13:30 22.04.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
Ивлиев: Инструментом ЕГЭ нужно cуметь воспользоваться
Председатель комитета Госдумы по культуре, сокоординатор Государственно-патриотического клуба "Единой России" Григорий Ивлиев:
- Сегодня российское образование по итогам 20 лет полураспада советской системы и некритичного заимствования зарубежных образцов находится в состоянии полной эклектики. Для нынешнего поколения учащихся это нездорово, но у всякой медали есть и обратная сторона, в данном случае - возможность выбрать дальнейший путь развития на основе максимально широкого выбора методов.
Важно только понимать, что 20 лет хронического недофинансирования - это достаточное испытание для тех отечественных методик образования и воспитания, которые сохранили свою востребованность. К числу такого востребованного отечественного опыта нужно отнести не только испытанные методики в общеобразовательных школах, но и ориентированные на поиск и поддержку талантов системы олимпиад и конкурсов, а также такие развитые общенациональные подсистемы как художественное образование или система подготовки юных спортсменов.
Нужно обсуждать не сами по себе технические методы управления и контроля в системе образования, такие как ЕГЭ или традиционные экзамены. Нужно обсуждать, в какой степени тот или иной метод содействует решению поставленных в ноябрьском послании Президента России практических задач, а именно: 1) выявление талантов; 2) поддержка талантов; 3) превращение школ в центры самостоятельного творчества.
Великие достижения отечественной культуры - литературы и искусства, науки и техники являются прямым следствием избранных методов в системе образования. Не случайно самые передовые державы перенимали у нас этот опыт. И было бы величайшей глупостью игнорировать отечественный опыт образования.
Но нужно делать выводы и из ошибок советского прошлого. Печальное состояние, в котором оказалась страна к концу 1980-х годов, в том числе, является результатом бюрократических шапкозакидательских подходов в образовании, попыток усредненного массового подхода, уравниловки вместо поиска талантов и индивидуального подхода к ним.
В этом смысле пресловутый ЕГЭ может сыграть и отрицательную, и положительную роль - в зависимости от того, как мы воспользуемся этим инструментом. Главное - честно и недвусмысленно констатировать, что ЕГЭ имеет своей целью натаскивание массы середняков. Если в стране будет только ЕГЭ, то это станет повторением ошибок советских волюнтаризма и застоя. Но если параллельно с ЕГЭ мы будем развивать систему индивидуального подхода, поиска и поддержки талантов - в виде конкурсов, олимпиад, фестивалей по всем предметам и, прежде всего, по русскому языку и литературе, по отечественной истории - то ЕГЭ может стать подсобным инструментом, освобождающим лучшие преподавательские кадры для работы по главной линии. Важно не делать из ЕГЭ фетиша - ни в качестве панацеи, ни в качестве жупела.
И ещё очень важно для решения задач, поставленных в президентском послании - обеспечить интеграцию системы образования, то есть взаимодействие подсистем общеобразовательной школы с подсистемами художественного и спортивного образования.
На наш взгляд, с учётом нынешнего развития информационных технологий можно и нужно привнести следующие инновации в общеобразовательный процесс, на первом этапе в качестве эксперимента:
1) превратить традиционные уроки музыки, рисования, возможно - краеведения, в подсистему эстетического воспитания;
2) соединить уроки эстетического воспитания с деятельностью школьных психологов, которые должны помогать ученикам сориентироваться в собственных способностях и в направлении их дальнейшего развития;
3) стимулировать учреждения и преподавателей художественного образования к участию в проведении конкурсов, олимпиад, фестивалей в рамках общеобразовательной подсистемы эстетического воспитания - для выявления талантов и помощи им в самостоятельном развитии и самодеятельном творчестве на базе средних школ, которые мы должны превратить в центры творческого развития детей.
Источник: Единая россия (Регионы)
Обсудить новость на Форуме