15:30 30.03.2010 | Все новости раздела "Единая Россия"

Косачев об аспектах диалога "Единой России" и КПК

Недавно Россию посетил один из самых влиятельных китайских политиков – заместитель Председателя КНР, член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Си Цзиньпин. В отличие от стандартной протокольной практики, с учетом специфики политической системы Китая его принимали одновременно по государственной (Президент и Председатель Правительства РФ) и по партийной ("Единая Россия") линии.

Высокий прием в государственном формате никого не удивил – многие считают Си Цзиньпина одной из ключевых фигур КНР и даже потенциальным лидером азиатской державы в не самом отдаленном будущем. И задействование для диалога с ним всех доступных форматов в нормальной логике может только приветствоваться, ведь речь идет о высших национальных интересах России в отношениях с великим восточным соседом. Тем удивительнее, что вокруг партийной составляющей визита возникла определенная полемика, отмечает в статье заместитель Секретаря Президиума Генерального Совета партии «Единая Россия» по вопросам международной политики и межпартийных связей Константин Косачев. В частности, Косачев пишет:

"У серьезных экспертов и в аналитической прессе каких-либо сомнений на сей счет не возникло – их больше интересовало содержание московских встреч. Однако в прессе, ориентированной на непосвященную публику либо с некоторых пор «заряженной» на поиск «сенсаций», направленных против «Единой России», поторопилась прямо-таки в советском стиле предъявить партии обвинения в идеологической всеядности и – это уже что-то новенькое – в беспринципности.

В этих не очень добросовестных претензиях нет ничего, кроме собственно желания предъявлять "Единой России" претензии по любому поводу. Очевидно, что, уклонись вдруг наша партия от встречи с столь важным гостем из Китая по подобным мотивам, ее бы те же самые сегодняшние обвинители немедленно заклеймили бы как не желающую и не умеющую проявлять гибкость и широту взглядов, думать на перспективу и в общегосударственном масштабе, перенимать полезный опыт других стран и т.п.

Начну с того, что беспрецедентно успешный визит одного из самых перспективных политиков КНР в Москву мог бы и не состояться вовсе, если бы не наличие партийного канала связей. Дело в том, что исходя из формальных и протокольных реалий, в России просто нет поста, аналогичного тому, который занимает в государственной иерархии Си Цзиньпин. Его визит стал реальностью по результатам прошлогоднего визита в КНР делегации руководства "Единой России" и последовавшему после этого личному приглашению Си Цзиньпиню от имени лидера партии В.В. Путина.

Но еще важнее содержательная логика наших действий. И об этом необходимо говорить серьезно и по существу. Очевидно, что любая политическая партия стремится, прежде всего, к победе на выборах на основе собственной программы, базовых принципов и ценностей, которые она считает оптимальными для страны. Сформулировав для себя свой «Символ веры», партия ищет единомышленников, в том числе, и за пределами страны, ибо в таких контактах сверяются подходы, происходит обмен опытом, лозунгами, аргументами и контраргументами. В кругу «своих» партии укрепляют идеологическую силу, как на тренировках со спарринг-партнером закладываются основы будущей решающей победы над реальным соперником на ринге.

Так поступают все партии, вне зависимости от того, находятся ли они у власти или в оппозиции. Подобной логики в выстраивании своих идеологически окрашенных международных связей придерживается и «Единая Россия», поддерживающая рабочие отношения с консервативными центристскими партиями во всем мире (в Европе они, в частности, объединены в Европейскую народную партию). Особо отметил бы сегодня диалог с германским ХДС, где мы стараемся вести разговор именно об идеологических и ценностных вопросах – кстати, уже 26 мая мы ожидаем немецких коллег для обсуждения всего того, что могло бы стать идейной основой нашего межпартийного в подлинном смысле партнерства.

Близость идеологических позиций позволяет нам вполне конструктивно и дружественно взаимодействовать с британскими консерваторами и французскими «народниками», с центристами из Италии и Финляндии, наконец - с консервативными силами многих восточно-европейских государств (на днях мы имели возможность очень продуктивного общения с «теневым» мининдел Венгрии от партии ФИДЕС Я. Мартони). Мы не всегда сходимся в оценках каких-то актуальных тем, но это не мешает нам оставаться партийными единомышленниками.

Но это больше теория. На практике же - и это показывает весь мировой, а не только российский опыт - соблюдать внешнюю идеологическую «чистоту» (говорить только с теми, с кем согласен в ценностях, сознательно исключив «инакомыслящих») могут позволить себе только партии, находящиеся в оппозиции. Правящая партия несет на себе бремя ответственности не только за собственную победу на очередных выборах, но и за результаты реализации политики государства, которую она формирует (хотя учиться видеть немного дальше своего партийного «носа» должна любая партия, если она хочет стать правящей; как говорил Уинстон Черчилль, «отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение»). Да и побеждают на выборах именно те, кто доказывает свое умение работать во власти в интересах всего общества.

