23:30 09.03.2020 | Все новости раздела "Альянс Зелёных"
Закондырин: Будущее отрасли ТКО – в цифровизации
Высшая школа тарифного регулирования и Научная лаборатория «Цифровые технологии тарифного регулирования» РЭУ им.Г.В. Плеханова провели конференцию «Цифровые платформы в регулируемых организациях». Одна из самых интересных тем, затронутых в ходе выступлений и последующих дискуссий, была посвящена проблемам тарифного регулирования, стимулирования рециклинга и цифровизации в отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Зампред Общественного совета при Минприроды РФ, лидер "Альянса Зеленых" Александр Закондырин отмечает, что благодаря внедрению электронных сервисов и цифровизации отрасли обращения с твёрдыми коммунальными отходами, мы получим минимально возможные тарифы, качественные услуги для российских граждан и устойчивое финансовое положения инвесторов – региональных операторов.
Национальный масштаб проблем с утилизацией
«Мы генерируем в год 70 миллионов тонн бытовых отходов. Такой отрасли как переработка бытовых отходов, у нас никогда не было. Основные решения в целом приняты. Созданы федеральные и региональные операторы, но не хватает прямого общения с гражданами. Нужно показывать, что и как будет перерабатываться. Люди возмущаются ростом тарифов, это нужно объяснить, чтобы было ясно, кто и за что платит. Все должно быть прозрачно», – Президент РФ Владимир Путин (Большая пресс-конференция, 19.12.2019 г.).
Действительно, проблемы с утилизацией отходов приобрели национальный масштаб. С 2017 года в российских регионах началось внедрение новой системы обращения с отходами, согласно которой преобразования будут осуществляться по этапам, зафиксированным в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления».
В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года в части обращения с отходами предполагается раздельный сбор отходов, жёсткие санкции за ненадлежащую утилизацию, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке.
В ряде регионов разработаны стратегии обращения с отходами, предполагающие достижение целевых показателей уровня переработки и снижения воздействия на окружающую среду, а также и использование наилучших доступных технологий.
Затраты на реализацию программ варьируются в диапазоне 20-100 млн евро. Все стратегии предполагают финансирование преимущественно за счёт внебюджетных средств.
Цель – эффективное обращение с отходами
В паспорте Национального проекта «Экология» поставлена цель – эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов.
Определены ключевые целевые показатели:
1) ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 года несанкционированные свалки в границах городов (до 2024 года 191 шт.).
2) ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда (до 2024 года 75 шт.).
3) количество введенных в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности (до 2024 года 7 ед.).
4) доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (до 2024 года 36%).
5) доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (до 2024 года 60%).
Ряд системных сложностей
Общественной палатой Российской Федерации был проведен комплексный аудит отрасли, в ходе которого изучены территориальные схемы обращения с отходами, данные в отношении региональных операторов ТКО и платежей населения за услугу по обращению с ТКО, а также проведен анализ инвестиционной привлекательности отрасли и применяемых технологических решений. Анализ показывает, что в регионах имеется ряд системных сложностей:
- показатели по обработке и утилизации, устанавливаемые территориальными схемами, не соответствуют показателям, установленным нацпроектом.
- показатель по импортозамещению отсутствует практически во всех территориальных схемах. Доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО – 22%. Достижение данных показателей к 2024 году существенно уменьшит негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, позволит вовлечь отходы и вторичные ресурсы в экономику страны, увеличить внутренний валовый продукт.
- в большинстве территориальных схем не описаны и не просчитаны технологические решения, с помощью которых субъекты Российской Федерации планируют достигать показатели.
Указанные недоработки влекут необоснованное повышение платы физических и юридических лиц в сфере обращения с отходами. При этом формальный подход к разработке и утверждению территориальных схем приводит к тому, что субъекты Российской Федерации допускают строительство объектов, не способных к 2024 году достичь показателей, установленных нацпроектом.
