17:45 22.03.2010 | Все новости раздела "Единая Россия"
Андрей Макаров: Кому закон не писан?
В начале было слово. И это слово прозвучало в Послании президента Владимира Путина Федеральному собранию: "прекратить налоговый террор". И пошло, и поехало... Об этом в понедельник, 22 марта в своей статье заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы, член генерального совета партии "Единая Россия" Андрей Макаров.
Приняли закон о налоговом администрировании, детально прописав полномочия чиновников, да так, что налоговые органы, постоянно попадавшие по всем опросам в тройку самых коррумпированных государственных органов, перестали попадать даже в десятку. Потом взялись за Закон "О милиции" - милиция утратила ряд полномочий, в наибольшей степени использовавшихся как "юридическое прикрытие" коррупционного давления на бизнес, резко сократили количество проверок малого бизнеса, а в конце прошлого года "Единая Россия" замахнулась на святое - провела закон о декриминализации налоговой сферы!
Цель этого закона ясно сформулировал один из авторов Борис Грызлов: "Государство заинтересовано не в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков было привлечено к уголовной ответственности и "село" в тюрьму, а в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков сознательно и добросовестно исполняли свои обязанности, а в случаях, когда налоговое правонарушение все-таки произошло, налогоплательщик, допустивший его, компенсировал государству все потери... Юридическая ответственность не должна превращаться в расправу с налогоплательщиками".
Закон установил, что привлечь к ответственности можно только в случае, если факт правонарушения со стороны налогоплательщика установлен решением налогового органа, вступившим в законную силу. При этом если выполнены требования налогового органа об уплате недоимки, пеней и штрафов, то человек вообще не должен подлежать уголовной ответственности.
В этих условиях, куда бедному милиционеру податься? Жизни не стало!
"Совет" же президента Дмитрия Медведева, прозвучавший со всех каналов телевидения, что надо просто лучше работать, например, качественно расследовать дела, собирать доказательства и т. д., был воспринят МВД и прокуратурой, судя по всему, как неуместная шутка. А может быть, стоило прислушаться? Ведь, выступая по Центральному телевидению 24 декабря, президент ясно сказал, что "за некоторые виды экономических преступлений, преступлений, связанных с налоговыми действиями, вовсе не обязательно на стадии предварительного следствия, например, сразу же людей законопачивать в тюрьму, тем более что потом их приходится выпускать. Это вопросы качества следствия. Нужно работать качественно, нужно проводить следственные мероприятия в соответствии с законом, добиваться получения качественных доказательств, а не вытаскивать их любыми способами".
Давайте задумаемся: более 30% людей, взятых на предварительном следствии под стражу, после приговора суда выходят на свободу. То есть сегодня, когда вы читаете эти строки, десятки, сотни тысяч людей напрасно томятся в тюрьме. А ведь у них матери, дети, жены. Но нашим правоохранительным органам не до таких мелочей. У них свои задачи. Ведь тюрьма - лучшее средство выбить признательные или просто нужные следствию показания. Или деньжатами разжиться. Выходя на борьбу с бизнесом, эти люди уверены, что выполняют важную государственную задачу - этакие "санитары леса". А раз так - все позволено. А то, что при этом можно и свой карман набить, - так это не более чем совмещение приятного с полезным. И вдруг принимается закон, который запрещает брать под стражу до решения суда. Более того, закон отбирает у полностью скомпрометировавшей себя структуры "народной милиции" следствие по самым "сладким", с точки зрения коррупционеров в погонах, делам. Есть от чего прийти в отчаяние.
Не случайно вокруг закона развернулась нешуточная борьба. Не останавливаясь на деталях, хотя они могли бы стать сюжетом неслабого детектива, скажу лишь: последняя попытка снять закон с рассмотрения была предпринята этими структурами ночью накануне его рассмотрения в нижней палате. Я, честно говоря, считал раньше, что по ночам работают только проститутки. Теперь понял: в Генеральной прокуратуре по ночам тоже кое-кому не спится... Чтобы не быть голословным, приведу цитату из письма одного из заместителей генерального прокурора в администрацию президента: "Предлагаемая проектом... концепция освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления... по нашему мнению, является чрезмерно либеральной".