Возвращаясь после этого к контактам с китайскими коммунистами: нравится нам их политическая система или нет (а у нас, как у консервативно-демократической партии, к китайским политреалиям есть, конечно, немало принципиальных вопросов) – но она построена на отчетливой партийной доминанте. Взаимно понимая все существующие различия в идеологии (в прессе приводилось мнение члена делегации КПК о том, что китайская сторона вполне сознает существующие идеологические различия и что "Единая Россия" интересна КПК как «партия, имеющая большинство своих членов во власти»), закрывать по этой причине возможность для диалога между двумя правящими партиями было бы крайне неразумно.

Речь в данном случае - не о ценностях, но о прагматических темах и интересах. Нельзя не отметить, что в конкретных китайских условиях избранная КПК модель – а это та модель, от которой мы сознательно отказались в 90-е годы после развала СССР – успешно работала на протяжении трех десятилетий реформ и сработала сегодня, в условиях кризиса. Она опирается на высокую роль государства в экономике и не менее высокую роль партии в государстве.

В России сформировалась иная логика реформ. Ни тотально-государственную экономику, ни однопартийность по вполне объективным причинам (общественный консенсус) никто восстанавливать не будет. Никто не будет и слепо копировать китайский опыт – это нереально в наших условиях, как нереальной оказалась и калька с западных образцов. Но попытаться понять, как в Китае при активном политическом (партийном) руководстве решаются те вопросы, которые сегодня на повестке дня и в России (преодоление последствий кризиса, модернизация, борьба с коррупцией, привлечение иностранных инвестиций, подготовка кадров и т.п.), вполне можно и нужно. И здесь не место какому-то идеологическому высокомерию, будь то политическому или журналистскому. Рабочие связи с КПК поддерживают и влиятельные партии (причем и те, которые трудно заподозрить в тайных симпатиях к коммунистической идеологии) большинства европейских стран – Франции, Германии, той же Венгрии и других. Вряд ли можно предположить, что они собираются копировать специфическую китайскую модель госуправления. Однако ни у кого не вызывает сомнения политическая и практическая целесообразность налаживания рабочих связей с КПК, «генератором решений» и «кузницей кадров» КНР.

Не стоит забывать и о том, что Россия и Китай имеют гигантские сопредельные пространства, каких нет, наверное, больше ни у кого в мире. Состояние отношений между двумя государствами затрагивают интересы и саму жизнь миллионов людей Сибири и Дальнего Востока, которым важно не то, насколько совпадают партийные программные установки, а то, что реально сделает для них «Единая Россия».

Не случайно мы по партийной линии сегодня активно обсуждаем практические вопросы приграничного сотрудничества двух стран. В октябре прошлого года в китайском Суйфэньхэ прошел специальный форум ЕР и КПК по этой теме, по итогам которого «Единая Россия» направила в российское правительство и руководству КПК перечни конкретных тем, где, на наш взгляд, необходимо особое и государственное, и партийное внимание. В них по пунктам перечислены инвестиционные проекты в сфере энергетики, добычи и переработки природных ресурсов, инфраструктуры, туризма, вопросы гармонизации законодательства, как и спорные вопросы, которые волнуют жителей наших приграничных территорий и которые теперь находятся в том числе под контролем "Единой России".

И последнее. Не секрет, что у нас и в прессе, и в обществе еще нередко фигурируют разного рода теории и фобии в отношении Китая. Причем, речь не идет о каких-то реальных претензиях или планах соседей применительно к России. Боятся того, чего не понимают. Но именно поэтому «Единая Россия» считает своей важнейшей задачей и миссией активизировать диалог с Китаем на всех уровнях. Чтобы постепенно закрывать все «белые пятна» и «серые зоны», с которыми уйдут и предубеждения, и поводы для спекуляций и нечистоплотного политиканства на недостаточной информированности населения. Конечно, плотная и предметная работа ЕР с КПК далеко не всем нравится: чем больше общих тем и проектов, чем больше мы знаем друг о друге, тем меньше почвы для истерик по поводу «китайской угрозы» и паразитирования на фобиях населения.

Наше партийное общение будет продолжаться и набирать ход. Мы рассматриваем эту площадку как важнейший инструмент обмена информацией и создания климата взаимного доверия – площадку отнюдь не монопольно занятую «Единой Россией»: подключение всех партий российского политического спектра можно было бы только приветствовать. Работы хватит всем".

Источник: Единая россия (Регионы)

  Обсудить новость на Форуме