19:45 14.01.2010 | Все новости раздела "Единая Россия"

Юрий Васильев: Строители инфраструктуры получат налоговые льготы

В комитет Госдумы по бюджету и налогам в начале этого года поступил пакет новых законодательных инициатив в налоговой сфере. Наиболее важные и актуальные из них для экономики страны и жизни нашего общества – тема беседы корреспондента ER.RU с председателем комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрием Васильевым.

Юрий Викторович, прежде всего, какой из наиболее значимых налоговых законопроектов года минувшего Вы можете отметить?

В прошлом году были приняты десятки актуальных и жизненно важных антикризисных норм в налоговой сфере, которые реально будут способствовать стабилизации в обществе и модернизации экономики. Не буду их перечислять, получится слишком длинный список, и при этом трудно выделить, какой из принятых нормативов наиболее значимый. Назову самый, как говорится, свежий пример. В конце прошлого года Президент страны подписал закон о смягчении основания для уголовной ответственности за налоговые нарушения, подготовленный группой депутатов фракции "Единая Россия».

Закон призван установить цивилизованные отношения между налогоплательщиком и государством. Суть его такова: если выполнены требования налогового органа об уплате недоимки, пеней и штрафов, то лицо не должно подлежать уголовной ответственности. Уголовная ответственность наступит только в том случае, если налогоплательщик отказался выполнить требование налогового органа и не платит недоимку, пеню или штраф. Таким образом, налоговому уклонисту дается шанс отработать свои долги и вернуть их в казну государству. Это гораздо выгоднее обществу, чем содержать неплательщика в казенном доме за деньги законопослушных граждан.

Как известно, с 1 января 2010 года вступил в силу закон, согласно которому упраздняется ЕСН и вводятся страховые взносы по единым тарифам для всех страхователей, то есть для всех работодателей независимо от отраслевой принадлежности. Закон вызвал немало споров и противоречий в обществе. Способен ли он реально решить проблемы пенсионного обеспечения ветеранов труда?

Реформа предполагает, что единый социальный налог будет разделен на три социальные выплаты: в Пенсионный фонд, ФОМС и ФСС. При этом суммарная ставка по ним в 2010 году будет такая же, как и по ЕСН, – 26% от фонда оплаты труда.

Страховые взносы будут взиматься с годового заработка, не превышающего 415 тысяч руб. То есть государство честно заявляет, что оно будет выплачивать пенсии из расчета годового заработка 415 тысяч рублей и менее. Работники, зарплата которых превышает этот уровень, смогут самостоятельно формировать будущую пенсию через работодателя.

Теперь пенсионные программы по силам будет создавать не только крупным корпорациям, как это было, но и предприятиям малого и среднего бизнеса. Таким образом, замена ЕСН страховыми взносами позволит запустить новую - страховую - модель пенсионной системы. Переход от ЕСН на страховые выплаты уже давно назрел, так как способен обеспечить финансовую прозрачность денежных потоков.

В отличие от ЕСН, который поступал в федеральный бюджет, и нередко там растворялся по разным направлениям, страховые платежи будут поступать напрямую в Пенсионный Фонд Российской Федерации, что позволит сбалансировать пенсионную систему РФ. Очень важно, что эти адресные платежи будут реально отражаться на индивидуальных лицевых счетах работников. Ранее, как показала практика, ЕСН, не привел к обещанному росту собираемости налогов с фонда оплаты труда.

По мнению экспертов, если бы сегодняшние решения не были приняты, то к 2050г. пенсионная система на 86% зависела бы от трансфертов из федерального бюджета. Это означало бы, что пенсионная система превратилась бы в бюджетную систему, и наличие пенсионного фонда как отдельного бюджета становилось бы бессмысленным. А это бы создало немало трудностей для обеспечения достойным денежным содержанием ветеранов труда и пенсионеров, которых сегодня в России более 30 миллионов.

Руководство страны уделяет проблеме пенсионного обеспечения граждан приоритетное значение в стратегии модернизации Российского государства. Планируется, что пенсия россиянина к 2050 году будет составлять не менее 2,5 прожиточных минимумов пенсионера. На финансирование пенсий и других социальных выплат в 2010 году государство планирует беспрецедентные деньги - 10% ВВП. Для сравнения - на оборонку тратится менее 3 процентов. Расходная часть бюджета Пенсионного фонда в 2010 году составит 4,3 триллиона рублей. При проведении переоценки с 1 января 2010 года ранее приобретенных пенсионных прав граждан трудовая пенсия по старости превысит 8 тысяч рублей. В среднем прибавка составит 1100 рублей, а для ветеранов старше 70 лет - 1600-1700 рублей. Кроме того, правительству предстоит обеспечить повышение с первого января 2010 года трудовых пенсий россиян с учетом "советского" стажа работы. Денежная оценка пенсионных прав, приобретенных к первому января 2002 года, должна быть проиндексирована на 10% плюс один процентный пункт за каждый год трудового стажа, выработанного до первого января 1991 года. На это потребуется около 500 миллиардов рублей.

Однако некоторые предприниматели опасаются, что произойдет увеличение нагрузки на бизнес?

Наиболее жаркие споры вызвало положение, согласно которому с 1 января 2011 года страховые взносы вырастут уже до 34% от ФОТ. В ходе принятия данного закона эти вопросы активно обсуждались на совместных заседаниях и круглых столах между представителями власти и бизнеса. Высказывались опасения со стороны предпринимателей, что малый бизнес может пострадать. Дескать, для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза, тогда как для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, нагрузка вырастет в 1,3 раза, а для тех, кто применяет единый сельхозналог, – в 1,4 раза в 2011-2012 годах и в 1,9 раза в 2013-2014 годах. Пока об этом трудно судить со всей определенностью, но опасения будут учтены и приняты во внимание.

