14:00 06.10.2020 | Все новости раздела "Альянс Зелёных"
Эксперты: общественное обсуждение проекта трассы в Волгоградской области – единственно верный алгоритм действия
По итогам широкого обсуждения в Волгограде выбран проект строительства стратегически важного инфраструктурного объекта – мостового перехода через Волго-Ахтубинскую пойму. Магистраль соединит уже действующие мосты через Волгу и Ахтубу и разгрузит действующую трассу Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба, по которой ежедневно проезжают более 30 тыс. машин, что в пять раз превышает положенную пропускную способность. Поскольку проект имеет высокую общественную значимость, а его реализация сопряжена с экологической нагрузкой на природоохранную территорию, для его обсуждения экологический совет при Волгоградской облдуме сформировал рабочую группу из ученых, общественников и представителей органов власти. В итоге был выбран вариант, который учитывает мнение жителей, а также соответствует всем экологическим требованиям.
В одобрен проект строительства третьего комплекса мостового перехода через Волгу. Будущая автомагистраль соединит уже действующие мосты через Волгу и Ахтубу. Понимая высокую общественную значимость проекта, власти Волгоградской области привлекли к его обсуждению ученых и общественников. Члены рабочей группы при Экосовете Волгоградской облдумы, которые занимались экспертной оценкой четырех представленных на рассмотрение проектов, единодушны в том, что будущая трасса имеет стратегически важное значение для региона. Необходимость строительства перехода вызвана перегрузкой трассы Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба, по которой ежедневно проезжают более 30 тыс. машин, что в пять раз превышает положенную пропускную способность. Это повышает аварийность, а также негативно отражается на состоянии воздуха.
Вопрос, строить или нет дорогу, сегодня не стоит: магистраль жизненно необходима региону, считает член Общественного совета при Минприроды РФ, известный российский эколог . По словам эксперта, «транспортная проблема Волгограда – это реальность», а перегрузка имеющихся трасс крайне негативно сказывается на состоянии воздуха. «Решение экологических и транспортных проблем Волгограда – это взаимосвязанные вещи. В городах до 90% загрязнений атмосферного воздуха приходится именно на автомобильный транспорт, это результат выхлопных газов, которые достигают максимальных значений, когда город стоит в пробках. Поэтому и мосты, и дороги необходимо строить, это не вызывает сомнения», – уверен эксперт.
С экологом согласен и депутат Госдумы, член комитета по транспорту и строительству . «Машин все больше, больше и больше, и трафик увеличивается кратно. И приходится искать решения, которые в том числе связаны и с экологическими издержками – вырубкой лесов и так далее. В данном случае строительство мостового перехода безальтернативно. Другое дело, что речь идет об экосистеме Волги, и нужно предпринять все возможное для ее сохранения. Эта экосистема затрагивает огромную территорию, где все взаимосвязано. И если где-то в одном месте будет нарушен баланс, то пострадают очень многие. Мультипликативный эффект. Например, рыболовецкие колхозы понесут убытки, а это и рабочие места, и налоги в бюджет. Поэтому подходить нужно крайне взвешенно к экологической составляющей в первую очередь водных ресурсов».
Поскольку строительство важного инфраструктурного объекта для региона сопряжено с экологической нагрузкой на природоохранную территорию Волго-Ахтубинской поймы, то эксперты сходятся во мнении, что «между развитием инфраструктуры и сохранением окружающей среды должен быть определенный баланс». «И чтобы этого баланса добиться, нужно понимать, где и что мы собираемся построить, какой от этого будет эффект и какие компенсационные мероприятия нужно провести на этой территории. Безусловно, при таком строительстве сначала должны быть проведены изыскания, собраны экспертные мнения, а дальше – широкое общественное обсуждение. Это единственно правильный алгоритм действия», – подчеркивает Александр Закондырин.
Именно поэтому в общественной дискуссии, которая развернулась в Волгоградской области по выбору проекта строительства магистрали, самое активное участие принимали ученые, задача которых заключалась в поиске вариантов, сводящих к минимуму возможный вред для экосистемы поймы и ее биоводных ресурсов. Из всех проектов возможного прохождения трассы в итоге был выбран тот, который, по мнению рабочей группы, сопряжен с наименьшими неудобствами для жителей близлежащих населенных пунктов и наименьшими потерями для экологии.
Так, главный научный сотрудник Федерального научного центра агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения, академик РАН считает, что выбранный проект строительства трассы в первую очередь «наименее травмирующий для экологии поймы» (ранее проект получил положительные технические заключения и «добро» на строительство от Рослесхоза). Кулик особо отметил ту часть проекта, где говорится о запланированных компенсационных посадках. Проектом предусмотрена высадка свыше 200 тыс. саженцев, в том числе почти 103 тыс. саженцев дуба, что в разы превысит количество вырубаемых деревьев.