Разница в региональных тарифах
Минимальное и максимальное значения тарифов региональных операторов по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) различаются в России в 26 раз. Минимальный действующий тариф установлен для жителей города Дагестанские Огни в Дагестане. Он составляет 93,48 руб. за 1 куб. м отходов. Максимальный тариф действует на Таймыре, в технологической зоне Березовского района Красноярского края — 2487,85 руб. При этом минимальные тарифы в Дагестане и Красноярском крае отличаются в 9,7 раза — 93,48 руб. и 905,54 руб. за 1 куб. м соответственно, а максимальные тарифы различаются лишь в 5,5 раза.
Безусловно, разница стоимости услуг на вывоз твердых коммунальных отходов в разных регионах России может отличаться. Это обусловлено стоимостью логистики перемещения отходов, наличия инфраструктуры для сортировки, переработки и временного или постоянного хранения отходов. При этом разница должна составлять максимум 15-20% от тарифа, а не 26 раз в случае Дагестана и Таймыра.
Плата за вывоз мусора для жителей складывается из двух составляющих - размера тарифа региональных операторов за вывоз 1 куб. м мусора и нормы накопления отходов на человека, либо за кв. метр площади помещения. Региональный оператор обосновывает свои расходы на транспортировку и хранение мусора, которые, в том числе, зависят от наличия инфраструктуры, расстояния до нее, а также инвестиционной программы.
Основной расходной составляющей является транспортировка мусора, и в больших по площади регионах России тарифы будут выше из-за больших накладных расходов на топливо и амортизацию техники. Нужно сокращать логистические затраты и подумать о государственных дотациях со стороны регионального или федерального бюджета тех территорий, где расстояния действительно большие. Сравнивать Дагестан, Красноярский край или московскую агломерацию не совсем корректно. Слишком большая разница в расстояниях, климатических особенностях и наличию объектов по утилизации и захоронению отходов. В среднем стоимость расходов на утилизацию коммунальных отходов по стране составляет сейчас 150-200 руб. с человека в месяц.
Тарифы будут расти
За новую систему придётся заплатить. А у страны денег на то, чтобы создать всю мусорную структуру за счёт государства, в реальности нет. Поэтому в любом случае граждане будут должны платить за эту систему. И тарифы будут повышаться в перспективе 10-12 лет. Если взять российские и зарубежные цифры, при том что в Европе вся инфраструктура давно построена, то, к примеру, в городе Гамбурге, платят 30 евро. Умножьте на 70, получите примерно 2300-2400 рублей. Это никак не корреспондируется с тем, что платят российские граждане. Совершенно понятно, что уровень достатка жителей России и Германии принципиально разный и одномоментно повысить тарифы невозможно. Очевидно, что без участия государства проблему строительства инфраструктуры по сортировке и глубокой переработке отходов решить невозможно.
В России на сегодня есть порядка 40 мусоросжигательных заводов и более 130 мусороперерабатывающих. Но большинство решений, реализованных у нас, устаревшие, в Европе они уже не применяются. Нужно строить отрасль практически с нуля.
Проблема возвращения доверия людей - ключевая
Есть и политический аспект, и это основная проблема, которую предстоит решить: кризис доверия между властью и обществом по поводу строительства любой «мусорной» инфраструктуры. Будь это уже существующий полигон, мусоросжигающий либо перерабатывающий завод или даже обычная сортировка. Люди не верят власти и не хотят жить рядом с такими объектами. Проблема возвращения доверия — ключевая проблема. Можно найти земельный участок подальше от жилой застройки, можно найти инвестора и придумать механизмы экономических стимулов, но доверия ко всей этой отрасли у людей нет. Это нужно исправлять.
Вообще нужно поэтапно и комплексно решать проблему. И начать с самого простого. На первом этапе нужно максимально сократить объем образования коммунальных отходов и ввести эффективную систему раздельного сбора. Причем самую простую: двухконтейнерную. В Московской области уже сейчас запущена эта система: «чистый (сухой)» и «грязный (мокрый)», то, что можно и что нельзя переработать. В США в большинстве штатов работает такая же модель. Российские отходы очень похожи по морфологии на американские. Нужно запустить такую систему в национальном масштабе, наконец, установить контейнеры в шаговой доступности около каждого дома.
