11:30 15.03.2010 | Все новости раздела "Единая Россия"
Корягин: «Единая Россия» стоит на защите прав потребителей
В Москве, в понедельник, 15 марта, в рамках проекта Партии начала работу практическая конференция «Защита потребительского рынка города Москвы от нелегального импорта и контрафакта». Организаторами конференции выступили МГРО Партии и Объединение потребителей России. Тем самым, «Единая Россия» взяла под свой общественный контроль одну из проблемных зон потребительской сферы – «серый» импорт и контрафактную одежду и обувь, заявил координатор партийного проекта «Сеть правовой защиты потребителей» на территории Москвы и Московской области, председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин. В частности, он отметил:
«Очевидно, что бизнес в нашей стране пока не готов к выстраиванию справедливых отношений с потребителем. Подтверждением тому стала борьба вокруг принятия закона «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ".
Идеология данного закона заключается в сдерживании той агрессивной антисоциальной политики, которую проводят большинство торговых сетей, ориентируясь не на интересы граждан и государства, а лишь на извлечение прибыли. Но стратегически закон направлен, в первую очередь, на достижение баланса интересов всех участников потребительского рынка. То, что он негативно встречен большинством ритейлеров, конечно, тоже вполне понятно – они привыкли сами диктовать условия на этом рынке, полностью забыв при этом о потребителях, как о равнозначных партнерах.
Безусловно, со стороны торговых сетей будут предприниматься попытки и саботировать применение этого закона. Надеемся, что сам закон - это только первый шаг в наведении необходимого порядка в потребительской сфере, где требуются самые решительные действия для защиты интересов потребителя и обеспечения национальной продовольственной безопасности.
К сожалению, долгое время нам – потребителям различными чиновниками, некоторыми законодателями и «общественными деятелями» навязывалось мнение, что потребитель в нашей стране, в первую очередь, в силу наличия Закона «О защите прав потребителей» надежно защищен. В подтверждение приводились цифры какой-то статистики, свидетельствующие якобы о разрешенных в пользу граждан многочисленных потребительских спорах, как в досудебном порядке, так и удачно выигранных в судах. Создав иллюзию защищенности, все оторвались от реальных потребительских проблем, стараясь их не замечать. Время в результате упущено, а потребитель практически остался один на один со своими проблемами, многие из которых уже напрямую угрожают интересам национальной безопасности. Сегодня миф о защищенности потребителей можно считать разрушенным. Произошло это, в первую очередь, благодаря усилиям средств массовой информации, которые активно исследуют в последние годы тему интересов потребителей. Журналистские расследования, проведенные различными тележурналистами, раскрыли многим глаза на то, как нас обманывают в различных потребительских сферах. Положение в действительности еще хуже. Потребителей вводят в заблуждение или обманывают абсолютно во всех сферах потребительского рынка – от банковских и финансовых услуг, сферы ЖКХ, долевого строительства, до «мелочи» типа медицинских и бытовых услуг. Везде, где мы платим за услуги или товары, мы рискуем не просто денежными средствами, а часто здоровьем и жизнью. Но дело не только в том, что нас – потребителей хотят как-то провести, бизнес – есть бизнес, его закон – извлечение прибыли.
Главная проблема в том, что масштаб нарушений прав и интересов потребителей огромен, а восстановить свои права крайне сложно, часто просто невозможно. Почему это происходит? Причина в том, что в России пока отсутствует полноценная национальная система защиты прав потребителей.
Безусловно, положительно, что сам термин – национальная система защиты потребителей, инспирированный потребительским сообществом, применим в настоящее время в официальном деловом обороте. Вместе с тем, все таки понятие национальной системы защиты прав потребителей в целом шире и включает в себя еще целый ряд таких элементов как потребительское законодательство, прокурорский надзор за соблюдением прав потребителей, а также деятельность других контрольно-надзорных и правоохранительных органов, судебную защиту, посреднические примирительные процедуры (медиаторстов), экспертизы, институт исполнения судебных решений. Дополнительно стоит отметить, что органы местного самоуправления на сегодня практически лишены реальных возможностей защиты прав потребителей на своем уровне и таким образом, выбиты из данной системы. Так вот именно такая система защиты прав потребителей, как целостный рабочий механизм, в России пока отсутствует, как, кстати, отсутствует и сформулированная на государственном уровне национальная политика в сфере защиты прав потребителей.
