Алексей Рябинин: «Государственные закупки – дискуссия, направленная на результат»
На заседании Комиссии по науке и промышленной политике Московской городской Думы депутаты, представители профильных департаментов столицы и научной общественности рассмотрели вопрос о практике применения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» применительно к научно-технической продукции. Заместитель Председателя Комиссии по науке и промышленной политике Московской городской Думы Алексей Рябинин: - Государственные закупки с одной стороны являются важнейшим направлением государственной деятельности, а с другой – мощнейшим инструментом государственной поддержки. Сегодня нам удалось выявить целый перечень проблем, решение которых вполне возможно. Многообразие мнений в рамках заседания Комиссии позволило сделать вывод о некоторой несогласованности и разобщённости в деятельности департаментов и организаций, проводящих конкурсы и участвующих в них. Важнейшими факторами успешной реализации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг являются спрос, механизм, позволяющий включить инновации в систему государственных закупок, а также финансирование всех этапов создания и внедрения инновационного продукта, реальная заинтересованность в конечном результате. Работа должна строиться системно. Использование в этом процессе опыта прошлых лет имеет немаловажное значение. Естественно, что применять его нужно с учётом требований времени, проецируя на современные этапы развития экономики и цели, достижение которых преследует политика модернизации. Вызывает интерес Постановление Правительства Москвы «О мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в городе Москве на 2010 – 2012 гг.». Среди основных направлений деятельности по поддержке указанных субъектов в инновационной среде относятся: расширение и облегчение доступа вышеуказанных субъектов в инновационной сфере к финансовым ресурсам, включая субсидии и внебюджетные источники финансирования различных стадий реализации инновационных проектов; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в защите интеллектуальной собственности, сертификации продукции по международным и российским стандартам качества, проведении необходимых испытаний для получения разрешительной документации путём предоставления субсидий в установленном порядке, а также стимулирование спроса на инновационную продукцию и экспортного потенциала, содействие созданию совместных проектов малых и средних промышленных и инновационных предприятий и другие не менее важные аспекты. Постановление предусматривает создание реестра инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит решить ряд важных задач, в том числе в свете реализации механизма внедрения новых технологий, новых товаров, работ и услуг в системе государственного заказа в городе Москве. Реестр позволит сформировать базу данных о свойствах продуктов, о возможности выпуска продукции и, кроме того, механизм экономического расчёта новых потребительских свойств и экономической эффективности применения новых продуктов. Концентрация данных об инновационной деятельности малых и средних предприятий города Москвы, выявление и эффективное использование научно-технического потенциала малого и среднего предпринимательства, информационное обеспечение государственных заказчиков и муниципальных органов самоуправления являются важнейшими задачами, закреплёнными в документе. Анализ практики реализации Федерального Закона №94 позволяет, как выявить «узкие места», так и положительные стороны. Например, ряд положений ФЗ разрешает государственному заказчику более тщательно выбрать организацию, которая будет способна выполнить необходимую работу, чётко прописывает процедуру проведения торгов, конкурсов на научно-исследовательские работы, но при этом на практике компании идут на демпинговые процедуры, что не способствует выявлению настоящего качества. Подобное комплексное обсуждение реализации Закона дало нам возможность провести «работу над ошибками», исходя из реальных условий, чтобы процедура оказалась на практике более эффективной. Направление решения этой проблемы намечено, тем более что заинтересованность в этом имеется у всех участников процесса. Подобные сегодняшней встречи крайне важны, так как позволяют провести дискуссию, направленную на результат.