00:45 22.05.2012 | Все новости раздела "Единая Россия"
Госдума рассмотрит поправки в КоАП, повышающие ответственность за нарушения законодательства на митингах
Предлагается увеличение максимального административного штрафа для организаторов массовых уличных акций до 1,5 млн рублей, а участников – до 1 млн рублей
Государственная Дума на пленарном заседании во вторник, 22 мая, рассмотрит в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях, направленные на повышение ответственности за соблюдение законодательства при проведении массовых уличных акций.
Напомним, в минувшую пятницу Госдума приняла решение о переносе рассмотрения законопроекта о повышении штрафов за нарушения на митингах. Открывая пленарное заседание, председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, в частности, заявил: «Мы все понимаем, что законопроект носит резонансный характер, но сегодня он стоит в повестке дня под 27-м номером, а это значит, что мы сможем обсудить его только в конце дня, а, может, и вовсе не успеем. Тем не менее, обсуждение поправок необходимо, поскольку все фракции понимают, что наше законодательство, регулирующее порядок проведения массовых мероприятий, несовершенно».
Документом, в частности, предлагается увеличение административного штрафа для организаторов до 1,5 миллионов рублей, а участников – до 1 млн рублей.
Кроме того, предлагается ввести в КоАП наказаниев виде обязательных работ для нарушителей на массовых мероприятиях. Срок работ будет составлять от 20 до 200 часов. Подобная мера наказания сегодня предусматривается лишь Уголовным кодексом. Под нее попадают люди, совершившие нетяжкие преступления.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту закона, в настоящее время законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях нацелено преимущественно на защиту прав и интересов организаторов и участников публичных мероприятий. В меньшей степени в нем предусматривается применение превентивных мер и санкций, направленных на стимулирование организаторов публичных мероприятий к уважительному отношению и соблюдению законных интересов граждан, которые в связи с проведением массовых мероприятий испытывают ограничение конституционных прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и т.д.
«Во многих случаях проведение публичных мероприятий препятствует доступу граждан к месту проживания, работы или учебы, общественным местам досуга и отдыха, а хозяйствующим субъектам - к офисным и производственным помещениям; наносит ущерб местам озеленения (цветникам), иным объектам благоустройства территорий, ухудшает санитарно-эпидемиологическую ситуацию, мешает проезду общественного и специального транспорта, проходу пешеходов. Установленные КоАП РФ административные штрафы за нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ничтожны и неадекватны общественной опасности нарушений. Они также не являются превентивной мерой для лиц, совершающих правонарушения», - считают авторы законопроекта.
В пояснительной записке также приводятся данные обзора зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных собраний и шествий граждан, подготовленного Национальной лабораторией внешней политики по просьбе Общественной палаты Российской Федерации. В этом документе, в частности, говорится, что западное законодательство отличается более конкретным и более жестким, по сравнению с российским, набором требований к порядку проведения демонстраций и шествий: это более длительный срок рассмотрения заявок в крупных городах (США), запрещение маскировки лица (Германия), существование «черного списка» для организаторов ранее запрещенных или разогнанных демонстраций (Швеция), право запрещать любые демонстрации по усмотрению местных властей (Франция), практика временных мораториев (Великобритания).
«Таким образом, законопроектом предлагается внести ряд изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на усиление административной ответственности организаторов и участников собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также введение обязательных работ как нового вида административного наказания», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству , но предлагает ко второму чтению внести в него ряд существенных изменений, в четверг, 17 мая, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. По его словам, ко второму чтению законопроекта верхний предел штрафа рублей может быть значительно уменьшен. «Будет поставлен вопрос об изменении нижнего и верхнего пределов санкций», - сказал он.
«На основе международного опыта будет учтена ответственность, предусмотренная за такие правонарушения как распитие алкоголя и использовании масок», - добавил Плигин.
«Сегодня мы видим, как организаторы протестных мероприятий в Москве все больше склоняют граждан к нарушению действующего законодательства при проведении уличных акций. При этом полиция демонстрирует верх профессионализма и корректно реагирует на выходки и провокации, которые устраивают протестующие», - один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Александр Сидякин.
Если суд сочтет ущерб от незаконных действий организаторов и участников уличных акций серьезным, штраф может превысить миллион рублей. Деньги пойдут в бюджет на устранение последствий деятельности. Но сумма должна быть соразмерной, а не как сейчас - тысяча рублей и свободен, подчеркнул Сидякин. Речь идет именно о квалификации действий по статье 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), а не о неповиновении сотрудникам полиции.