Кризис продемонстрировал полную беззащитность потребителей – мы испытали многое: от роста цен на продукты питания и лекарства до увеличения уголовных преступлений в сфере потребительского рынка. Если говорить о возможности защиты интересов конкретного потребителя, то придется констатировать следующее. Небольшие проблемы, действительно, часто решаются на месте, не отходя от прилавка. Если же ваши права нарушены серьезно, то, скорее всего их придется защищать в суде, так как удовлетворять претензии потребителей в досудебном порядке предприниматели не спешат. Судебное же разбирательство будет длительным – от полугода до года. Если иск будет удовлетворен, то это еще не означает, что права потребителя будут восстановлены. Исполнить судебное решение обычно бывает трудно, а часто и вовсе невозможно, из-за того, что наше законодательство позволяет предпринимателям легко блокировать требования службы судебных приставов. При этом жалобы ни в Роспотребнадзор, ни в другие правоохранительные органы, как правило, не могут существенно повлиять на недобросовестных бизнесменов. И уже совсем минимальные шансы защиты своих интересов существуют в тех случаях, когда злоумышленники намеренно используют преступные схемы. Причем, это вовсе не означает, что такие лжепредприниматели будут прятаться от претензий в свой адрес. Нет, используя пробелы в законодательстве, они могут просто игнорировать обращения граждан или, скажем, менять раз в полгода название своей организации на новое, не съезжая даже из занимаемого помещения. Кстати, потребительское законодательство является сейчас одной из основных проблем в процессе защиты прав граждан. Во-первых, Закон «О защите прав потребителей» весьма запутан и в силу бурного развития рынка регулярно отстает от его реалий. А во-вторых, целые отрасли потребительской сферы практически выведены или не регулируются с точки зрения потребительского права – медицинские услуги, розничная Интернет-торговля, услуги по страхованию, долевое строительство, услуги ЖКХ и управляющих компаний многоквартирными домами, многое другое. А ведь именно в этих областях существуют массовые и системные нарушения потребительских интересов граждан. Так может ли наш потребитель чувствовать себя защищенным? Вместе с тем, в процессе развития потребительского рынка в равной степени в защите на всех уровнях – законодательном, информационном, общественном – нуждается как национальный потребитель, так и отечественный производитель. Практически единственной силой, которая сегодня может помочь потребителям, являются их общественные организации.
Реальное и активное участие в защите потребителей принимает и Партия «Единая Россия», реализуя социальный проект «Сеть правовой защиты потребителей».
11 марта состоялось первое заседание конференции, в работе которого приняли участие. Руководитель проекта «Сеть правовой защиты потребителей» в городе Москве, депутат Московской городской Думы (председатель Комиссии по законодательству) Александдр Семенников отметил:
«До настоящего времени борьбу с нелегальным импортом нельзя признать эффективной. Вместе с тем, ограничение функций контрольно-надзорных органов на потребительском рынке снижает возможности своевременного выявления и пресечения реализации контрафактной продукции. В этой ситуации представляется целесообразным объединение усилий для борьбы с нелегальным импортом и котрафактом всех заинтересованных сторон – органов власти, контрольно-надзорных органов, общественных объединений потребителей, добросовестных предпринимателей, журналистов. Основой для борьбы с контрафактом может стать общественный контроль в рамках проекта «Сеть правовой защиты потребителей». Актуальность вопроса заключается и в том, что в феврале 2010 года мэр Москвы Юрий Лужков на хозяйственно-экономическом активе, посвященном итогам работы департамента потребительского рынка и услуг города в 2009 году, высказал мнение о необходимости вывода из Москвы вещевых рынков, в связи с реализацией на них значительного количества контрафактной продукции. Одновременно Владимир Путин на совещании по вопросам совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения, социального развития, санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка, прошедшем 2 марта 2010 года, потребовал «гарантированно оградить людей от недобросовестных производителей и поставщиков услуг». В этой ситуации представляется целесообразным объединить усилия для борьбы с нелегальным импортом и контрафактом всех заинтересованных сторон – органов власти, контрольно-надзорных органов, общественных объединений потребителей, добросовестных предпринимателей, журналистов. Основой для борьбы с контрафактом может стать общественный контроль в рамках проекта «Сеть правовой защиты потребителей». Мы предлагаем обсудить механизм взаимодействия между участниками данной конференции и добросовестными предпринимателями в целях борьбы с контрафактом товаров легкой промышленности (одежда и обувь), создания дополнительных благоприятных условий для работы добросовестных предпринимателей и реализации товаров отечественных производителей, а также возможные меры законодательного регулирования, направленные на защиту интересов добросовестных участников потребительской сферы от нелегального импорта, подготовить предложения, связанные с разработкой программы по ликвидации в городе Москве вещевых рынков.
Второе (итоговое) заседание конференции намечено на 8 апреля 2010 года. Между заседаниями будет проводиться мониторинг вещевых рынков и торговых центров Москвы на предмет реализации на них товаров легкой промышленности с признаками контрафакта. Результаты мониторинга будут обобщены и проанализированы к итоговому заседанию практической конференции».
Источник: Единая россия (Регионы)
Обсудить новость на Форуме