12:30 16.02.2023 | Все новости раздела "Альянс Зелёных"

Штрафы за вредные выбросы: за или против

Общественное обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение законодательства о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», подготовленного Минприроды России, состоялось 14 февраля в Общественной палате РФ по инициативе Комиссии по экологии и охране окружающей среды. Соорганизатором мероприятия выступил Общественный совет при Минприроды России.

Президент РФ Владимир Путин Правительству и Госдуме до 15 июля 2022 года установить административную и финансовую ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на квотируемых объектах, за недостижение или несвоевременное достижение установленных квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе исходя из оборотных штрафов.

Проект федерального закона был разработан Минприроды России, но при этом вызвал разногласия на межведомственном уровне, среди промышленного и бизнес-сообществ.

В рамках общественной экспертизы в ОП РФ обсудили обоснованность размера оборотного штрафа за недостижение квот выбросов, его соразмерность с точки зрения общественной опасности и последствий. Мнением о законопроекте поделились представители финансово-промышленных групп и эксперты в области промышленной безопасности, участвующие в реализации федерального проекта «Чистый воздух».

«Сегодня наше заседание проходит в рамках контроля за исполнением Поручений Президента. Это задача номер один в деятельности Общественной палаты. Убеждена, что разговор будет конструктивным, хотя, очевидно, споров не избежать. Тем не менее, надеюсь, нам удастся найти точки соприкосновения для достижения баланса интересов общества, бизнеса и власти», — сказала, открывая мероприятие , председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды.

Александр Закондырин, председатель Общественного совета при Минприроды России, подчеркнул, что законопроект вызывает вопросы: будет ли сохранен баланс между промышленностью и экологией, будет ли далее обеспечено экономическое благополучие страны.

«Важно сохранить налоговую базу, рабочие места, но при этом всем соблюдать экологические нормы ради здоровья граждан. Понятно, что сегодня производители испытывают самые разные трудности, от логистических до технологических, происходит переориентация на другие рынки. Тем не менее, это вовсе не означает, что мы должны отказаться от наших амбициозных планов. Нам важен не набор бюрократических мероприятий, а конечный результат — улучшение качества жизни», — подчеркнул он.

Более подробно о законопроекте рассказал первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Константин Цыганов. Он подчеркнул, что проект «Чистый воздух» особенно важен для населения страны, поскольку во время неблагоприятных метеорологических условий люди особенно чувствительны к качеству воздуха.

«Воздух влияет на множество показателей: самочувствие, здоровье, работоспособность. Поэтому наше министерство делает все возможное, чтобы добиться положительных результатов. Так, в 2021 году мы ввели квоты для предприятий в городах-участниках проекта “Чистый воздух”. В большинстве своем производители представили планы по достижению этих квот, мы их все рассмотрели и решили ряд спорных вопросов. Кроме того, в своих действиях мы учитываем ситуацию, в которой сейчас оказались отечественные компании, поэтому после событий февраля 2022 года мы внесли ряд изменений в предложенный законопроект. Например, точечно согласовали сроки достижения результатов до 2026 года», — пояснил спикер.

Елена Шаройкина в свою очередь обратила внимание на то, что у Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды и у Координационного совета при ОП РФ по экологическому благополучию сложился очень хороший диалог с командой федерального проекта «Чистый воздух».

«Мы полностью поддерживаем идеологию проекта, заданную государством, у нас общие приоритеты — здоровье людей и экологическое благополучие, и мы должны им следовать, несмотря на все послабления и моратории на проверки. При этом не совсем ясно, как будет работать предложенный в рамках законопроекта механизм в отношении больших корпораций. Допустим, одна бизнес-корпорация представляет собой комплекс из десяти предприятий. И девять из них по квотированию все выполнили идеально, а одно, скажем, вышло за пределы на два процента. Наказана будет вся корпорация?» — уточнила Елена Шаройкина.

Отвечая на вопрос, Константин Цыганов заверил, что министерство слышит голос бизнеса, поэтому законодательством предусмотрены компенсационные мероприятия. «Если предприятия не успевают достичь заявленных результатов, они могут прийти и обосновать необходимость переноса с применением компенсационных мероприятий. После этого мы даем им еще год без оборотных штрафов», — пояснил он.

Позицию Росприроднадзора по представленному законопроекту озвучил советник руководителя службы Амирхан Амирханов. По его мнению, с учетом заданной государственной политики любой вопрос, поднятый в рамках реализации проекта «Чистый воздух» или представленного законопроекта, будет урегулирован в пользу граждан.

«Как бы там ни было, любая корпорация, предприятие или производство должны исходить из принципа “не навреди”. И конечно, если говорить о квотировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то мы идем по непротоптанному пути. Это совершенно новая история, где действительно важно, с одной стороны, не задушить производство, а с другой — обеспечить правильное отношение производителей к своей работе и деятельности. Единственное, полагаю, есть смысл хорошо продумать и донастроить механизм реализации представленного проекта федерального закона. Это, думаю, будет сделано в ближайшее время», — закончил Амирханов.