Пока что, в целях избежания увеличения финансовой нагрузки на бизнес, в условиях кризиса, принято решение отложить до 2011 года повышение ставки страховых выплат с нынешних 26%. Хотя увеличение ставок для балансировки пенсионной системы целесообразно было бы осуществлять в более ранние сроки. В данный же момент снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20% с 1 января 2009 года уже наполовину компенсировало предстоящее повышение страховых взносов. Не исключаю, что будут приняты и другие « вспомогательные» меры, но еще раз повторюсь, если на это будут веские причины.

То есть, приоритеты остаются прежними – повышение уровня жизни незащищенных социальных слоев, стариков, детей, инвалидов, многодетных семей, той категории, которые раньше, почему-то выпадали из поля зрения экономистов?

Главный приоритет руководства страны и партии «Единая Россия» - повышение качества жизни российского человека. Как вы знаете, недавно Борис Грызлов заявил, что до 2020 года не будет увеличен пенсионный возраст наших граждан. Наша партия будет делать все возможное, чтобы растущие экономические возможности страны давали реальную отдачу обществу, и делали бы жизнь комфортнее для всех социальных слоев. Пенсия не должна быть пособием на бедность для пожилых людей, которые отдали лучшие годы своей жизни, трудясь на благо государства. И очень хочется надеться, что новые механизмы пенсионного накопительства сыграют в этом свою положительную роль.

Новый 2010 год комитет Госдумы по бюджету и налогов начал работу с рассмотрения пакета новых законопроектов, которые поступили в нижнюю палату в конце декабря 2009. Можно ли рассказать о некоторых из них?

Это законопроекты, направленные на совершенствование принципов определения цен налогообложения, на оптимизацию расходов инвесторов на строительство объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры и другие.

Данные нормативы содержат в себе реальные антикризисные меры, направленные на поддержку отечественной промышленности и различных сфер малого и среднего бизнеса. Как известно, с самого начала налоговой реформы политика государства строилась на основе принципа последовательного снижения налоговой нагрузки на деятельность наиболее перспективных отраслей промышленности.

К примеру, в начале февраля комитет будет готовить к рассмотрению поправки в главу 25 второй части Налогового кодекса по предоставлению налоговых льгот для инвесторов, финансирующих строительство и ремонт дорог, мостов, социального жилья. Законопроект расширит Градостроительный кодекс новыми статьями, предоставляющие определенные льготы предпринимателям, вкладывающим средства в строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры.

Для стимулирования инвесторов и развития рынка доступного жилья будет также установлено специальное правовое регулирование в отношении определения налоговой базы по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих строительные работы в этом направлении. Причем, льготное налогообложение строительной деятельности компании будет засчитываться, начиная с 1 января 2007 года по 1 января 2011 года на основе заключенных инвестиционных соглашений между ними и органами государственной власти или местного самоуправления.

Законопроектом предусмотрено, что расходы на строительство доступного жилья, дорог, мостов, школ, детских садов в течение срока не менее пяти лет, даты при этом определяются налогоплательщиком самостоятельно, будут имеет льготное налогообложение.

Одновременно, в пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ вносится уточнение, позволяющее учитывать для льготного налогообложения прибыль организаций, получаемую при строительстве этих объектов, если имеется соответствующее обязательство по передаче их в муниципальную или государственную собственность, если этот процесс носит безвозмездный характер.

Другой законопроект поправкой в статью 376 второй части Налогового кодекса оказывает существенное влияние на деятельность предприятий транспортного комплекса. Он способен понизить стоимость транспортных услуг и тем самым повысить их конкурентоспособность. Норматив даст возможность освободить налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций на срок до 15 лет в отношении находящихся на их балансах объектов транспортной инфраструктуры. В частности, будет увеличена их балансовая стоимость за счет выделенных капитальных вложений на их строительство, реконструкцию и модернизацию. Речь идет о судоходных гидротехнических сооружениях, инфраструктуры аэропортов и аэродромов.

Также важен законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ», который поможет навести порядок в системе государственной регистрации лекарственных препаратов и решить важный социальный вопрос с необоснованным повышением цен на лекарства и улучшение его качества. Процесс регистрации включает в себя как административное регулирование, так проведение клинического исследования качества препарата. В настоящее время законодательно не закреплено взимание пошлины за проведение государственных экспертиз, и оплата осуществляется на договорной основе. Существующие расценки государственной пошлины в размере 2000 рублей не позволяют покрыть необходимые расходы на проведение данных работ. В целях упорядочения финансовой деятельности экспертного учреждения законопроектом предлагается полностью отказаться от взимания платы за проведение экспертных работ на договорной основе, заменив ее на государственную пошлину в более высоких размерах, чем установлено сегодня, а финансовые расходы экспертных работ осуществлять в соответствии с законом «Об автономных учреждениях».

А когда реально состоится первое заседание комитета в этом году, и какие нормативы будут рассматриваться?

Первое заседание комитета в этом намечено на 21 января. Возможно, рассмотрим поправки в закон « Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», где речь идет об ужесточении налоговой ответственности лиц, приобретающих в собственность объекты культурного наследия. Думаю, что уже к первому чтению комитет одобрит правительственный законопроект «О внесении изменений в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс РФ». Данные поправки направлены на совершенствование механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиты национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы.

Источник: Единая Россия (Повестка дня)

  Обсудить новость на Форуме