17:15 03.09.2020 | Все новости раздела "Альянс Зелёных"
Забот полон порт: экологи придумали способ защитить россиян от угольной пыли
Стандарт экологии
Заместитель председателя общественного совета при Минприроды РФ Александр Закондырин сообщил «Известиям», что в ближайшее время совет разработает комплекс мер по экологически безопасной технологии перевалки угля. Проект, по словам эколога, уже в сентябре будет направлен в федеральные ведомства и может быть рассмотрен в качестве поправки в ФЗ о морских портах.
— Сейчас главная задача — сделать государственный стандарт экологически безопасной перевалки угля, обязательный для исполнения всеми стивидорными компаниями России, — отметил он.
Угольные штабеля на территории «Находкинского морского торгового порта»
Фото: ТАСС/Сергей СавостьяновПо его словам, в России работают 62 стивидорные компании, и стандарт должен будет учесть их особенности. Так, например, в документе будет прописана обязательная градация портов согласно их грузообороту — до 1 млн т в год, до 10 млн т и свыше 10 млн т. В зависимости от мощности порта ему будут выдвигаться различные требования к оснащенности экологическими технологиями, добавил Александр Закондырин.
Решение оперативно разработать такой стандарт было принято после визита федеральных экологов на одно из крупнейших стивидорных предприятий Находки — Находкинский морской торговый порт (МТП). 27 августа специалисты общественного совета Минприроды пришли туда с проверкой.
Экологические проблемы города вызвали общественный резонанс еще в 2017 году. Во время «прямой линии» с Владимиром Путиным местный школьник пожаловался, что жители Находки задыхаются в пыли. Президент тогда поручил навести порядок в портах и снизить негативное воздействие для граждан. В итоге в 2018 году был подписан ряд соглашений между стивидорами и региональными и федеральными органами власти.
— До конца 2020 года все стивидоры Находки обязали перейти на экологически безопасные технологии перевалки сыпучих грузов, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Находкинского МТП.
На территории «Находкинского морского торгового порта»
Фото: ТАСС/Сергей СавостьяновВ 2017 году также разработали специальный справочник наилучших доступных технологий (НДТ), в котором были описаны технологии для защищенной перевалки сыпучих грузов. Местные власти обещали к 2021 году прекратить деятельность стивидоров, которые не осуществят внедрение технологий, прописанных в документе.
В начале августа председатель думы Находкинского городского округа Александр Киселев и председатель Совета ветеранов Борис Маношкин направили письмо в общественный совет при Минприроды с призывом провести проверку выполнения экологических требований стивидорными компаниями по борьбе с угольной пылью. По их мнению, довольно сложно определить, насколько добросовестно предприятия выполняют правила.
Перегрузочный терминал Находкинского МТП расположен в городской черте, при этом ежегодный грузооборот угля на предприятии — более 10 млн т. По итогам проверки Александр Закондырин отметил, что, согласно поручению президента, на предприятии действительно ведется системная работа по модернизации перевалки и внедряются наилучшие доступные технологии. Тем не менее местные жители жалуются на экологические проблемы в ряде районов.
Общественники указали, что проблема запыления воздуха Находки всё еще далека от решения. Дело в том, что сегодня там работают 12 стивидоров, и если крупные компании требования соблюдают, то небольшие их игнорируют, прикрываясь финансовыми проблемами.
Опасная близость
Общественный инспектор Росприроднадзора Андрей Карпов рассказал «Известиям», что угольная пыль по-прежнему создает трудности местным жителям.
— Люди страдают от заболеваний дыхательных путей. Им приходится ежедневно мыть квартиры, угольная пыль оседает внутри помещений, а зимой снег принимает черный оттенок, — отметил он.
Врач-пульмонолог Дорожной клинической больницы им. Н.А. Семашко Вячеслав Овечкин подтвердил «Известиям», что у людей, живущих в городах с повышенной концентрацией угольной пыли в воздухе, есть риски серьезных последствий для здоровья.
— Мелкая угольная пыль не выводится из легких, а оседает в них и при длительном воздействии приводит к антракозу, хроническому заболеванию легких, — отметил врач.
Антракоз провоцирует кашель, одышку, боль в груди и утомляемость, а его симптомы носят прогрессирующий характер.
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
Андрей Карпов отметил, что ярко выраженный эффект запыления присутствует именно в районе работы небольших компаний, которые, по его мнению, умышленно игнорируют экологические требования.
— Владельцы некоторых мелких стивидорных компаний пытаются набить свой карман и не вкладываются в обновление производства, — заключил общественный инспектор Росприроднадзора.
Угольная пыль тяжелее воздуха и может оседать только в том квартале, где работает загрязняющее предприятие, сказал «Известиям» замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. При этом эксперт отметил целесообразность инициативы экологов.
— В рамках справочника НДТ предусмотрен перечень тех нововведений, которые следует внедрять стивидорным компаниям. Но, вероятно, некоторые небольшие фирмы эти рекомендации не выполняют, — отметил эксперт.
Александр Фролов считает предложение создать единый стандарт экологически безопасной перевалки целесообразным — инициатива поможет защитить граждан от угольной пыли, отметил аналитик. А градация требований к предприятиям в зависимости от их размеров позволит учесть их экономические возможности в модернизации. Такие требования, по его словам, вполне реально исполнить.
Генеральный директор Находкинского МТП Владимир Григорьев сообщил «Известиям», что предприятие поддерживает инициативу экологов, так как единый стандарт четко сформулирует требования, выдвигаемые к предприятию.
«Известия» направили запросы в Минприроды, Росприроднадзор, Минэнерго, аппарат вице-премьера Виктории Абрамченко, а также другим стивидорным компаниям — ОАО «Терминал Астафьева», АО «Восточный порт», ООО «Стивидорная компания малый порт».
Источник:
Источник: Альянс Зеленых - Народная Партия
Обсудить новость на Форуме