13:30 06.09.2013 | Все новости раздела "Демократический выбор"
Иркутский "Демвыбор": Что должны делать политики
Иркутское отделение "Демократического выбора", идущее на выборы Иркутского областного законодательного собрания в это воскресенье, 8 сентября, под номером 2 в избирательном бюллетене, пишет о своем видении путей решения основных проблем региона.
Мы знаем, что вас уже достали призывы «голосовать правильно». Мы знаем, что все хотят позитивной программы. Этот текст – материал о том, что на самом деле должны делать политики. Он сложный. Его тяжело читать. Но он о том, что на самом деле должны делать депутаты.
p/s Мы не покупаем голоса, мы не устраиваем шумные шоу и праздники с фейерверками, клоунами и обезьянками. Политика это сложное дело, в котором нужно разбираться.
Что должен делать губернатор Иркутской области?
У нас любят писать всякие предвыборные программы, забывая о том, что в реальности депутаты должны выразить свою волю, свое отношение к деятельности правительства области и губернатора. И это не имеет ничего общего с предвыборными лозунгами, потому что работа правительства носит очень конкретный, писаный законами характер. Об этом за последние 10 лет ни разу никто не говорил. Вот что на мой взгляд должно действительно обсуждаться в отношениях между депутатами и губернатором:
Сегодня на здравоохранение Иркутской области выделяется почти 20млрд. рублей, на образование – 24млрд и на социалку порядка 18млрд рублей. Все вместе это 60% областного бюджета. Это те строки бюджета, работу которых видит практически каждый житель области вне зависимости от пола, возраста и места жительства. В отношение этих трех строк бюджета нужно проводить следующую политику:
Отправить в отставку всех трех министров. Причина – неспособность предложить и реализовать набор мероприятий, которые сделали бы работу трех министерств более близкой гражданам области.
Какую задачу должен поставить новый министр?
1. Четко описать те услуги, которые должен получить гражданин. Почему? Потому что сейчас бюджет всех трех министерств недостоверный. Если я плачу за ремонт школы 700рублей в год, это означает, что соответствующей строки в бюджете просто нет, никто не понимает, и никто не может понять, что на самом деле происходит в школе. Если в моей поликлиники нет врача узкой специализации, и я вожу ребенка к частному специалисту, это означает, что мы не знаем реального состояния дел со здоровьем граждан. Если бизнесмены покупают памперсы в детские дома, это означает, что бюджет недостоверный, и мы не знаем, как на самом деле содержатся сироты.
2. В чем проблема всех этих министерств? В том, что современный запрос на услуги образования, здравоохранения и социальной помощи вынуждены оказывать учреждения, сформированные более 50-60 лет назад. А это значит, что главная задача для министров звучит так: Как «оторвать» исполнение требований законодательства от деятельности конкретных юридических лиц. Как сделать так, чтоб услуги оказывались не только действующими школами и больницами, но чтоб были привлечены общественные организации и бизнес структуры. Приведу простой пример: на содержание каждого детдомовца тратится порядка 37тыс. рублей в месяц, при этом дети растут оторванными от семьи, от сверстников и вынуждены жить по внутреннему расписанию, похожему на тюремное. Я считаю, что логичнее тратить 15-20тысяч на поддержку семей, которые готовы усыновить сирот и еще 15-20тысяч на работу патронатных, консультирующих и контролирующих служб. Если мы создадим такую систему, то мы получим новые семьи с усыновленными детьми, новые рабочие места в службе опеки и сиротства, а так же мы сможем физически ликвидировать детские дома. Сейчас данной работой никто не занимается.
3. Несколько иная ситуация в министерстве образования. Есть две принципиальных проблемы, которые решаются на уровне области: администрирование собственного образовательного процесса и стимулирование, обновление педагогического состава. Что происходит? Действующий министр не справляется со своими обязанностями и не может выстроить простую понятную систему педагогической отчетности. Мы живем в эпоху интернета, но наши учителя до сих пор изготавливают массу бумажных документов. Внедрить новую систему отчетности – это достаточно простая задача, реализуемая максимум в течение года, и мы забудем все разговоры про бюрократию в школах. Вторая проблема требует больших усилий.
Ситуация такова, что у нас в области нет никакой системы привлечения учителей в школы и есть плохо работающая система увольнения учителей за непрофессионализм. Я вижу задачу для министерства образования так: добиться 10% обновления педагогического состава в год в замен увольняющихся на пенсию. Сделать это можно только за счет увеличения заработной платы при работе на одну ставку.
Где взять деньги?
Это резонный вопрос, который задается, когда вы говорите о любых новациях в социалке, оплате труда. На самом деле проблема стоит по-другому. Как нам убрать пятьсот областных предприятий? Коротко расскажу о том, в чем дело. Идеальная работа министерств правительства выглядит так: допустим, какое-то министерство имеет бюджет 1млрд. рублей. 5% - тратится на содержание самого министерства. Остальные 95%, в теории, должны быть проведены через систему тендеров и торгов. В реальности все не так. С 950млн на тендеры уходит, в лучшем случае 10-20%, остальные средства перечисляются в так называемые Областные государственные унитарные предприятия. И уже с баланса эти предприятий ведется деятельность. Для справки: сейчас в Иркутской области ведут деятельность более 200 ОГУП, деятельность которых за последние 3-4 года не подвергались никаким аудиторским проверкам. Часть ОГУП были созданы только лишь для того, чтобы через их счета были пропущены бюджетные средства, и израсходованы без проведения тендеров.
Мы считаем, что от 20% до 40% средств, которые попадают в ОГУП, тратятся неэффективно. Под неэффективностью я понимаю затраты на содержания самого ОГУП, дополнительное налогообложение, и собственно потеря от коррупционной деятельности. Ликвидировав большую часть ОГУП (речь не идет об ОГУП в сфере образования, медицины и культуры) Мы сможем получить в бюджет дополнительно несколько миллиардов рублей. Именно на эти деньги можно проводить мероприятия в области медицины, здравоохранения и социальной политики.
Продолжение следует…
Автор текста -
Источник: Демократический выбор
Обсудить новость на Форуме