Сенатор Геннадий Орденов напомнил, что Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию одобрил законопроект по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях о выбросах парниковых газов.

«Он очень похож на тот, что мы рассматриваем сегодня. Там также идет речь о предоставлении или непредоставлении искаженной информации, если предприятие не соблюдает законодательные нормы об отчетности. Если говорить о соразмерности штрафов, то тут, к сожалению, я не могу дать объективной оценки. Тем не менее, однозначно считаю, что за несоблюдение законов должно быть справедливое наказание», — сказал он.

В своем выступлении Петр Бобылев, директор Департамента угольной промышленности Минэнерго России, сделал акцент на производстве угля в контексте реализации проекта «Чистый воздух».

«Хочу напомнить, что из 40 городов-участников более 25 можно назвать угольными. Наши прямые коллеги — металлурги. И для обеих отраслей данный законопроект — это не просто вопрос ведения бизнеса и развития, но и вопрос стагнации и деградации наших возможностей. С другой стороны, на второй чаше весов у нас здоровье граждан. Поэтому мы в Минэнерго без квотирования уже давно поставили себе жесткие целевые показатели. Мы взяли курс на экологизацию отрасли по всем направлениям. И только за последние пять лет, опять-таки, без штрафных санкций, “мягкой силой”, уровень нарушенных земель с 5 процентов мы вывели на 30 процентов рекультивации. Но наша цель — достичь не менее 66 процентов», — рассказал спикер.

Он также сообщил, за последние годы уровень загрязняющих выбросов в атмосферный воздух снизился. «Очевидно, положительный опыт есть, и, на мой взгляд, его нужно всячески поощрять и транслировать», — добавил Бобылев.

Как представитель бизнес-сообщества, своим мнением о законопроекте поделился Станислав Селезнев, вице-президент по экологии и промышленной безопасности Горно-металлургического комплекса «Норильский Никель». Благодаря Минприроды и проекту «Чистый воздух» в России начались существенные положительные изменения, считает эксперт.

«Тем не менее, ряд аспектов вызывает у нас беспокойство. Например, введение самих оборотных штрафов. Действующее законодательство и так предусматривает взыскание сверхлимитной платы за загрязняющие вещества. Стоит ли все усложнять?» — задался вопросом спикер.

Председатель Общественного совета при Росгидромете Вадим Петров подчеркнул, что в Федеральном законе речь идет именно об эксперименте.

«Важный момент: в законе не прописано, чем он должен закончится. Квотирование представляет огромное множество инструментов, которые можно постоянно совершенствовать и актуализировать. Сегодня, мы, наконец, выходим на понимание, как должен работать законодательный механизм. Тем не менее, подчеркну, что наша главная задача не столько собрать средства и отправить их в Минфин, сколько обеспечить качество жизни и снижение загрязняющих веществ. Поэтому, когда речь идет о каких-то принуждающих механизмах, возможно, для бизнеса это правильно. Но пока проводится эксперимент и не подведены итоги, пока мы не дали объективную оценку тому, как работают механизмы, говорить о штрафных санкциях, думаю, рано», — подытожил он.

Максим Корольков, руководитель проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология», в свою очередь, еще раз напомнил о том, что эксперимент по квотированию начался в 2019 году, и тогда же был принят ФЗ-195.

«Вот уже четыре года в ряде городов мы слышим, что люди не видят результатов работы проекта “Чистый воздух”. О чем это говорит? О том, что необходимо довести до конца принятые планы, не затягивая. Есть предприятия и города, которые подошли к реализации поставленных задач с большой ответственностью и за это время успели провести глобальную модернизацию. Наряду с ними, есть города, где совершенно другая ситуация. И это нужно решать с учетом интересов всех заинтересованных сторон — бизнеса, населения и государства. Поэтому предлагается очень гибкая система работы, обсуждаются предложения по изменению квот», — уточнил он.

Завершая мероприятие, Елена Шаройкина добавила, что все замечания и предложения войдут в итоговую резолюцию для профильных министерств и ведомств.

«Мы — комиссия по экологии и охране окружающей среды. Наша задача — смотреть на все процессы с этой точки зрения, защищать отстаивать интересы окружающей среды и населения, обеспечивать условия для экологической безопасности страны. Поэтому, конечно, мы будем отстаивать свою позицию. Но в разумных пределах. Мы прекрасно понимаем, что происходит в нашей стране, всегда учитываем это и готовы к компромиссу», — заключила она.

Источник:

Источник: Альянс Зеленых - Народная Партия

  Обсудить новость на Форуме