19:31 06.07.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"
Андрей Макаров: Нужно понимать, какой мы хотим увидеть экономику
Думская фракция " Единой России " на минувшей неделе внесла пакет поправок в налоговое законодательство, способных существенно изменить деловой климат в стране. О том, чем вызвана инициатива депутатов и как можно поддержать предпринимателей в условиях кризиса, корреспонденту " Газеты " Марине Соколовской рассказал один из авторов законопроектов, зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам, член Генерального совета " Единой России " Андрей Макаров.
- Какой в идеале должна быть налоговая система в стране?
Справедливой, конкурентоспособной и необременительной для бизнеса. Кстати, это не я придумал, а президент сообщил в своем послании Федеральному собранию в мае 2004 года. С тех пор прошло пять лет, но только самый отчаянный оптимист может сказать, что поставленная задача полностью решена.
Причем мы не должны забывать, что налоговая реформа является не самоцелью, а хотя и важным, но лишь элементом общей экономической политики. А сегодня ее диктует кризис.
- Кризис сказывается на налоговой системе?
Он заставляет определиться с приоритетами. Главный из них — безусловное выполнение государством всех своих обязательств перед гражданами — сомнений не вызывает. А вот методы…
Очевидно, что основная задача налоговой системы в условиях жесточайшего кризиса — мобилизовать финансовые ресурсы в бюджетную систему для выполнения государством своих обязательств. Но, во первых, именно в условиях кризиса она как минимум не должна препятствовать бизнесу бороться за свое выживание, а во-вторых, пополнение бюджета не должно превращаться в ее единственную цель.
- Может, в условиях кризиса такое превращение нормально?
Все зависит от того, какой мы хотим увидеть страну на выходе из кризиса. И это касается не только налогов. Посмотрите, призывы к эффективной экономике утонули в требованиях государственной поддержки: от простого наращивания расходов до национализации предприятий и целых отраслей. Решение фундаментальных проблем российской экономики мы по-прежнему пытаемся искать в пространстве между национализацией и визитом премьера.
Борясь с социальными рисками кризиса, государство убивает основной принцип рыночной экономики — ответственность самого человека за принимаемые решения, а вместо укрепления института частной собственности, ее легитимации предлагает наращивание государственного сектора в экономике. Ползучая национализация набирает ход, ее темпы можно сравнить со скоростью современного экспресса.
Страх перед социальным взрывом побуждает принятие решений пусть, может быть, и не совсем правильных, зато понятных и легко принимаемых людьми, которые от безысходности перекрыли федеральную трассу. Я понимаю: когда перед тобой люди, не получающие зарплату, у которых дома голодные дети, совершенно бессмысленно взывать к исторической памяти и экономической теории. Джинн национализации выпущен из бутылки и начинает свой путь в нашей стране уже независимо от тех политиков, которые это сделали. Если не ошибаюсь, В. И. Ленин когда-то написал, что идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Однако теперь власти будет намного сложнее принимать правильные, но непопулярные решения. А ведь соблазн перекрывать федеральные трассы будет только возрастать.
Обратите внимание, мы говорим:
"Нам нужна новая инновационная экономика" , но готовы посадить любого работодателя в тюрьму только за то, что он с целью повышения эффективности своего предприятия кого-то уволил.
Простой пример. Производительность труда в цементной отрасли у нас в семь раз меньше, чем в Европе, зато численность работающих на среднем заводе в пять раз больше.
Рискну высказать "совсем крамольную" мысль: General Motors — более эффективная и конкурентоспособная компания, нежели АвтоВАЗ! Однако в США банкротят General Motors — символ государства, а мы продлеваем агонию одного из самых неэффективных предприятий страны.
А ведь и профсоюзы в Америке не нашим чета, и мнение избирателей Детройта, наверное, для Барака Обамы небезразлично. Но есть главная задача: Америка должна выйти из кризиса более эффективной и конкурентоспособной, и ее решению подчинены все действия государства.
Мы же вместо того, чтобы бросить все силы на стимулирование создания новых рабочих мест, цепляемся за то, чтобы любыми средствами сохранить старые, консервируя доказавшую свою полную неэффективность и, следовательно, не конкурентоспособность структуру экономики. Эффективность предприятий в очередной раз приносится в жертву страхам перед социальными рисками.
Сейчас началась работа над бюджетом 2010 года, и если мы не хотим, чтобы мировой экономический кризис в России обернулся катастрофой, необходимо сокращать расходы, снижать уровень государственной поддержки.
