15:16 28.05.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

Герасимова: Политика благополучия должна определять жизнь семьи

Год семьи стал началом комплексного подхода государства к формированию нового отношения к семейной политике. Такое мнение высказала в четверг в своем выступлении на заседании Центра социальных инноваций на тему «Презентация инновационных проектов по социальной поддержке семьи и детей» Заместитель председателя Госдумы РФ Надежда Герасимова.

По словам Герасимовой, тема семьи в нашей стране стала государственным приоритетом, так как современное общество переживает кризис не только семейных ценностей, но и демографических и социальных проблем. Все это требует пересмотра подходов к социальной защите семей – пора переходить от политики выживания к политике благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечения им соответствующих современных стандартов качества и уровня жизни.

Ведь не секрет, считает Герасимова, что к семьям находящимся в трудной жизненной ситуации относятся малообеспеченные семьи с низким уровнем доходов. В 2008 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 18,6 млн чел. – это 13,1%. Бедность, безответственное отношение родителей к воспитанию и образованию детей, пьянство, жестокое отношение к детям, распад семьи, большое число неполных семей – вот неполный перечень причин, которые приводят к крайне негативным тенденциям. Почти 30% детей рождаются в неполной семье – у матерей-одиночек (94%). Более 4,5 млн детей воспитываются в неполных семьях.

Как отмечается в докладе Герасимовой, положение семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации усугублено финансовым кризисом – это и экономические трудности, рост безработицы, неспособность части населения адаптироваться к новым условиям.

Особую тревогу составляют дети группы риска по социальному сиротству, в том числе дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями, выпускники интернатных учреждений, дети из опекунских, неполных, малоимущих, многодетных семей. В «группе риска» находятся и дети из неблагополучных, часто алкоголизированных (пьющих) семей, а также дети беженцев и вынужденных переселенцев, дети из зон межнациональных и военных конфликтов. Такие дети нуждаются в своевременной государственной защите, но часто помощь приходит только в ситуации угрожающей жизни и безопасности ребенка, то есть на стадии семейного кризиса.

И естественно, когда мы «идем за ситуаций», а не опережаем ее трудно достичь результатов снижения семейного неблагополучия. Эффективному решению проблемы социального сиротства мешает отсутствие качественной системы своевременной профилактической поддержки и предупреждения.

Проводимая в Госдуме системная и последовательная работа, направлена на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Для полного и гармоничного развития ребенка необходима семья, в которой должны царить атмосфера счастья, любви и понимания.

Безусловно, в сложившейся ситуации необходимо пристальное внимание государства и общества к проблемам воспитания детей родителями, внутрисемейных отношений. Решение этих проблем возможно в первую очередь законодательным путем.

В 2008 г. и 5 месяцев 2009 г. Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей было проведено 19 парламентских слушаний и «круглых столов», в ходе которых было предложены ряд изменений в действующие законодательства, способствующие поддержки института семьи.

С учетом проведенных Комитетом парламентских слушаний, «круглых столов» и совместной работы с Общественной палаты разработана и уже частично реализуется «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности» в виде пакета законопроектов. Уже внесены в Государственную Думу 12 законопроектов*. Один, внесенный Президентом Российской Федерацией, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в части установления ряда мер по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей, формированию у них навыков здорового образа жизни) принят Государственной Думой.

В рамках данной Концепции в начале мая в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения гарантий права детей на надлежащее воспитание». Данный законопроект является рамочным, его положения взаимосвязаны с положениями всех законопроектов, входящих в Концепцию.

В нем предусматривается право ребенка на надлежащее воспитание, особую заботу и помощь, гарантии реализации этого права. Что понимается под понятиями «воспитание» и «надлежащее воспитание»? Воспитание -это целенаправленный и непрерывный процесс воздействия на физическое, психическое и духовно-нравственное развитие ребенка, направленный на подготовку его к самостоятельной жизни и заключающийся в привитии ребенку навыков поведения, соответствующего духовно-нравственным ценностям и интересам российского общества.

Термин «надлежащее воспитание» включает в себя широкий спектр мер воздействия на ребенка, которые позволят привить ему систему ценностей, воспитать из ребенка полноценного члена общества, истинного патриота и гражданина Российской Федерации. Оно основано на уважении к родителям, к России, ее истории, традициям и культуре, к Конституции Российской федерации и к законам Российской Федерации, на идеалах мира, терпимости, свободы, равенства и справедливости, дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами.

Введение этих понятий позволяет сформулировать требования к процессам воспитания, которые оказывают воздействие на формирование личности ребенка и могут содержать реальные угрозы для его полноценного духовно-нравственного развития в семье, в профессиональной среде, обеспечивающей образование, воспитание, содержание, уход, защиту прав и законных интересов детей, в информационной среде, в неформальной среде, в том числе досуговой среде, «улице» и, кроме того задействовать механизм уголовно-правовой защиты детей.

Законопроектом предлагается распространить административную и уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по уходу, воспитанию, образованию, защите прав и законных интересов ребенка, не только на родителей или иных законных представителей, но и на педагогов или других работников образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, на которых возложено исполнение указанных обязанностей законом или договором.

Главная задача российского общества - это необходимость восстановления наших старинных ценностей бережного отношения к семье, к родному очагу, создание надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, принятие эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи.

Семейная политика должна быть системно ориентированной и одновременно гибкой. Формы и последовательность внедрения инноваций могут варьироваться в зависимости от ситуации и ресурсов конкретной территории. Однако, идеология, подходы к работе с семьей везде общие, а система профилактики социального неблагополучия может быть разнообразной. Это могут быть учреждения и организации разной ведомственной принадлежности, общественные организации, межведомственные органы, что позволит системе работы с семьей действовать на всех уровнях: региональном, муниципальном, сельского поселения.

И не будем забывать, что важна не только материальная сторона государственной социальной помощи, но и психологический климат в обществе, формирующий в массовом сознании значимость для общества воспитания детей в стабильных семейных условиях. Сегодня в обществе, среди детей и молодежи должно стать модным жить в семье.

Источник: Единая россия (Регионы)

  Обсудить новость на Форуме