Также нужно понимать ситуацию с накопленным экологическим ущербом в нашей стране. Только легальных полигонов в России 1099 и еще примерно 22 тысячи незаконных свалок. Уже сейчас в России выведена из хозяйственного оборота под свалки площадь равная среднеевропейскому государству, такому как Бельгия или Нидерланды. Мы сейчас даже не можем оценить весь масштаб проблемы. У нас нет не то что каких-то планов рекультивации этих 22 тысяч объектов, у нас даже нет первичных исследований, которые давали бы представление, что, собственно, там находится. Поэтому мы пока даже не можем оценить, во сколько обойдется ликвидация накопленного ущерба. Но эта сумма будет равняться триллионам рублей.
Важность переработки вторсырья
Также необходимо активно внедрять технологии использования вторничных ресурсов. Например, более 50% волокна, используемого для производства бумаги в России, происходит из макулатуры. Этот показатель вырос за последние 15 лет в несколько раз и продолжает увеличиваться. Созданные мощности уже позволяют перерабатывать порядка 4,5 миллионов тонн макулатуры. Даже если бы мы смогли собрать макулатуры больше, отрасль с легкостью увеличила бы существующие мощности. Пока же мы все больше импортируем макулатуру из других стран, так как 4 миллиона тонн макулатуры в России отправляется на полигоны.
Бумага – самый ценный ресурс для циклической экономики. В Европе первичная целлюлоза при производстве тарного картона уже составляет всего 11%, остальное – макулатура. И Россия стремительно движется в том же направлении.
Производство пластика в мире увеличилось с 15 миллионов тонн в шестидесятые годы до 311 миллионов тонн в 2014 году и, как ожидается, утроится к 2050 году, когда оно будет использовать 20% добываемой ежегодно нефти. По данным отчета Фонда Эллен Макартур уже сейчас производство пластика потребляет более 6% нефти каждый год.
69 стран ввели запрет, а ещё 33 ввели сбор на использование одноразовых пластиковых пакетов для покупок. И это без учета отдельных территорий и муниципалитетов. В США это два штата Калифорния и Гавайи и уже более 200 муниципалитетов, а в ближайшем будущем еще больше, в том числе Нью-Йорк с 1 марта 2020 года. Мусорный континент в четыре раза больше Японии в Тихом океане, пластик в нашей пище, в воде, в воздухе и в каждом из нас, переполненные полигоны с отходами пластика – это все те, видимо «отчасти негативные», отрицательные свойства пластика, с которыми сталкивается общество сегодня.
При возврате тонны пластика во вторичный оборот транспортные издержки во много раз выше, чем у бумаги, так как требуется больше транспортных средств для перевозки из-за объема материала и его структуры. По этой самой причине ставки сбора операторов систем расширенной ответственности производителей в Европе на пластик гораздо выше, чем на бумагу. Например, в Нидерландах ставка на пластиковую упаковку по состоянию на 2019 год составляет 640 евро за тонну, на бумажную – 22 евро, разница в 29 раз.
Из-за трудности прессования пластиковой упаковки (основной объем – емкости, с довольно высокой жесткостью) логистика этого материала для рециклинга во много раз дороже, чем у бумажной упаковки, а не наоборот. И такие прямо противоположные логике аргументы не редкость в случае попыток «очернения» бумаги.
Рынок и государственное регулирование
Главное, что движет выбором тех или иных упаковочных решений на уровне бизнеса и их последующим рециклингом – это рынок и государственное регулирование. На уровне рынка доставка готовой продукции, к примеру, напитка в стеклянных бутылках или в металлической упаковке, требует большего расхода топлива при транспортировке, чем в пластиковой, потому что стекло или металл тяжелее. По оценкам, доставка в пластике потребляет на 50% меньше энергии при транспортировке. К тому же потери продукта ниже, поэтому выбор для бизнеса очевиден. Если государство не может или не хочет регулировать ответственность за те отходы, которые образуются после использования товара, ситуацию на уровне потребителя не изменить.
То же самое на уровне рециклинга (кроме благотворительных проектов, для которых экономическая целесообразность деятельности не главное), бизнес занимается сбором, обработкой и утилизацией тех материалов, реализация которых приносит прибыль.
