19:32 18.03.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
ЕГЭ как механизм защиты права на образование
С 2009 года ЕГЭ – это основная форма государственной итоговой аттестации для выпускников школ. Однако дискуссии по поводу этой системы оценки знаний сегодня не прекращаются, а только набирают силу. Как устранить существующие проблемы, усовершенствовать методику единого госэкзамена? Сегодня эти вопросы обсуждались на внеочередном XIV пленуме Центрального совета Всероссийского педагогического собрания в Москве. В дискуссии приняли участие руководители региональных ведомств, представители Рособрнадзора, директора и учителя школ.
Всероссийское педагогическое собрание развернуло широкое обсуждение наиболее острых вопросов, связанных с ЕГЭ. Были проведены встречи и «круглые столы» в регионах, напомнила Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. Это позволило не только выявить проблемы, но и обобщить положительный опыт.
В последнее время участились нападки на реализацию Федерального законодательства в части Единого государственного экзамена, отметила Иванова: «Это вносит определенную нестабильность в работу школ, педагогических коллективов, создает эмоциональную напряженность среди родителей».
Оппоненты ЕГЭ зацикливаются на проблемах, игнорируя очевидные плюсы, заметила Иванова. Например, тот факт, что ЕГЭ во многом снимает проблему коррумпированности высшей школы, проблему дискриминации абитуриентов по региональному признаку. «Сегодня в вузах Санкт-Петербурга, благодаря внедрению системы единого госэкзамена, 50% студентов из регионов», - подчеркнула председатель ВПС.
Критика ЕГЭ, по словам Ивановой, зачастую основана, прежде всего, на низких результатах выпускников. В среднем по итогам прошлого года 21% сдали выпускные экзамены на двойки. «Однако это – не проблема ЕГЭ, это вопрос качества преподавания, вопрос переподготовки учителей и т.д.», - считает она.
Согласилась с этой точкой зрения и министр образования республики Татарстан Людмила Нагуманова. «Более объективного механизма оценки знаний не найти», - подтвердила она. По ее словам регион участвует в эксперименте ЕГЭ с 2005 года. Результат налицо – 30% выпускников поступили по итогам прошлого учебного года в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Студентами стали 18% учеников сельских школ. Конечно, есть и проблемы, призналась Нагуманова, например, в одном из районов республики в прошлом году при проведении ЕГЭ были обнаружены факты фальсификации.
Чтобы впредь избежать таких ситуаций Министерство образования региона работает над дополнительной защитой информационной безопасности совместно с МВД Татарстана. Она предложила обсудить на федеральном уровне возможность использовать при проведении ЕГЭ системы видеонаблюдения, а также перейти на безбумажное тестирование, чтобы снизить риск фальсификаций.
На федеральном уровне необходимо решить и проблему финансирования процедуры ЕГЭ. «Должны быть четкие нормативы с учетом всех трудозатрат», - считает Нагуманова.
Министр образования республики Якутия Феодосия Габышева в свою очередь отметила, что среди положений о ЕГЭ отсутствует нормативная база для аттестации по родным языкам и литературе народов России. Этот пробел, по ее словам, необходимо в ближайшее время устранить.
Говоря о преимуществах ЕГЭ учитель математики из города Лобни Московской области Андрей Павлов отметил, что такая форма экзамена дает больше возможностей оценить уровень подготовки выпускника. Так как в тестах гораздо больше заданий разного уровня сложности, чем в обычном экзаменационном задании по математике. Кроме того, исключается субъективная оценка, ведь эксперты, проверяющие работы, не знают учеников. ЕГЭ, по его словам – это еще и форма проверки эффективности взаимодействия ученика с учителем. «Многие учителя против ЕГЭ, потому что они не знают свой предмет и таким образом проявляется их самозащита», - отметил Павлов.
Не согласился с этим утверждением президент Пятигорского государственного лингвистического университета, руководитель ставропольского отделения ВПС Юрий Давыдов. Учителя, считает он, выступают против ЕГЭ, потому что понимают, что такая система оценки ведет к усреднению знаний. По его мнению, ЕГЭ как единственно возможная форма аттестации выпускников противоречит курсу на стабильное социально-экономическое развитие страны, объявленному президентом и правительством РФ. Давыдов напомнил, что в своем послании к Федеральному собранию президент Медведев заявил о необходимости воспитания школьников, как творческих личностей. «С обязательным ЕГЭ в большинстве случаев учеба в школе превращается в натаскивание учеников, что ведет к тренировке памяти, но никак не к развитию творческого мышления», - подчеркнул он.
Поэтому сдача ЕГЭ должна быть добровольной, у выпускника всегда должен быть выбор: сдавать экзамены в виде тестов, либо в традиционной форме, считает Давыдов.
Заместитель начальника управления контроля и оценки качества образования Рособрнадзора Татьяна Бархатова в свою очередь отметила, что все недочеты системы ЕГЭ, безусловно нуждаются в обсуждении и постепенном совершенствовании. И здесь велика роль общественных организаций. Например, представителям ВПС, по ее мнению, необходимо более активно участвовать в работе контрольных и апелляционных комиссии по ЕГЭ на местах и информировать общество о преимуществах этой системы, чтобы не допустить паники среди родителей и учеников.
Источник: Единая Россия (Повестка дня)
Обсудить новость на Форуме