12:30 08.02.2010 | Все новости раздела "Единая Россия"

Д.Коган: Моя задача – популяризировать классическую музыку

Цикл Паганини из 24 каприсов целиком исполняют всего несколько музыкантов в мире. Один из них – Дмитрий Павлович Коган. С самым молодым российским скрипачом, удостоенным звания "Заслуженный Артист Российской Федерации", побеседовала корреспондент "Недели" Елена Калинина.

Дмитрий Коган: Сейчас я бросил все силы на организацию серии концертов, порядка двадцати пяти, посвященных 65-летию Победы - в Москве, Петербурге, в городах-героях, в других городах России и в “знаковых” городах за рубежом: в Берлине, Лондоне, Париже. Тур начнется в конце марта и продолжится где-то до октября: для празднования такой даты не стоит устанавливать жестких временных рамок. К тому же, надо физически успеть все сделать максимально качественно.

неделя: Будете выступать с оркестрами?

Коган: Если будет возможность сыграть с местным оркестром высокого уровня – сыграю, если же нет – с пианистом и даже соло. С оркестром получается играть чаще, но я больше люблю сольные выступления.

н: И поэтому не играете в камерных ансамблях?

Коган: Да, пожалуй, коллегиальное музицирование не доставляет мне большого удовольствия, я скорее единоличник. К тому же, чтобы квартет звучал идеально, надо провести огромное количество репетиций, даже гаммы вместе играть! А я это время предпочитаю потратить на новые сверхзадачи: 24 каприса Паганини, все сонаты и партиты Баха... Хотя, наверное, со временем я приду к тому, чтобы уделять больше внимания камерной музыке.

н: Вы принципиально не участвовали в конкурсах?

Коган: Я противник конкурсов. Эта форма часто работает в ущерб молодому дарованию. Евгений Кисин, например, прекрасно обходился без “конкурсной планки”. Конкурс несовместим с большой индивидуальностью. Был знаменательный случай на конкурсе Чайковского, когда выдающегося пианиста Алексея Султанова, безусловного лидера конкурса, выкинули со второго тура, потому что его исполнение не вписывалось в рамки... А кто вообще придумал эти рамки? Сейчас у ведущих музыкантов очень свободные интерпретации. Джон Элиот Гардинер - это что, конкурсное исполнение? Или Гидон Кремер? Взять на себя ответственность сказать, что один музыкант лучше другого - это очень трудно. Поэтому единственный критерий оценки музыканта, как ни парадоксально это звучит, - это востребован артист или нет. Да, раньше конкурс автоматически открывал перед музыкантом двери лучших залов. А сейчас... В одной курортной европейской стране после гастролей мы с женой поехали на море. Я с удивлением узнал, что в гостинице, где мы остановились, проходит международный конкурс скрипачей! Об уровне даже говорить смешно, его просто не было. А меж тем конкурс дал восемь лауреатов!

н: Вы активно занимаетесь проблемами молодых дарований...

Коган: На мой взгляд, основная проблема - это отсутствие преподавательских кадров в регионах. От Новосибирска до Владивостока нет ни одной консерватории! Часто потрясающе одаренных детей на первом же году обучения портит педагог. Талантливого ребенка нужно сразу увозить в Москву или за границу. А если у человека из Южно-Сахалинска нет денег, чтобы поехать учиться в Берлин или хотя бы в Петербург? Нельзя решать проблему “штучно”, нужна система. Пример такой системы я видел в Якутске. В пансионате за городом – интернат, где дети проходят все стадии образования: начальное, среднее и высшее. Сами растят себе смену: республика за счет бюджета отправляет детей учиться в консерватории, а потом они возвращаются и начинают преподавать. Я там проводил мастер-класс – уровень просто потрясающий. Прекрасные дети, умные педагоги. Но пример, к огромному сожалению, уникальный. В других регионах ничего подобного не происходит, а ведь нужно единый культурный стандарт иметь.

н: Принято считать, что все проблемы культуры – от отсутствия денег.

Коган: Надо не ждать, когда дадут денег, а учиться делать филармонию прибыльной. Один директор филармонии мне говорит: как я соберу публику в зал, если у меня всего 15 афишных тумб? Какие тумбы, когда сейчас везде Интернет? “Одноклассники”, “В контакте”, Фейсбук - рекламируйте ваши концерты! И потом, если просто повесить 5 афиш, публику в зал не соберешь. В одной филармонии были проблемы с наполняемостью зала. Детский абонемент –а дети не ходят или балуются на концертах. Придумали: дирижировать оркестром стал … клоун! Он шутил, играл с детьми, вы себе не представляете, какие были аншлаги! Все-таки культура, искусство - это часть рынка.

н: Вы никогда не думали о том, чтобы уйти в дирижирование?

Коган: Это все равно, что прекрасному футболисту уйти в шахматы. Сейчас столько хороших дирижеров, почему я должен переходить кому-то дорогу, пользуясь своим музыкальным именем? Я не хочу собой дискредитировать профессию дирижера, которой учатся годами, десятилетиями.

н: Но при желании можно было бы освоить...

Коган: Освоить можно компьютерную игру. Это слишком слабое слово в отношении великой профессии. н: Есть ли желание сыграть что-то из неклассического репертуара? Коган: Я не хочу уходить в это профессионально. Моя задача – популяризировать классическую музыку, чтобы непонимающая публика начала понимать Баха, Моцарта, Бетховена, а не чтобы я сам перестал их понимать.

Источник: Единая россия (Регионы)

  Обсудить новость на Форуме