Системно ситуацию могут изменить только действия государства, которое может стимулировать развитие переработки большей части отходов упаковки за счет единых для всего мира общеизвестных экономических инструментов: расширенной ответственности производителя;запретов и ограничений на захоронение несортированных ТКО на полигонах и регулирования платы за захоронение; схем "плати столько, сколько выбрасываешь" (PAYT), то есть оплаты вывоза ТКО "по факту", дифференцированный тариф за вывоз вторсырья; налогового регулирования сделок по продаже вторсырья.
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный Закон №458-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». После вступления в силу 1 января 2016 Федерального Закона №458-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» каждый регион обязан разработать территориальную схему обращения с отходами и выбрать регионального оператора, который будет осуществлять всю деятельность по обращению с отходами в регионе. Региональный оператор отвечает за всю технологическую цепочку: сбор и накопление, транспортирование, обработку и утилизацию, захоронение отходов. Он должен обеспечить проведение договорной кампании, расчет оптимальных маршрутов и их соблюдение каждым транспортным средством, менеджмент и контроль.
При этом тарифы, по которым он будет работать, и стратегия на ближайшие несколько лет определяются в территориальной схеме заранее. Поэтому любая ошибка в территориальной схеме критична. Нельзя ошибиться с расчетом тарифа: либо люди будут переплачивать за услугу, либо региональный оператор разорится и не сможет вывозить мусор вовремя. Нельзя ошибиться с мощностями объектов инфраструктуры – это может привести к экологической катастрофе. Нельзя ошибиться в сборе данных, потому что останутся не охваченными целые улицы и поселения.
Прогнозы с математической точностью
В основу расчетного ядра должна быть заложена математическая модель, позволяющая оценивать любое количество событий с учетом сотен экономических и технических факторов. Используются собственные алгоритмы работы с большими данными, оптимизации и прокладки маршрутов, внесения корректировок в систему в режиме реального времени.
С помощью использования электронной модели территориальной схемы можно:
1) собрать, проверить и проанализировать все данные по обращению с отходами в регионе,
2) построить на основе этих данных модели и прогнозы, чтобы с математической точностью знать, как отрасль будет развиваться,
3) решить, какие из этих путей развития предпочтительнее, и с помощью ПАК воплотить их в жизнь.
В рамках электронного регионального кадастра отходов происходит сбор и обработка данных об отходообразователях (МКД, ИЖС, юр. лицах) и, одновременно, запускается инструмент контроля за исполнением законодательства в сфере обращения с отходами. В системе работают сами отходообразователи, операторы отрасли по обращению с отходами и представители органов государственной власти, контролирующих подачу отчетности. Должно быть все максимально автоматизировано, начиная от заполнения форм, и заканчивая выставлением штрафов за выявленные нарушения законодательства. Благодаря работе в системе, регион в каждый момент времени обладает актуальными, полными и корректными данным об обращении с отходами на своей территории. На основании таких данных можно смело планировать отрасль на годы вперед.
Системой автоматически осуществляется планирование, управление бизнес-процессами, прокладка и оптимизация маршрутов, постановка задач на вывоз и транспортировку мусора, и контроль их выполнения, учет отходов на объектах инфраструктуры. Для водителей мусоровозов должно быть предусмотрено отдельное мобильное приложение, на контейнеры и машины устанавливается специальное оборудование, которое позволяет следить, как идет работа, в реальном времени.
Электронная система может учесть информацию по каждому дому, каждому мусорному контейнеру, каждому мусоровозу, всем полигонам, перегрузкам, сортировкам, мусоросжигающим заводам в целом регионе. Уникальная математическая модель показывает, как нужно проложить маршруты движения транспорта, чтобы собрать мусор быстрее и дешевле всего, как загрузить объекты инфраструктуры, чтобы они проработали дольше, где строить новые объекты и когда такая необходимость возникнет. Расчеты ведутся на десятилетия вперед, в них заложены все доступные факторы: экономические, социальные, экологические, пространственно-логистические.
Благодаря внедрению электронных сервисов и цифровизации отрасли обращения с твёрдыми коммунальными отходами, мы получим минимально возможные тарифы, качественные услуги для российских граждан и устойчивое финансовое положения инвесторов – региональных операторов.
Источник:
Источник: Альянс Зеленых - Народная Партия
Обсудить новость на Форуме
25 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |