бюджета является развитие страны. «И здесь Президентом ясно поставлена задача – мы должны выйти на темпы роста экономики выше среднемировых. Без роста экономики невозможно ни конкурентоспособность страны, ни улучшение жизни людей путем увеличения социальных обязательств. Это две стороны одной медали. И поэтому, когда мы рассматривали данный бюджет, мы рассматривали его именно с этой точки зрения», - указал он.

По словам депутата, ключом к решению, как первой, так и второй задачи, является выполнение указов Президента РФ. В этой связи комитет Госдумы по бюджету провел анализ финансового обеспечения указов главы государства, данный анализ представлен в сводном заключении комитета. Макаров отметил, что федеральный бюджет обязательства выполняет. «И продолжение этой задачи – это наша с вами работа ко второму чтению, когда предстоит окончательно распределить трансферты региональным бюджетам и это нам предстоит сделать вместе с Правительством для того, чтобы задача выполнения указов Президента в том, что зависит от федерального бюджета, была решена», - добавил он.

«Однако, достаточно ли этого? Думаю, что нет. И здесь абсолютно справедливо говорила Татьяна Алексеевна Голикова, потому что Счетная палата сказала, что на реализацию указов Президента может не хватить 43 млрд рублей. Понятно, что это не только цифры федерального бюджета, это и цифры Фонда обязательного медицинского страхования», - заметил Макаров.

«Когда мы с вами запросили данные Министерства здравоохранения и Фонда обязательного медицинского страхования, нам сразу пояснили, что не хватает средств только у Карелии. Сейчас мы видим, получив данные от всех регионов страны, мы видим, что на самом деле 9 регионов заявили, что у них не хватает средств, чтобы решить вопросы заработной платы медицинских работников. Но главное, очень многие сказали, что они решают эти проблемы либо путем обращения к коммерческим кредитам, либо путем переброски средств на зарплату с расходных материалов и лекарств. Это совершенно недопустимо, и это проблема, которую мы сегодня будем рассматривать. Это, безусловно, одна из тех тем, которая дожа быть поднята при рассмотрении бюджета Фонда обязательного медицинского страхования», - сказал депутат.

«Когда мы говорим об указах Президента, мы очень часто забываем, что первым указом Президента была все-таки не зарплата, а развитие экономики. Потому что мы понимаем, что рост заработной платы в отсутствии роста производительности труда просто невозможен», - подчеркнул Макаров.

«Но именно производительность труда – это тот указ Президента, который сегодня мы уже можно констатировать, выполнен не будет», - заявил глава бюджетного комитета.

Кроме того, по словам Макарова, есть серьезные риски невыполнения указа Президента, предусматривающего создание и модернизацию к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. «И говорим мы сейчас об этом, потому что именно выполнение этих указов Президента является гарантией того, что будут выполняться все социальные обязательства. И поэтому нельзя разрывать указы Президента между собой, отдавая предпочтение тому или другому», - пояснил он.

«Но сроки по этим указам не кончаются 2017-м годом, и в данном случае это как раз та задача, которую нам предстоит решать в ходе следующей «трехлетки». Поэтому сегодня было очень важно обозначить эти проблемы для того, чтобы мы понимали, что именно на этих направлениях мы должны сосредоточить свое внимание», - считает Макаров.

Глава бюджетного комитета также обратил внимание на то, что у Счетной палаты, у многих депутатов и экспертов вызывает сомнение обоснованность некоторых показателей, представленных в проекте федерального бюджета. «И в первую очередь, когда прогноз Правительства исходит из того, что темпы роста мировой экономики, обозначенные в 2018 году как 3% будут в дальнейшем плавно снижаться – в 2019 году 2,9%, в 2020 – 2,8% - ощущение такое, что это не оценка роста мировой экономики, а попытка подогнать наш рост под рост мировой экономики. Президент же говорил не «подгонять», а «опередить». Но вот те задачи, которые стоят в сценарии, являющемся базовым в принимаемом бюджете, безусловно, они достигнуты не будут», - заявил Макаров.

