22:32 06.04.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
Юрий Васильев: Бюджетная перезагрузка придаст второе дыхание нашей экономике
Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев прокомментировал ER.RU проект уточненного варианта федерального бюджета на 2009 год:
- Сегодня Правительство внесло в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в федеральный бюджет на 2009-2011 годы.
Это новый вариант федерального бюджета на 2009 год с учетом нынешних реалий экономической ситуации в России.
Хочу сразу отметить, что благодаря грамотным и своевременным действиям Правительства удалось в значительной степени предотвратить разрастание кризиса, его переход в формы, угрожающие основам функционирования экономики.
Важным этапом в противодействии кризису стала разработка программы антикризисных мер Правительства, направленных на недопущение необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны и очевидно, что в условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства и сам федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер.
Сегодня очевидны минусы зависимости бюджетной системы страны от нефтегазовых доходов. Напомню, что предыдущий бюджет 2009 года, входящий в трехлетний план, рассчитывался исходя из прогнозной цены на нефть 95 долларов США за баррель.
Согласно прошлым расчетам бюджет должен был быть профицитным – с доходами 10,9 трлн.рублей и расходами в 9,0 трлн.рублей. В условиях кризиса падение цены на нефть до 41 долларов США за баррель сократило доходы бюджета до 6,7 трлн.рублей, или на 4,2 трлн.рублей, несмотря на это расходы увеличатся почти на 700 млрд.рублей.
Впервые за последние годы федеральный бюджет будет сформирован со значительным дефицитом в 3 трлн.рублей, покрытие которого будет осуществляться за счет средств Резервного фонда.
Резервный фонд в этих условиях стал стабилизатором всей бюджетной системы страны – и доходов, и выполнения всех принятых государственных обязательств.
Но падение цен на нефть не единственный фактор пересмотра бюджета. Новый вариант бюджета рассчитан исходя из общей рецессии российской экономики и предполагаемого снижения роста ВВП на 2,2 процента и падения промышленного производства на 7,4% к концу 2009 года. В результате ненефтегазовые доходы также сократятся на четверть.
Хочу подчеркнуть, что переход на однолетний бюджет — это мера вынужденная. При стабилизации ситуации в экономике Правительство планирует вернуться к среднесрочному трехлетнему бюджетному планированию, и мы ожидаем, что уже осенью в Государственную Думу будет внесен трехлетний бюджет на 2010 – 2012 годы.
Следует особо отметить, что предлагаемые изменения расходов федерального бюджета на 2009 год не носит характер секвестра, основной недостаток которого состоит в пропорциональном сокращении всех расходов, которое особенно болезненно сказывается на социальных расходах. Депутаты нашей фракции совместно с Правительством сделали максимум возможного, чтобы все установленные законом социальные гарантии были профинансированы в полной мере, чтобы кризис не пришел в дома наших граждан.
Сокращение бюджетных расходов проведено избирательно на общую сумму 943 млрд.рублей, в основном за счет снижения инвестиционных расходов, сокращения расходов на содержание государственного аппарата, и даже силовых ведомств.
На финансирование антикризисных мер выделено 1 378,5 млрд.рублей.
Самым важным по значению приоритетом является социальная поддержка населения в условиях кризиса по снятию напряжённости на рынке труда. Это - профессиональное обучение работников, создание временных рабочих мест, организация переезда увольняемых в другую местность, поддержка малого бизнеса.
Даже при снижении бюджетных доходов, средства будут, прежде всего, направлены на: - проведение активной политики на рынке труда и содействие занятости – 43,7 млрд. рублей; - увеличение пособия по безработице - 33,9 млрд. рублей, что позволит увеличить размер пособий в 1,5 раза; - развитие малого и среднего бизнеса – 6,1 млрд. рублей; - возможность использования средств материнского капитала на погашение кредитов, в том числе ипотечных - 26,3 млрд. рублей; - обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны - 35 млрд. рублей; - увеличение трансфертов внебюджетным фондам на 388,1 млрд. рублей.
Будет проведен ряд мер по увеличению пенсий. С 1 марта этого года должна быть проведена плановая индексация базовой части пенсии на 8,7 процентов, затем с 1 апреля страховая часть пенсии должна быть повышена на 17,5 процента. С 1 декабря 2009 года средний размер социальной пенсии должен сравняться с прожиточным минимумом пенсионеров (на 1 октября 2008 он составил 3 660рублей). С 1 декабря 2009 года базовая часть пенсии должна быть повышена до 30 процентов.
Следующий главный приоритет - поддержка реального сектора экономики.
В рамках предоставленного Правительству Российской Федерации права направлять в 2009 году средства федерального бюджета на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отдельных отраслей экономики Российской Федерации предусмотрены расходы федерального бюджета на: пополнение уставных капиталов - около 70 млрд. рублей, в том числе ОАО "Россельхозбанк" – 45 млрд. рублей и ОАО "Росагролизинг" – 25 млрд. рублей; поддержку авиакомпаний – 12 млрд. рублей; поддержку автомобилестроения – 39 млрд. рублей; субсидирование процентных ставок для предприятий агропромышленного комплекса – 18,0 млрд. рублей; поддержку экспортной промышленной продукции – 6,0 млрд. рублей. поддержку оборонно-промышленного комплекса - 70 млрд. рублей. В 2009 году прогнозируется снижение доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, что обусловит сокращение доходов в целом на 18% по сравнению с уровнем 2008 года – до 5,1 трлн. рублей, в этой связи их дефицит составит 800 млрд. рублей. При этом недостаток средств для обеспечения текущих бюджетных расходов составляет не менее 292 млрд. рублей.
В связи с этим, финансовая поддержка региональных программ увеличена на 300 млрд.рублей. Эти средства пойдут на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов в сумме 150 млрд. рублей и предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов до 150 млрд. рублей.
Безусловно, уточненные показатели федерального бюджета на 2009 год обеспечат устойчивость бюджетной системы Российской Федерации и исполнение законодательно установленных социальных гарантий.
Вместе с тем, требует дополнительного обсуждения предлагаемое сокращение финансирования строительства дорог на 113 млрд.рублей.
Правительство предлагает сократить финансирование строительства федеральных автомобильных дорог на 69 млрд.рублей, региональных дорог на 31,3 млрд.рублей и дорог в городах и поселениях на 12,6 млрд. рублей.
Вопрос финансирования строительства дорог всегда был приоритетным для депутатов Государственной Думы.
И всегда мы этот вопрос решали с Правительством конструктивно.
В связи с тем, что строительство дорог - одна из главных антикризисных мер, считаем необходимым рассмотреть вопрос о сохранении финансирования дорог в 2009 году в сумме 331 млрд. рублей, на уровне, утвержденном в законе о бюджете и отказаться от сокращения этих расходов на 113 млрд.рублей.
Предлагаемое сокращение особенно остро отразится на строительстве региональных, городских и поселковых дорог. На местах уже проведены конкурсы, заключены договоры с подрядчиками, в региональных бюджетах заложено софинансирование строительства этих дорог, и началось авансирование из своих средств федеральной части расходов по закупке строительных материалов.
Хочется надеяться, что после принятия бюджета на 2009 год средства своевременно будут доведены до людей и конкретных получателей в реальном секторе экономики. Лишь тогда бюджетная перезагрузка придаст второе дыхание нашей экономике.
Источник: Единая Россия (Повестка дня)
Обсудить новость на Форуме