16:00 10.10.2013 | Все новости раздела "Единая Россия"
«Единая Россия» предлагает единую линейку школьных учебников
Госдума в ближайшее время будет внесен законопроект, предусматривающий создание базовой линейки учебников по русскому языку, литературе и истории Отечества. Об этом было объявлено в четверг, 10 октября, в ходе заседания Патриотической платформы «Единой России». Соответствующие изменения автор законодательной инициативы председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, координатор Патриотической платформы Ирина Яровая предлагает внести в закон «Об образовании в РФ».
Депутат напомнила, что предложение о создании федерального учебника истории обсуждалось уже не раз. По ее словам, на протяжении последних пяти лет удалось сформировать в общественном сознании понимание того, что наша общность определяется общей историей. Единство образовательного пространства «должно быть направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание», убеждена Яровая.
Парламентарий подчеркнула, что «вариативность учебников по истории, литературе и языку создает сегодня разобщенность». В этой связи крайне необходимо формировать общую базу учебной литературы. «Это важно для формирования для единства образовательного и культурного пространства», - заявила координатора Патриотической платформы.
«Иногда очень важно отказаться от неких стереотипов и мифов», - заметила депутат, имея в виду ложные убеждения о том, что вариативность учебников способствует качеству образования.
Объединение детей и создание общих ценностей «формируется только через появление общих учебников», считает Яровая. Это позволит, по словам координатора Патриотической платформы, детям, живущим в одном доме, в одном дворе, иметь общие представления об истории, родном языке и т.д.
Со своей стороны член Президиума Генерального совета «Единой России», депутат Госдумы Сергей Попов подчеркнул, что в вопросе создания единообразия учебной литературы на сегодняшний день наступил переломный рубеж. «Сегодня мы предлагаем конкретный механизм решения и закрепления тех задач, которые мы перед собой ставим», - заметил Попов, говоря о внесении поправок в закон «Об образовании в РФ».
«Без законодательного решения этого вопроса того эффекта, который мы предполагаем добиться, будет не возможно», - убежден депутат.
«Мы переходим от единой линейки учебников по истории, расширяя этот ряд до литературы и русского языка», - добавил он. По словам Попова, эти предметы составляют основы, без которых «полноценную личность сформировать невозможно».
В этом вопросе, как считает парламентарий, необходимо сообщество, которое бы активно продвигало эту позицию. «Этот вопрос нужно будет защищать», - подчеркнул Попов.
«Я предполагаю, что появится немало специалистов, которые будут отстаивать позицию многофакторности, необходимости возможности выбора, большой вариантности, - признал депутат. - Те, кто ее последовательно защищают, будут ее защищать и дальше».
«Думая о будущих поколениях и нынешний поколениях, мы должны определенную ответственность и инициативу взять на себя», - подчеркнул он.
В свою очередь директор некоммерческого правозащитного учреждения «Центр по оказанию правовой помощи соотечественникам «Москва – Россияне» Михаил Иоффе подчеркнул, что «незнание корней, истоков приводит к тому, что вымирает нация».
«Единое освещение истории приведет к сохранению истории России, культуры, идентичности», - считает он. В этом смысле дети - тот фундамент, на котором строится будущая история страны, заметил Иоффе. И задача государства заключается в том, что этот «фундамент стоял, а не сыпался, не рушился».
«Справедливость в учебниках должна быть отражена объективно», - убежден эксперт. По мнению Иоффе, в учебниках истории должны быть объективно отражены ключевые события для страны, в частности, 1917 год, 1937-38 годы.
Эксперт также обратил внимание, что ряд государств, в частности, Прибалтийские страны, «производят ревизионизм истории, пытаясь признать ущербность России». «Это недопустимо, бороться надо», - подчеркнул Иоффе, добавив, что в учебниках должны содержаться разъяснения, которые позволят молодежи «дать отпор нападкам, которые будут происходить».
Профессор Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Олег Матвейчев также выступил против вариативности учебных материалов. «История - это то же, что герб, флаг, гимн, - подчеркнул он. - Это вещи, которые создают нашу идентичность, это государствообразующие вещи».
«Мы должны однозначно трактовать в пользу России все разночтения, которые возникают», - убежден эксперт.
«У нас должен быть единый критерий. Презумпция невиновности России в каком-то смысле», - добавил Матвейчев.
Первый заместитель руководителя фракции партии «Единая Россия» Николай Булаев убежден в необходимости ужесточения требований к объему учебной литературы.
«Совет при Министерстве образования должен жестче подходить к этому вопросу, чтобы сжимать список», - считает парламентарий. В этой связи, поправки в законодательство об образовании «боле чем актуальны», отметил Булаев.
В свою очередь депутат Госдумы, трехкратная Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина заявила, что в большинстве развитых стран к учебникам по основным предметам предъявляют одинаковые требования. В частности, все страны-участники Евросоюза давно привели к общему знаменателю все основные исторические моменты. «Здесь мы не открываем Америку и ничего не нарушаем», - подчеркнула она.
Депутат обратила внимание, что, согласно новым образовательным стандартам, предусмотрены дополнительные часы в школах, где преподаватели «могут решать свои вопросы более широкого, более глубокого взгляда на моменты истории». Но основное обучение должно вестись по общему стандарту, убеждена она.
«В этом вопросы мы запаздываем», - признала Роднина.
Член комитета Госдумы по обороне Виктор Водолацкий также считает, что промедление в решении этого вопроса недопустимо. По его словам, дискуссия имеет под собой реалии сегодняшней жизни, в которой у большинства молодежи нет понимания исторических событий, становления личности. «У них государство – это интернет», - заметил он.
В то же время Водолацкий считает необходимым учитывать региональный компонент в литературе и истории Отечества. «Он должен строиться на преемственности поколений, на уникальности того или иного региона», - сказал депутат, уточнив при этом что региональный компонент «не должен довлеть над общим учебником».
Вице-президент Объединения высших офицеров России, член бюро международной общественной организации «Всемирный русский народный собор», генерал-лейтенант, профессор Владимир Шатохин в ходе дискуссии поддержал идею о создании единой линейки учебников. По его мнению, будущему поколению необходимо не только преподавать дисциплину, но и обучать нравственности, умению мыслить.
«Воспитательный процесс должен идти непрерывно. У нас его, сказать откровенно, нет», - отметил Шатохин.
Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк признала, что учебные материалы играют «одну из ключевых ролей» в процессе образования, воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей. Существующий перечень учебников, по мнению представителя ведомства, нужно сократить «весьма существенно»
От имени министерства Третьяк выразила готовность к совместной работе по созданию единой линейки учебной литературы по основным школьным дисциплинам.
«Если язык, литература, история Отечества признаны предметами, по которым проводится обязательная аттестация, это еще один аргумент того, чтоб никакой вариативности учебников быть не может», - отметила Ирина Яровая, завершая дискуссию.
«Законопроект мы будем вносить», - подчеркнула координатор Патриотической платформы. В то же время она высказалась против предложения Натальи Третьяк о создании рабочей группы по данному вопросу. «Создавать еще на десятилетия рабочие группы невероятно и невозможно», - убеждена депутат.
Он также предложила Минобразования внести свои предложения ко второму чтению документа и призвала специалистов отрасли принять активное участие в работе над поправками в закон.
Источник: Единая Россия
Обсудить новость на Форуме