17:38 11.02.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

Ивлиев: Особенность творческого результата – его уникальность

Комитет Государственной Думы по культуре провел заседание "круглого стола" по проблемам реализации Федерального закона № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных и муниципальных нужд" в сфере культуры.

Согласно закону, государственные учреждения культуры, прежде чем заключить контракт с исполнителем на создание произведения литературы или искусства, финансирование показа или проката национального фильма, в обязательном порядке должны провести открытый конкурс и отдать предпочтение наиболее рентабельному претенденту. Другими словами, выбор осуществляется не в пользу самого талантливого участника, способного создать высокохудожественное произведение, представляющее культурную ценность, а в пользу более дешевого исполнителя.

В результате принятия Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и введения нового механизма реализации государственных закупок в сфере культуры и искусства путем проведения открытого конкурса, учреждения культуры столкнулись с целым рядом существенных препятствий и принципиальных ограничений. В Законе, разработанном для хозяйственных нужд, особенности творческой деятельности не были учтены и, следовательно, не нашли свое отражение.

Комитет Государственной Думы по культуре предложил внести изменения в пункт 2 статьи 1 Федерального закона № 94-ФЗ, согласно которым нормы законодательства в сфере поставок товаров не будут распространяться на случаи размещения заказов при создании произведений литературы и искусства для государственных и муниципальных нужд. По мнению депутатов Комитета, в творческом процессе ориентироваться нужно не на стоимость продукта, а на ценность самого проекта, его художественную, культурную и общественную значимость.

Как отметил председатель Комитета по культуре Госдумы Григорий Ивлиев, "творчество является совершенно особой субстанцией, где финансовая составляющая не может занимать главенствующие позиции. Ведь особенность творческого результата – его уникальность, выражение природной сути Художника".

Депутаты Комитета по культуре во внесенном ими 12 ноября 2008 года законопроекте настоятельно рекомендуют отказаться от практики размещения заказов на создание произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм через конкурсы и заменить их на творческие конкурсы. В целях обеспечения объективности и профессиональных оценок при отборе проектов в состав творческих комиссий должны включаться лица творческих профессий, выдающиеся деятели культуры, представители общественных объединений.

Кроме того, при выделении бюджетных средств необходимо обеспечить открытость, гласность и прозрачность, развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Регламентированная на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов система творческих конкурсов позволит эффективно расходовать бюджетные средства, а также осуществлять контроль за процедурой размещения заказов.

Много вопросов остается и в отношении финансирования производства, проката и показа национальных фильмов. Это является задачей не столько экономической, сколько политической и социальной, и здесь наиболее важен принцип творческого отбора фильмов, а не оценка стоимости их производства.

Учитывая, что частичное государственное финансирование в кинематографической сфере следует рассматривать согласно Бюджетному Кодексу РФ как субсидии из федерального бюджета, Комитет по культуре предложил внести изменения в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», исключив ссылки на применение Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Источник: Единая россия (Регионы)

  Обсудить новость на Форуме