16:48 09.11.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
Борис Грызлов: Вопрос инновационного развития обсудим на Съезде
Председатель Высшего совета партии «Единая Россия», председатель Государственной Думы Борис Грызлов в понедельник ответил на вопросы Интернет-сайта «Наука и технологии России».
- Как Вы оцениваете деятельность Правительства в области реформы науки, техники и образования?
- Прежде всего, хочу подчеркнуть, что эффективность развития названных сфер должна оцениваться не только через действия исполнительной власти. Мы говорим о необходимости вывести Россию на инновационный путь, а это действительно стратегическая задача, для решения которой необходимы координация и объединение усилий всех ветвей власти и институтов гражданского общества.
Россия выбрала инновационный путь – на основе модернизации экономики и технологического развития. Это решение оформлено и политически, и юридически. Нужно также понимать, что изменить сложившуюся структуру экономики – задача непростая. Конечно, не все получается сразу, но делается многое. Главное – настойчиво двигаться вперед, в том числе обеспечивая интеграцию науки, образования, промышленности.
Даже в сложнейших условиях мирового финансово-экономического кризиса мы не отказываемся от стратегического курса на инновационное развитие страны. Так, в проекте федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов на программы, связанные с развитием инновационных производств и инфраструктуры, будет направлено 1,6 трлн. руб. Это очень значительная сумма, если учесть, что все расходы федерального бюджета составят 9,9 трлн. руб. и бюджет формируется с дефицитом.
- Экономический кризис показал крайнюю зависимость российской экономики от экспорта первичных ресурсов. Как Вы считаете, что необходимо сделать для изменения этой зависимости и в какие сроки? Что в связи с этим готова предпринять партия «Единая Россия»?
- Практические механизмы построения инновационной экономики определены в нашей общенациональной стратегии, рассчитанной на период до 2020 года. К этому сроку должны быть достигнуты ключевые цели, включая и те, которые связаны с инновационным развитием. Например, мы планируем как минимум в четыре раза повысить производительность труда в ключевых отраслях и в четыре-пять раз увеличить долю российских промышленных предприятий, осуществляющих технологические новации – сейчас таких предприятий менее 10 %.
Нынешняя ситуация осложняется тем, что пока новации востребованы российской экономикой только локально. Нужны дополнительные и мощные стимулы к освоению новых технологий, созданию современной продукции, энерго- и ресурсосбережению. Но главное, чтобы источником инноваций стала их востребованность, их реальное потребление экономикой и социальной сферой.
В целом, чтобы обеспечить инновационный прорыв, необходимы стратегическое управление и планирование в научных исследованиях, развитие современных технологических направлений в отдельных отраслях, повышение инновационной активности частного бизнеса. И государство, со своей стороны, стимулирует это различными методами – через налоговое, таможенное, тарифное регулирование.
Требуется также ускоренное формирование нормативно-правовой базы, направленной на развитие инновационной экономики. Депутаты Государственной Думы ведут работу над законодательными инициативами, в том числе по развитию финансовых институтов инновационной деятельности, рынка интеллектуальной собственности, дальнейшей интеграции науки и образования, в целом национальной инновационной системы.
О том, что наша экономика чрезмерно зависима от сырьевого сектора, мы говорили и до мирового кризиса. Кризис же только подтвердил актуальность этой системной проблемы и необходимость ускоренного перевода отечественной экономики на инновационный путь развития. Сегодня есть понимание, что это безальтернативный сценарий для России в XXI веке, если мы хотим видеть нашу страну в числе мировых лидеров.
Партия «Единая Россия» готовится к своему XI съезду, который пройдет 21 ноября 2009 года в Санкт-Петербурге. Специальный раздел нового программного документа партии, который будет обсуждаться на съезде, планируется посвятить вопросам инновационного развития. Также отмечу, что в рамках нашего партийного проекта образован союз некоммерческих организаций «Национальная инновационная система», который призван стать одним из партнеров государства в процессе созидания социально-ориентированной экономики знаний.
- Согласны ли Вы с тем, что сегодня России следует массово закупать иностранные инновации, чтобы преодолеть технологическое отставание?