Или другое, по-видимому, "случайное" совпадение. В тот самый момент, когда президент, выступая по телевидению, поддерживал инициативу депутатов, в аппарат комитета Государственной Думы по бюджету и налогам позвонил сотрудник полномочного представителя генерального прокурора в Государственной Думе, некий г-н В. Н. Додонов, и заявил, что "некоторые лица удивлены принятым решением и хотят проверить, каким образом готовились поправки, в какой форме рассматривались и как принимались".
Трудно поверить, что прокурор не знает, в каком порядке рассматриваются и принимаются законы. Еще сложнее поверить, что это его личная инициатива. Но та наглость, то беспрецедентное давление, которое испытали мы все, кто занимался этим законом, как депутаты, так и сотрудники аппарата, ясно свидетельствуют, что эти люди были уверены в своей безнаказанности, что те, кто за ними стоит, имеют достаточно возможностей, чтобы не дать их в обиду. Кстати, когда на следующий день на пленарном заседании Государственной Думы было озвучено протокольное поручение комитету по безопасности запросить Генеральную прокуратуру на предмет, являются ли действия г-на Додонова его личной инициативой или это позиция генерального прокурора, а также каким образом данные действия согласуются с законом, руководство Генпрокуратуры забеспокоилось, сообщив о том, что они немедленно во всем разберутся, виновные будут наказаны и Государственную Думу обязательно проинформируют о результатах. Все ждем!
Впрочем, можно понять этих людей. Не повезло! Обсуждение закона, вылившееся из закулисной в публичную плоскость, не позволило этим "деятелям" торпедировать закон. Хотя вопрос о том, против кого боролись, тесно сплотив ряды, МВД и Генеральная прокуратура, так и остался открытым. Против "Единой России", которая подготовила и провела этот закон? Против Дмитрия Медведева и Владимира Путина, которые этот закон поддержали? Или против народа? !
Еще бы! Ведь из рук коррупционеров в погонах была вырвана возможность, размахивая законом, как дубинкой, терроризировать бизнес. И удар был нанесен в самое болезненное место - по их кошелькам!
Чтобы было понятно, о каких суммах идет речь, приведу несколько цифр. За год возбуждается примерно 20-26 тысяч дел о налоговых преступлениях. До суда доходит в лучшем случае 10%, осуждаются - единицы!
Естественен вопрос любознательного читателя: "А где же остальные и для чего их возбуждают? " Ответ дают опросы предпринимателей и экспертные оценки, которые свидетельствуют о том, что средний размер взяток по этим делам колеблется от 150 до 200 тысяч "зелененьких"... Путем несложных арифметических действий неожиданно выясняем, что объем рынка "услуг" на этой ниве защиты государственных интересов - от 3 до 4 млрд. долл. Есть за что побороться! Снести закон не удалось. Впрочем, было ясно, что продолжение обязательно последует. Поэтому меня абсолютно не удивила появившаяся в прессе информация о письме заместителя генерального прокурора Виктора Гриня, посвященном исполнению принятого закона и адресованном его подчиненным в регионах. В нем один из высших чинов Генпрокуратуры констатирует, что "в ряде субъектов РФ по требованию суда и прокуратуры уголовное преследование лиц за совершение преступлений, предусмотренных ст. 198-199. 1 УК РФ, осуществляется лишь при наличии вступившего в законную силу решения налогового органа". При этом решение о возбуждении уголовных дел данной категории, принятых на основании только материалов до следственной проверки, признается необоснованным.