- Но ведь и отношения государства с бизнесом в налоговой сфере трудно назвать блестящими.
Экономический кризис — это кризис доверия. В налоговой сфере эта проблема была главной и до кризиса. Решить ее пока не удалось. Не были доведены до конца и институциональные реформы. Отсутствие независимого суда, административные барьеры на пути любой инициативы, высочайший уровень коррупции. Любой чиновник считает себя государством.
Есть мнение, что дубинка ОМОНа является наиболее эффективным средством в арсенале нашего государства. Однако дубинкой можно заставить людей не выходить на демонстрации, но нельзя заставить создавать рабочие места.
К сожалению, сегодня со ссылками на кризис вновь раздаются призывы к закручиванию гаек, отказу от " излишне демократических " процедур, презумпции невиновности налогоплательщика и т. п. Окончательно разрушить с таким трудом складывающееся доверие между налогоплательщиками и государством намного проще, чем создавать. Убежден, какой наша налоговая система выйдет из кризиса, такой она и останется на долгие годы.
- Авторами внесенного " Единой Россией " законопроекта стали ни много ни мало председатель Госдумы и Высшего совета партии Борис Грызлов, председатели ведущих экономических и правовых комитетов Думы. Вы — один из авторов. Оцените перспективы законопроекта.
Я верю, что он будет принят.
- Сформулируйте его основную цель.
Лучше всего ее сформулировал Борис Грызлов, который подчеркнул: " Государство заинтересовано не в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков были привлечены к уголовной ответственности и сели в тюрьму, а в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков сознательно добросовестно исполняли свои обязанности " . Ответственность не должна превращаться в расправу над налогоплательщиком.
Поэтому законопроект предусматривает, что основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вступившим в законную силу.
При этом если лицо в полном объеме выполнило требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, оно не подлежит уголовной ответственности, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления. Предложенное решение носит комплексный характер и вносит изменения не только в Налоговый кодекс, но и в Уголовный, Уголовно процессуальный кодексы, закон "О милици " . Кратно увеличиваются пороги привлечения к уголовной ответственности.
Напомню, в декабре прошлого года "Единой Россией" уже были инициированы и приняты поправки в закон " О милиции " , в результате которых милиция утратила ряд полномочий в налоговой сфере, причем тех, которые в правоприменительной практике в наибольшей степени использовались как юридическое прикрытие коррупционного давления на бизнес.
Все эти меры обязательно дадут результат, хотя, конечно же, мы только в начале пути. Предстоит решить тяжелейшую задачу: изменить сознание людей. Без этого изменить правоприменительную практику невозможно.
- Как вы оцениваете основные направления налоговой политики?
Весь прошлый год мы жили без них, а никто и не заметил. Сейчас заметили все. Увеличение фискального бремени в связи с отказом от единого социального налога ( ЕСН) — это ошибка! На фоне этого решения остальное обсуждать бессмысленно.
- Но правительство перенесло реформу ЕСН до 2011 года.
Это не так. Фискальная нагрузка на фонд заработной платы возрастет уже с 2010 года хотя бы за счет отмены регрессивной шкалы и изменения базы. Отложено на 2011 год лишь увеличение ставки до 34%. А во-вторых, главное — это все-таки не вопрос, когда умрет бизнес, в 2010 году или в 2011-м. Достигаются ли объявленные цели — вот что меня волнует.
Проблемы пенсионной системы известны. Они носят фундаментальный характер и имеют демографические причины, проще говоря, старение населения. Но эти проблемы не могут быть решены простым перебрасыванием финансовых потоков или передачей администрирования от Федеральной налоговой службы к Пенсионному фонду. С таким же успехом можно было бы ввести советский налог на бездетность. Кстати, ущерб для экономики был бы в этом случае значительно меньше.
Реальное повышение пенсий, на которое действительно пошло государство, никак не связано с предложенными изменениями по администрированию страховых платежей. Решить проблему без участия всех трех заинтересованных сторон, а именно государства, работодателя и работника, невозможно. Мы же очередной раз старательно исключаем работника из этого процесса. Но до тех пор, пока работник не будет своими деньгами участвовать в формировании своей будущей пенсии, он будет относиться к ним как к чужим.
Каждый очередной кризис будет лишь усиливать уверенность, " что все равно обманут " , а соответственно, увеличивать готовность договориться с работодателем " распилить эти взносы сейчас, чтобы государству не достались " . Вместо общественного контроля за работодателями мы получаем готовность общества участвовать в схемах по уклонению от уплаты налогов, взносов и т. д.
