18:15 08.02.2010 | Все новости раздела "Единая Россия"

Балыхин: Частные школы доказали свою востребованность

Вопросы законодательного регулирования деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности, включая возможности бюджетного финансирования аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений, обсуждались в Государственной думе РФ на парламентских слушаниях. Председатель комитета Государственной думы РФ по образованию, член фракции "Единая Россия" Григорий Балыхин по итогам слушаний заявил ER.RU:

Развитию и эффективности системы общего образования в России будет способствовать сближение правового положения негосударственных и государственных общеобразовательных учреждений, как за счет усиления государственной поддержки частных школ, так и за счет расширения экономических правомочий государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

В связи с разграничением полномочий между уровнями власти, а также общими изменениями бюджетного и налогового законодательства, с 1 января 2005 года финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений перестало быть обязанностью органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С этого же времени все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утратили закрепленную в Законе РФ «Об образовании» льготу, устанавливающую на федеральном уровне, что «Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю».

Отмена на федеральном уровне мер поддержки общеобразовательных, в том числе частных школ, не означала запрета поддержки на уровне субъектов РФ. Субъекты РФ и органы местного самоуправления могут принимать самостоятельные решения, о чем свидетельствует, например, опыт Нижегородской и Московской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В 2009 году в 14 регионах выделялись бюджетные средства на финансирование негосударственных общеобразовательных школ, имеющих государственную аккредитацию. В то же время во многих регионах эти возможности поддержки частных школ не применяются.

В своем послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 года президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев уделил особое внимание вопросам, связанным с общим образованием, указал на необходимость законодательного закрепления на федеральном уровне равенства государственных и частных общеобразовательных учреждений. Кроме того, он отметил необходимость расширения самостоятельности государственных и муниципальных школ как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств.

Комитет Госдумы по образованию рекомендовал Госдуме принять в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», касающийся расширения самостоятельности государственных и муниципальных школ. В нем закрепляется их переход от сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания. И это приближает их по условиям деятельности к автономным учреждениям. В то же время комитет в своем заключении на законопроект обратил внимание Правительства на необходимость срочного утверждения научно обоснованных нормативов государственного финансирования обучающегося, отражающих затраты в зависимости от уровня образования, профиля специальности, требующегося оборудования, эксплуатационных затрат и т.д.

В Законе РФ «Об образовании» изначально была закреплена норма, в соответствии с которой финансирование образовательных учреждений должно осуществляться по нормативам, определяемым по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося. В то же время, нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений начало активно внедряться лишь в последние годы. Переход от сметного финансирования к субсидиям в рамках выполнения государственного задания должен окончательно завершить этот процесс. При этом будет в полной степени реализовываться принцип - деньги следуют за учеником. И такой подход позволит негосударственным общеобразовательным учреждениям реально претендовать на государственное финансирование при реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В подготовленных рекомендациях слушаний мы предлагаем обратиться к министерству образования и науки РФ с просьбой ускорить разработку для последующего внесения правительством РФ в Государственную Думу проектов федеральных законов, уточняющих права аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений по реализации основных образовательных программ общего образования за счет бюджетных средств, а также законопроектов, снижающих финансовую нагрузку на образовательные учреждения при проведении лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.

Учитывая то, что в настоящее время министерством ведется разработка проекта федерального закона «Об образовании в РФ», считаем необходимым обратить особое внимание на совершенствование правового регулирования деятельности негосударственных общеобразовательных учреждений.

Органам законодательной власти субъектов РФ мы предлагаем рекомендовать принятие соответствующих региональных нормативных правовых актов в части бюджетного финансирования аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений и обратить внимание на возможности использования механизмов льготного налогообложения образовательных учреждений для развития системы общего образования, с целью предоставления населению более широких возможностей при выборе школы, в том числе негосударственной, для обучения и воспитания детей.

Негосударственный сектор в системе общеобразовательных учреждений показал свою востребованность: последние 8-9 лет количество негосударственных общеобразовательных учреждений колеблется от 653 до 726, в них обучаются от 63,5 до 72,3 тыс. человек, что составляет соответственно 0,97 - 1,28% и 0,33 - 0,49% от государственного и муниципального секторов общеобразовательных учреждений. При этом наблюдается, хотя и небольшой, но прирост указанных показателей.

Привлекательность обучения в негосударственных общеобразовательных школах связана не только с желанием родителей предоставить своим детям более качественное образование, более комфортные условия его получения, обеспечить им дополнительные образовательные услуги, но и с возможностями, которые могут быть предоставлены в частной школе для работы с детьми, требующими особого подхода и внимания. Это дети с серьёзными логопедическими проблемами, особенностями психо-физического развития, дети-инвалиды, которые в небольших (по 10-15 человек) классах негосударственной школы чувствуют себя комфортно и уверенно.

Источник: Единая россия (Регионы)

  Обсудить новость на Форуме