Судя по всему, г-н Гринь возмущен, что какие-то прокуроры и судьи "позволяют себе" исполнять нормы закона! Не хочу воспроизводить весь высокий штиль этого документа. Только его вывод: "ФЗ N 383 распространяется только на действия налоговых органов и не может ограничивать "процессуальную самостоятельность органов дознания, следствия и оперативных подразделений". И плевать, что пленум Верховного суда установил, что для предъявления обвинения необходимо указать, какие именно нормы законодательства о налогах и сборах нарушены, а эти факты в соответствии с Налоговым кодексом могут устанавливать только налоговые органы.
Неискушенный читатель скажет: все понятно. Налоговые органы устанавливают, был ли факт неуплаты налогов, а следствие должно установить, был ли факт преступления. Ведь недоплатить налог можно и из-за простой арифметической работы бухгалтера или сбоя в компьютерной программе, наконец, из-за противоречивости многих положений нашего налогового законодательства. Достаточно привести пример, когда по одному и тому же вопросу, связанному с уплатой НДС, Конституционный суд ухитрился вынести несколько взаимоисключающих решений. А ведь далеко не все налогоплательщики обладают юридическими знаниями, мудростью и, не побоюсь этого слова, принципиальностью наших конституционных судей. Что же не устраивает доблестных защитников правопорядка и законности? Дело в том, что Уголовный кодекс устанавливает, что преступлением является только умышленное уклонение от уплаты налога, и для того чтобы привлечь человека к уголовной ответственности, надо "всего лишь" доказать наличие этого умысла. А то ведь как иногда бывает? Налогоплательщик выходит из Арбитражного суда, где он только что успешно доказал свою правоту в споре с налоговой инспекцией. Судебное решение подтвердило его правоту. Но на ступенях этого самого суда его уже поджидают. А дальше стандартный путь - наручники, тюрьма и обвинение в уклонении от уплаты налогов при наличии решения суда о том, что налогоплательщик все налоги уплатил правильно.
Мечта г-на Гриня и тех, кто за ним стоит, понятна - сажать за налоговые преступления, не утруждая себя доказыванием, был или не был на самом деле сам факт нарушения налогового законодательства. Кстати, идея эта не нова и принадлежит не г-ну Гриню, а Андрею Януарьевичу Вышинскому.
Трогательная забота о "верховенстве права" тоже понятна. Меньше года осталось до того момента, когда эти дела будут окончательно переданы из МВД в Следственный комитет при прокуратуре, а тут еще "как-то некстати" подоспел президентский законопроект, направленный на гуманизацию уголовного и уголовно-процессуального законодательства в экономической сфере. Руководство страны дает ясный сигнал обществу - модернизацию экономики нельзя основывать на страхе! Дубинкой омоновца можно заставить человека не пойти на митинг, но нельзя заставить создавать рабочие места и внедрять инновации. Пережитки "совкового" репрессивного уголовного и уголовно-процессуального законодательства и "людоедская" практика их применения должны безвозвратно уйти!
Но что нам руководство страны, не говоря о простых гражданах, когда речь идет о "зелененьких"... Ох, как же хочется успеть "покошмарить" бизнес, пока поезд совсем не ушел. А времени, судя по всему, остается все меньше и меньше. Отставки в службе исполнения наказаний, указ о реформе МВД, начавшиеся отставки... Бандиты в погонах все чаще теряют уверенность в себе, уверенность в безнаказанности, уверенность, что система прикроет и спасет. А главное, люди начинают верить, что в нашей стране можно бороться за справедливость, можно наказать негодяя, даже если он в милицейских погонах. Но родная прокуратура, твердо помня идеи В. И. Ленина из статьи "О двойном подчинении и законности", на основании которой она создавалась, и в полном соответствии с заветами своего основателя твердо и неуклонно стоит на страже принципов социалистической законности: "арестован, значит, виноват! ", "органы не ошибаются! ", "лес рубят - щепки летят! ", "бабы новых нарожают! ".
А модернизация? - спросите вы.
Не волнуйтесь, товарищ президент. Прокуратура всех врагов модернизации выявит, проконтролирует и доложит об исполнении.
Правильной дорогой идете, товарищ Гринь!
Источник: Единая Россия (Повестка дня)
Обсудить новость на Форуме