Очень важно решение задачи макроэкономической стабильности, считает глава комитета. «Но мы, безусловно, должны решать задачу экономического роста, это то, что нам предстоит решать как в рамках второго чтения, так и в ходе исполнения бюджета 2018 года. Это та задача, над которой нам, безусловно, еще предстоит работать», - подчеркнул Макаров.

Парламентарий также призвал проанализировать эффективность действующих льгот, предусмотренных бюджетом. «Мы все время говорим, что надо повышать расходы. Расходы у нас в бюджете порядка 16,5 трлн рублей. Но почему-то никто не говорит о том, что стоимость всех льгот, которые предоставлены на уровне закона, стоимость тех льгот, которыми реально воспользовались, составляет по итогам 2016 года 9,6 трлн рублей. Но ведь не просто льготы – это расходы бюджета, это деньги, которые бюджет не получил», - уточнил он.

«Президент в Ульяновске, решая проблему закредитованности регионов в части бюджетных кредитов и, давая поручение рассмотреть вопросы коммерческой задолженности и задолженности наших бюджетных организаций – больниц, школ и так далее, - он одновременно сказал, что мы должны, наконец, завершить работу по определению эффективности льгот», - напомнил глава думского комитета.

«Когда мы говорим о резервах в бюджете, в первую очередь это резервы внутри самого бюджета. Мы очень много говорим об эффективности льгот, а это, я повторяю, 9,6 трлн бюджетных денег, эффективность которых практически нами на сегодняшний день не исследована. Наверное, нам тоже, когда мы предлагаем вводить очередные льготы, тоже имеет смысл начинать с того, чтобы начинать проверять эффективность уже действующих льгот, а уже потом предлагает какие-то льготы дополнительные», - заявил Макаров.

Кроме того, по его словам, должна быть продолжена работа по повышению эффективности расходования бюджетных средств. «Мы получили только сегодня ответ от Минэкономразвития по состоянию Федеральной адресной инвестиционной программы. И мы видим, что то, о чем мы говорили по Федеральной адресной инвестиционной программе, наверное, оказалось даже хуже, чем мы предполагали. Потому что у многих брошенных объектов вообще непонятно, в каком они состоянии, просто об этом отсутствуют данные. Поручение о том, что необходимо провести такую инвентаризацию, Президент дал уже больше двух лет тому назад. Может быть, этого времени достаточно для того, чтоб это поручение выполнить», - говорит Макаров.

«И мы, безусловно, будем настаивать на том, чтобы эффективность использования средств в рамках реализации Федеральных адресных инвестиционных программ по объектам. А это, в первую очередь, социальные объекты регионов, это качеств жизни людей, безусловно, это задача также должна быть рассмотрена и в рамках настоящего бюджета и должна стать предметом постоянного парламентского контроля – Госдумы и Совета Федерации», - заявил глава бюджетного комитета.

«Хотелось бы обратить внимание коллег на то, что все проблемные вопросы, которые есть в бюджете они абсолютно открыто и откровенно изложены и проанализированы. И вот проанализировав именно все критические точки зрения, проанализировав все те доводы, которые были высказаны, комитет по бюджету пришел к выводу о необходимости поддержать законопроект в первом чтении», - отметил Макаров.

Комитет по бюджету также предложил принять в первом чтении проект постановления Госдумы. В его основу легли предложения фракции «Единой России», которые были направлены в комитет. «Это реализация поручений Президента, что необходимо сделать в данном бюджетном проекте. Безусловно, решение этих вопросов во втором чтении позволит ответить на многие вопросы из тех, которые звучат сегодня в этом зале и которые, я уверен, еще прозвучат», - сказал парламентарий.

Комитет по бюджету предлагает установить срок предоставления поправок ко второму чтению проекта бюджета - 3 ноября в 18:00 часов, заключил Макаров.

Источник: Единая Россия

  Обсудить новость на Форуме