- Сегодня мир выходит на качественно новый уровень технологического развития. Все большую роль будут играть нано-, био-, IT-технологии. Считаю, что Россия не только способна занять здесь одну из ниш, но и выйти на передовые позиции.
У нас есть для этого необходимый потенциал, уникальная научная школа, позволяющая проводить как фундаментальные, так и прикладные исследования, мы можем опереться на передовые отрасли – космос, атомная энергетика, авиация, оборонно-промышленный комплекс.
Приоритет, безусловно, должен отдаваться собственным разработкам. Тем не менее, в отдельных отраслях, конечно же, нельзя пренебрегать зарубежным опытом и технологиями. Перенимать передовые из них – это нормальная тактика, именно так действовали и другие страны (Япония, Китай, Сингапур и другие), когда осуществляли свои инновационные рывки.
Тем более, что зачастую иностранные новые технологии изначально имеют к России самое прямое отношение. Пусть не юридически, но – фактически. Приведу один пример. По данным ООН, за последние несколько лет из России по разным причинам выбыло около 15 тыс. изобретателей. Патентные сборы от их изобретений в иностранных государствах составили, по разным оценкам, от 3 до 4 млрд. долл. Нужно сделать так, чтобы наши изобретатели не «искали счастья» за рубежом, а имели самый благоприятный инновационный климат в своей стране.
Пока же, надо признать, наше государство неэффективно управляет даже той интеллектуальной собственностью, которая создана на бюджетные средства. По данным Счетной палаты, от использования такой собственности доходы в структуре федерального бюджета составляют крайне незначительную долю: в 2007 году – 0,04%, в 2008 году – 0,03%.
- Согласны ли Вы с утверждением, что массовому внедрению инноваций мешает «особая ментальность» наших людей, привыкших больше полагаться на государство? Как ее изменить?
- Мы стараемся сегодня поддерживать предпринимательство, помогать малому бизнесу, ставим задачу инновационного развития на государственном, общенациональном уровне. То, что этому мешает какая-то «особая ментальность», вопрос, по-моему, спорный. Есть очевидные примеры уже в новейшей истории России, которые доказывают, что наш народ очень активно воспринимает технологические новинки. Можно посмотреть на темпы развития мобильной связи или Интернета – еще два года назад число пользователей Интернета в России составляло 25 миллионов человек, а сегодня регулярный доступ к Интернету имеют уже 50 миллионов человек.
- Готовит ли партия «Единая Россия» предложения в части улучшения положения малого бизнеса вообще и инновационного в частности? Насколько, на Ваш взгляд, могут быть радикальными налоговые и административные преференции для инновационного бизнеса?
- Активное содействие развитию малого и среднего бизнеса, в том числе, конечно, инновационного, входит в число важнейших приоритетов партии. Для решения этой задачи уже приняты ряд законов, направленных на снижение налоговой нагрузки и уменьшение административного давления на малый и средний бизнес. В частности, амортизационная премия повышена с 10 до 30 %, упорядочены и сокращены проверки, существенно урезаны соответствующие полномочия милиции.
В числе других значимых и уже реализованных законодательных инициатив, направленных на поддержку малых и средних предприятий, – увеличение предельного размера дохода при переходе к упрощенной системе налогообложения до 60 млн. руб., а также освобождение плательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности применения контрольно-кассовой техники.
Существенная работа проводится в плане создания условий для развития инновационного бизнеса. В августе 2009 года был опубликован федеральный закон, предоставляющий учреждениям науки и образования право создавать хозяйственные общества, занимающиеся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат этим учреждениям науки и образования.
Наша партия, обладая парламентским большинством в Государственной Думе, будет продолжать работу по ликвидации избыточных административных барьеров для малого бизнеса. Например, на рассмотрении Государственной Думы находятся законопроекты, предусматривающие уменьшение возможностей уголовного преследования за нарушения в сфере налоговых отношений, а также предоставление ряда налоговых льгот малым и средним предприятиям, осуществляющим использование результатов научно-технической деятельности в собственном производстве, выполняющим научные исследования и разработки.
Источник: Единая Россия (Повестка дня)
Обсудить новость на Форуме