Инициатива по увеличению штрафа за нарушение закона при проведении массовых уличных акций никого не лишает права на организацию, проведение митингов и шествий, но делает заведомо невыгодным нарушение принципов общественной безопасности и исполнения закона, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
«На мой взгляд, инициатива появилась именно потому, что в последнее время резко возросло число нарушений при проведении массовых общественных мероприятий, - сказала она. – С очевидностью встал вопрос о достаточности мер правового регулирования».
Конечно же, считает глава комитета, законодательство должно создавать условия, когда будет невыгодно нарушать закон. «И настоящая законодательная инициатива – это постановка вопроса о невыгодности нарушений, злоупотреблений перед интересами общества», - подчеркнула Яровая.
Публичные мероприятия проводятся в последние дни только для того, чтобы нарушить порядок их проведения, наказание за нарушения на митингах недостаточно, , в свою очередь, замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин.
«В последние дни нарушения при проведении публичных мероприятий становятся фактически нормой жизни. Заявляется одно количество митингующих, а приходит другое. Применяются попытки поменять маршрут, формат мероприятия, устроить беспорядки. Во время митингов причиняется ущерб имуществу, некоторые демонстранты нападают на сотрудников полиции. Это уже достаточный набор фактов, который говорит, что наказание за нарушения на митингах сегодня недостаточно», - отметил депутат.
По его словам, люди, задержанные за проведение несанкционированных мероприятий, платят одну тысячу рублей и сразу же организовывают следующее мероприятие. «Международная практика во Франции и в других странах свидетельствует, что штрафы за нарушения могут доходить до 100 тысяч долларов. Именно столько платят за подобные нарушения, например, в Швейцарии», - сказал Вяткин.
«Этот закон я бы назвал бы излишне мягким. Я считаю, что нам нужно переходить к практике, которая применяется во многих демократических странах мира, в соответствии с которой лица, виновные в провокациях, должны быть поражены в правах и не иметь возможности дальше участвовать в массовых мероприятиях или организовывать их в течение определенного времени», - заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов.
По мнению парламентария, существующее законодательство в части организации массовых акций «излишне либерально». «Отчасти оно порождает правовой нигилизм, который есть у нашей оппозиции», - убежден первый зампред комитета Госдумы.
Для «профессиональных революционеров», которые подвергают опасности себя и других, крупные штрафы за беспорядки, допущенные в ходе митингов, станут адекватным наказанием, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко.
«Это не карательные меры, чтобы сдержать развитие демократии, мы должны законодательно ограничивать различного рода провокации», - констатировал он.
Завкафедрой политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков , что «попытка привести российское законодательство о митингах и шествиях в соответствие со стандартами и нормами демократических государств предпринимается не в интересах какой-то одной стороны, а в интересах общества в целом».
«Данная инициатива направлена не на подавление политического протеста, а на повышение культуры протеста. Гражданская позиция должна выражаться таким образом, чтобы не превращаться в противостояние с силами правопорядка. К тому же существующее законодательство абсолютно неадекватно тем условиям, в которых сегодня проводятся митинги. Более того нынешний уровень штрафов в одну-две тысячи рублей представляется смехотворным перед лицом глубины проступков и фактически провоцирует на правонарушения. Закон же должен действовать обратным образом – отвращать от совершения противоправных действий. Поэтому постановка вопроса об изменении законодательства видится крайне своевременной и актуальной», - уверен политолог.
Поправки в законодательство о митингах отвечают интересам системных оппозиционных партий, поскольку их акции всегда прогнозируемы по формату и по количеству участников, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. «Их проводят ответственные люди, нацеленные на нормальную работу в парламенте. Объективно поправки направлены против попыток дестабилизации политической системы со стороны сторонников Удальцова, Навального, Немцова», - считает он.
Политолог также опроверг заявления о том, что поправки носят репрессивный характер, заметив, что они лишь приближают российское законодательство к британскому или швейцарскому с точки зрения регулирования митинговых процессов. «Естественно, что протестующие и близкие к ним представители элит и медиа пытаются выбить из рук власти очевидные козыри, связанные с тем, что митинговая сфера не имеет нормального регулирования в России. Протестующие не хотят отвечать за последствия своих акций, а представители в парламенте, которые их прикрывают не хотят развития событий по пути закона. Поэтому мы и видим столь жесткое сопротивление этим поправкам», - заключил Орлов.
Источник: Единая Россия
Обсудить новость на Форуме