18:00 04.06.2012 | Все новости раздела "Единая Россия"

Александр Дегтярев: Кому нужен ЕГЭ и что ждет экзамен в будущем

Что такое новый образовательный стандарт? Будет ли среднее образование платным? Как будет меняться парадигма российского образования? На эти и другие вопросы в ходе интервью ответил Председатель комитета ГД РФ по образованию Александр Дегтярев.

- Зачем нам нужен  новый стандарт образования, ведь образование должно быть классическим и традиционным?

-  Знаете, поскольку меняется окружающий нас мир, меняются требования к объему и содержанию знаний, которыми должен владеть современный человек. Образовательные реформы проходят во многих странах мира, в том числе и в такой консервативной стране, как Великобритания. Великобритания тем и славится, что ее система образования имеет свои, некогда созданные стандарты образования, которые зафиксированы в образовательных документах. Понятно, что со временем, они претерпевают изменения, но их основа остается незыблемой. США, Китай, страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки уже провели или проводят реформы образования. Каждая страна ищет свои ответы на вызовы времени с учетом национально-культурных традиций, состояния экономики. И перед российской системой образования стоят сегодня острые вопросы обновления содержания образования, повышения эффективности работы образовательных учреждений, более адекватного удовлетворения все возрастающих образовательных потребностей граждан. Новые стандарты призваны решить именно эти задачи. В советской школе таких стандартов не было, они были определены другими форматами регулирования. Были один-два учебника,  которые тем самым определяли неформальный стандарт, была определенная сетка часов, которая являлась неким каркасом, в который вписывались учебные планы. А сейчас стандарты формализованы и приняты на государственном уровне.

- Какое будущее у ЕГЭ, этот экзамен будет изменяться или его вообще отменят?

- Понимаете, как любая экзаменационная система, ЕГЭ имеет как плюсы, так и минусы. Плюсы – это возможность для школьников, закончив общеобразовательную школу, получить равные права для поступления в ведущие университеты страны. Главный же недостаток заключается в том, что менталитет людей, участвующих в этом процессе (родители, учителя, чиновники и сами абитуриенты) не может преодолеть соблазн решить какие-то свои проблемы за счет экзамена и отсюда вокруг ЕГЭ возникает коррупционная атмосфера. Когда каждый для себя будет считать это неприемлемым, тогда все будет нормально и честно заработанные баллы в честно организованном конкурсе и честно подведенные итоги, позволят нам определить реальное положение знаний выпускников школ. На протяжении восьми лет отрабатывалась технология проведения ЕГЭ, организационные процедуры, формировалась нормативная база. Подавляющее большинство учителей, школьников, представителей вузовского сообщества приняли эту форму проведения государственной (итоговой) аттестации. Я могу с уверенностью сказать, что ЕГЭ – это шаг вперед по сравнению с прежними формами проведения государственной  аттестации.

- А может быть ЕГЭ сдавать только тем, кто будет поступать в вуз?

- В соответствии с российским образовательным законодательством обучение на каждом уровне образования завершается государственной итоговой аттестацией.  Поэтому, ЕГЭ, в первую очередь, проверка результатов освоения школьной программы. Одновременно с этим, результаты ЕГЭ используются для проведения конкурсного отбора среди тех, кто хотел бы продолжить свое образование в вузах. Как видите, использование ЕГЭ позволило решить сразу три задачи: провести итоговую аттестацию за школьную программу; обеспечить набор в высшие учебные заведения; освободить абитуриентов вузов от необходимости после сдачи школьных экзаменов повторно проходить вступительные испытания по тем же предметам.

- Правда ли, что с 2013 года среднее образование станет платным?

- Конституция РФ гарантирует своим гражданам доступное и бесплатное общее образование. И эти гарантии, ни при каких обстоятельствах не могут быть нарушены. Так, что платное среднее образование  – это абсолютный миф. Еще один миф – это то,  что по новым образовательным стандартам в школе остается всего три предмета и физкультура . Поверьте, образовательный стандарт включает в себя достаточно широкий круг предметов, который должен изучать школьник. Это русский язык, литература, родной язык, биология двух уровней, физика нескольких уровней, химия нескольких уровней, иностранный язык, алгебра и начало математического анализа, геометрия, право, экономика, экология, ОБЖ, физкультура, география, естествознание, предмет «Россия в мире». Надеюсь, я все перечислил. Это тот необходимый стандарт предметов, который будет изучаться в школе, и изучаться бесплатно.

- Школьное образование, какой страны, можно взять за ориентир для российской школьной системы?

- Считаю, что за ориентир нужно взять российское школьное образование. Я достаточно знаком со школьным образованием многих стран и, на мой взгляд, оно носит поверхностный характер, в нем нет фундаментальной глубины нашего образования. Наше образование я считаю лучшим. Другое дело, что те испытания, которые выпали на систему образования в 90-е годы, расшатали во многом устои этой фундаментальной подготовки. Многие учителя не смогли остаться в школе, наметился определенный разрыв в поколении учителей, в методологию и методику преподавания пришли самые разные подходы к преподаванию, появилось огромное количество учебников по одним и тем же предметам. Но при всем при этом, наша общеобразовательная школа дает достаточно серьезный фундамент знаний.

- Почему в последние годы так сильно «просели» наши вузы, уже даже МГУ не попадает в сотню лучших университетов мира?

- Знаете, я считаю, что все эти системы рейтингования - от лукавого. Статистику как повернешь, так она и будет выглядеть, статистика формируется под определенные цели и задачи. Есть один параметр, по которому, на мой взгляд, значительно «проседают» наши университеты - финансирование и инвестиции в развитие материально-технической и лабораторно-научной базы университета. Как только наши бизнес-корпорации будут инвестировать в развитие образования, рейтинг наших вузов изменится. А если смотреть содержательную сторону процесса, то погоня за рубежом за выпускниками наших ведущих вузов, совершенно очевидна. А это как раз и говорит о рейтинге наших университетов.

- Когда будет принят новый закон «Об образовании», ведь старый безнадежно устарел?

- Абсолютно согласен с вами. За прошедшие 20 лет изменилась экономика, общество, вызовы времени и закон «Об образовании» 1992 года уже давно не соответствует этим вещам. Я думаю, что работа над  законопроектом начнется сразу с началом осенней сессии ГД. Мы хотим обеспечить аутсорсинг этого законопроекта в общественной среде, в социальных сетях. Мы собираемся привлекать широкий круг экспертов из разных слоев общества, из образовательной системы для того, чтобы те поправки, которые они, безусловно, предложат к новому закону «Об образовании», принесли пользу и улучшили этот закон. Я считаю, что чем грамотнее население, тем меньше у него проблем.

Источник: Единая Россия

  Обсудить новость на Форуме