К сожалению, вокруг темы пенсий очень много популизма и основанных на нем спекуляций и мифов. Например, якобы введение ЕСН и регрессивной шкалы было пролоббировано олигархами для ухода от налогов.
Напомню, главной задачей плоской шкалы подоходного налога и ЕСН было выведение зарплат из конвертов. Впервые в законе был прописан порядок, при котором чем выше предприниматель выплачивал работнику зарплату, тем меньше он платил налог. С учетом того, что каждый год с момента принятия этого закона собираемость налога на доходы физических лиц и ЕСН увеличивалась почти на 30% ежегодно, думаю, что поставленная задача во многом решалась.
- То есть возникло доверие налогоплательщиков к государству?
Да, тогда нам удалось простимулировать рост легальной зарплаты. Сейчас мы переворачиваем эту систему и стимулируем обратные процессы.
Кстати, можно легко смоделировать ситуацию. Те предприятия, у которых сегодня есть прибыль ( их немного), не смогут направить ее на развитие, а просто отнесут увеличение взносов на расходы. Но налог на прибыль — это региональные бюджеты, которые не получат этих денег и неминуемо столкнутся с нехваткой средств на выполнение своих обязательств. В свою очередь региональные и местные власти начнут давить бизнес: дайте денег на социалку. То есть одной рукой мы снижаем ставку на прибыль и вроде бы облегчаем налоговое бремя, но делаем это за счет региональных и местных бюджетов, вынуждая региональные и местные власти выбивать из бизнеса средства на выполнение своих полномочий, то есть провоцируем на региональном и местном уровне тот самый административный террор, с которым вроде бы боремся на федеральном уровне. Круг замкнулся.
- А что будет с теми предприятиями, у которых нет прибыли?
Кто-то просто прекратит свою деятельность, и это будут законопослушные предприятия. А те, которые захотят продлить свое существование, будут вынуждены вернуться к конвертным схемам. Просто снизят зарплату до размера прожиточного минимума, а остальное снова пойдет в конверты. Это не так сложно.
Кстати, схемы уклонения от уплаты налога при отмене ЕСН становятся намного дешевле. Так что происходящее утроение количества контролирующих органов и проверок не спасет.
- И каков, по вашим расчетам, размер угрозы для бизнеса и региональных бюджетов?
Регионы уже в 2010 году потеряют около 150— 200 млрд рублей.
Потери для бизнеса от введения страховых платежей, по разным подсчетам, оцениваются от 850 млрд до 1,2 трлн рублей в 2011 году. НДС, который будет собран в этом году, меньше этой цифры. Так что если снизить НДС до 12% ( а это в какой-то момент предлагалось в качестве компенсационной меры) или даже вообще отменить его, все равно потери бизнеса компенсировать не удастся.
- Предлагалось компенсировать потери другими налогами…
Не существует ни одного налога, ни совокупности налогов, которые могли бы компенсировать такое повышение фискальной нагрузки. Причем больше всего реформа ударит как раз по тем предприятиям, которые мы постоянно хотим поддержать: наукоемким, перерабатывающим и т.п. Одновременно можно с уверенностью прогнозировать серьезные потери для бюджета по подоходному налогу и сокращение (а не увеличение) объема страховых взносов по сравнению с ЕСН. Цифру этих потерь, по самым скромным подсчетам, можно оценить примерно в 0,6—0,8% валового внутреннего продукта.
Но самое главное: заявленная цель — сбалансированность пенсионной системы — не достигается. Удар же по бизнесу обязательно проявится уже в краткосрочной перспективе: сокращением рабочих мест и налогов, поступающих в бюджетную систему, отсутствием средств на техническое перевооружение предприятий и стимулов для повышения уровня заработной платы.
Вы упомянули о налоге на добавленную стоимость. В мрачных прогнозах недостатка нет, и на этом фоне ободряющей для бизнеса стала новость о внесении " Единой Россией " сразу нескольких налоговых законов, в том числе о заявительном порядке возмещения НДС.
Порядок возмещения НДС — один из самых болезненных вопросов на- логовой системы. Неоднократные попытки усовершенствовать механизм возмещения не смогли изменить ситуацию. Налогоплательщикам нередко приходится ожидать возмещения налога более года. Это реально тормозит экономическую активность налогоплательщиков, а в условиях экономического кризиса может стать причиной банкротства компаний.