«Это стратегическая дорога, которая связывает две очень крупные федеральные трассы. Поэтому вопрос, строить или не строить, не стоит, – говорит Константин Кулик. – Конечно, при строительстве будут затронуты лесные массивы и некоторые степные зоны. Но при этом предусмотрены и масштабные работы по озеленению и лесовосстановлению. Я считаю, что проект хорошо проработан специалистами, а компенсационные посадки – большой прогресс в озеленении Волго-Ахтубинской поймы. Тем более посадки будут производиться местным посадочным материалом: саженцы очень хорошие, в контейнерах, они адаптированы к нашим условиям, а не привозные. Кроме того, продумана инфраструктура – уход, полив. Нам надо доверять специалистам, которые разработали этот проект, экспертам, которые выдали заключение, и пожелать, чтобы это было сделано с минимальным ущербом для экосистемы. Нам всем очень хочется, чтобы пойма процветала».
В свою очередь главный ихтиолог Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» обращает внимание, что при проектировании магистрали были выполнены расчеты оценки ущерба водным биоресурсам при воздействии на акваторию ериков и пойменную часть и получено положительное заключение экспертов. По словам Яковлева, «претензий к проекту со стороны рыбников нет».
«Трасса спроектирована с минимальным повреждением водных объектов и водоохранной зоны. В общей сложности дорога так или иначе затрагивает шесть ериков, пересечение практически везде идет под прямым углом, что позволяет минимально нарушить как саму акваторию ериков, так и водоохранную зону. Широкие мостовые переходы оставляют много места для прохождения паводковых вод, что позволит обводнить пойменные участки, куда затем будет выходить рыба для нереста. Опоры будут стоять на береговой линии, не затрагивая водную акваторию, что позволит минимизировать влияние на донное сообщество и на водоток», – поясняет эксперт-ихтиолог.
Сергей Яковлев также дал высокую оценку системе водоочистки сточных вод: «На данной трассе все очень хорошо продумано проектировщиками. Предусмотрено максимальное количество локальных очистных сооружений стоков с автодороги, которые будут проходить очистку, и никакая грязь в водотоки в саму Волго-Ахтубинскую пойму с трассы не будет попадать. И это очень важно для сохранения экосистемы и биоресурсов».
«Созданная в Волгограде рабочая группа – это экспертного уровня механизм, когда люди, глубоко погруженные в проблематику, разбирающиеся в специфике, в вопросах экологии и природопользования, оценивают проектную документацию, проводят внешнюю экспертизу проекта и говорят о том, насколько это возможно и целесообразно», – говорит первый зампред комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив ОП РФ .
Проведенная работа говорит о том, что власти Волгоградской области во главе с губернатором Андреем Бочаровым не только открыты для широкой общественной дискуссии по наиболее значимым вопросам, но и сами становятся инициаторами подобного обсуждения, как это произошло с проектом строительства магистрали.
«Это отличная история, – продолжает Кирьянов. – Если смотреть на ситуацию, связанную с реализацией инфраструктурных проектов, со строительством в целом, то сегодня задача власти – обеспечить максимальную доступность информации по экологическим последствиям и провести консультации с представителями всех заинтересованных сторон. И это не только экологи, а представители жителей тех населенных пунктов, которые рядом. Люди должны знать, что происходит, зачем это нужно, к каким стратегическим целям ведет та или иная большая стройка. Самый лучший путь урегулирования социального конфликта – это не допускать его. И здесь региональная власть и общественность становятся сомодераторами процесса, потому что общественность без власти – это про то, как заявить проблему, сформулировать ее, но не решить. А экологическая общественность вместе с властью – это поиск оптимального режима, в том числе для тех, кто живет на затронутых территориях, о субъектах предпринимательства, которых затрагивает инфраструктурная стройка».
Добавим, что выбранный по итогам обсуждения проект трассы пройдет по пожеланию жителей в обход населенных пунктов, а также сохранит существующие зоны отдыха и пляжи. Для шумоизоляции и пылезащиты вдоль трассы предусмотрено возведение специальных акустических экранов. На всем протяжении трасса будет выполнена без возможности съезда в лесной массив, что станет защитой от дополнительной антропогенной нагрузки. Среди проектных решений также отметим устройство площадки для отдыха водителей и пассажиров в дальней поездке, где будут установлены беседки, биотуалеты, обустроены парковочные места и искусственное освещение в ночное время суток.
Источник:
Источник: Альянс Зеленых - Народная Партия
Обсудить новость на Форуме