Для решения этой проблемы президиум фракции " Единая Россия " создал специальную рабочую группу. Мы работали совместно с экспертами Российского союза промышленников и предпринимателей ( РСПП) и " ОПОРЫ России " . К сожалению, в нашей работе не смогли принять участие представители " Деловой России " , но это вполне объяснимо. Они сейчас очень заняты политикой, и им не до " ерунды " .
Результатом работы группы стал законопроект о введении заявительного порядка возмещения НДС, который, не снижая эффективности налогового контроля и без каких бы то ни было потерь бюджета, позволит налогоплательщикам получать возмещение НДС в течение 12 дней.
- Заявительным порядком могут воспользоваться все компании или только экспортеры?
Не понимаю, почему возмещение НДС для экспортеров важнее, чем, например, при капитальном строительстве. Кстати, очень важно, что право на заявительный порядок получают не только компании, отнесенные к категории крупнейших. При этом заявительный порядок — это право, а не обязанность. Любая компания получает это право при предоставлении банковской гарантии. Соответственно, у налогоплательщика появляется возможность выбора. Наверное, он поступит так, как ему будет выгоднее. Очевидно, что для компаний, отвечающих совокупности определенных критериев, получение банковской гарантии представляется излишним. Такие критерии также прописаны в законопроекте.
- Оправданно ли в кризис снижать налоговые ставки?
В условиях экономического кризиса и дефицита бюджета государству сложно снижать налоговую нагрузку путем прямого снижения ставок налогов, однако налоговая нагрузка — это не только, а порой и не столько ставки налогов. Сегодня чрезвычайно велики расходы на налоговое администрирование, уже не говоря о поборах. И я согласен с президентом РСПП Александром Шохиным, который говорит: " Давайте лучше снизим возможность злоупотреблений в этой области, сделаем понятные и четкие правила налогового администрирования " . На мой взгляд, сегодня полезнее точечная настройка отдельных налогов.
- Например?
На прошлой неделе по предложению РСПП с целью максимально ускорить решение вопросов, связанных с обеспечением доступности кредитов для предприятий, принято решение об увеличении до двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ предельной ставки процентов по кредитам, признаваемым расходами по налогу на прибыль. Закон вступит в действие уже с 1 августа.
Можно привести и другие примеры, особенно в сфере поддержки малого бизнеса.
- В заключение, что, по вашему мнению, является самым важным из того, что государство должно делать сегодня в налоговой сфере?
Создание и укрепление атмосферы доверия между налогоплательщиками и государством — вот ключ к решению всех наших проблем. Отсюда предложения: на три года объявить мораторий на повышение налоговой нагрузки в отношении малого бизнеса; приостановить до окончания экономического кризиса реализацию пенсионной реформы в части отмены ЕСН; продолжить совместно с бизнес-сообществом работы по совершенствованию налогового администрирования.
Искушение простыми решениями в кризис особенно велико. Однако весь мировой опыт, включая и опыт нашей страны, давно доказал: простые решения в экономике всегда оказываются неправильными и в конечном итоге очень дорого обходятся населению страны, то есть людям, ради которых они по замыслу авторов принимаются.
- Единороссы снижают налоговую нагрузку на бизнес.
Пакет налоговых инициатив, подготовленный и внесенный в Госдуму депутатами фракции " Единая Россия ", должен решить основные проблемы российского налогообложения: уменьшить основание для уголовного преследования предпринимателей, облегчить возврат НДС и доступ к кредитам.
Предпринимательские сообщества поддерживают эти предложения.
"Принятие этих законопроектов особенно важно в условиях кризиса, когда по существу отсутствуют законодательные меры налогового стимулирования, и государство до настоящего времени не предложило никаких мер, компенсирующих серьезнейшее увеличение фискальной нагрузки на бизнес в рамках реформы ЕСН. РСПП выражает надежду, что все законопроекты, представленные единым пакетом инициатив фракции " Единая Россия " , будут приняты в максимально сжатые сроки. Полагаем, что принятие предлагаемых инициатив будет способствовать созданию климата доверия между налогоплательщиками и государством " , — говорится в официальном заявлении президента РСПП Александра Шохина, опубликованном на сайте РСПП.
Поддержала законодательные инициативы " Единой России " и " ОПОРА России " . " Принятие указанных законопроектов приведет к решению застарелых проблем, касающихся возмещения НДС и усложнения привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности за налоговые преступления. Прогрессивные и крайне актуальные в современных условиях предложения депутатов Государственной думы позволят значительно ослабить " налоговый террор " , — заявлено на сайте " ОПОРЫ России " .
Источник: Единая Россия (Повестка дня)
Обсудить новость на Форуме