12:00 04.09.2020 | Все новости раздела "Альянс Зелёных"
Что на том конце Транссиба
Обновленная Стратегии развития угольной промышленности России подразумевает, что до 2035 года добыча угля увеличится в полтора раза — до 668 млн тонн. При этом произойдет почти двукратный рост экспорта, который должен составить 392 млн тонн. Это позволит в два с половиной раза увеличить отчисления в бюджеты различных уровней и в 1,8 раза повысить вклад отрасли в валовой внутренний продукт России.
При этом старые рынки сбыта для угля стагнируют. Классические угольные страны — Германия, Великобритания и даже США — отказываются от угля в пользу альтернативной генерации и газа. Тем не менее уголь сохраняет свои позиции в развивающихся странах — Индии и Китае, которые год от года увеличивают его потребление. Вынуждены реагировать и угледобытчики, переориентируя поставки с западных портов (Усть-Луга и Мурманск) на восточные (Находка, порт Восточный, Посьет, Ванино).
Казалось бы, все хорошо, для России экспорт угля — дело выгодное. В год он приносит 16 млрд долларов выручки, налоги, инвестиции, сотни тысяч рабочих мест в Кузбассе, Якутии, Забайкалье. Однако увеличение добычи и перевалки было настолько быстрым, что вся система столкнулась с проблемами роста: железнодорожная и портовая инфраструктура не была готова к таким объемам. В результате началось переориентирование универсальных терминалов, ранее работавших с генеральными грузами, на сыпучий уголь. Особенно активно этот процесс шел в Находке. Именно через этот город проходит половина восточного экспорта угля. Так, через 12 стивидорных компаний вблизи Находки в прошлом году прошло порядка 60 млн тонн угля, а через терминалы, находящиеся непосредственно в городе, — 16 млн тонн.
Ворота в Азию
«Наш труд тебе, Родина!» — гордо гласит надпись, на аккуратной «хрущевке», окна которой смотрят на залив Находка. На балконах сушится белое белье, а через дорогу внизу лежат горы угля. Если смотреть с сопки, видно, как огромная береговая линия вся кипит. Практически у каждой причальной стенки стоит балкер, куда днем и ночью десятки кранов-грейферов без остановки грузят уголь.
С высоты кажется, что маленькие вагоны подвозят его к причальной стенке, выгружают, тут же подъезжает кран-манипулятор, сгружает его на транспортер, который строит горки высотой по десять-пятнадцать метров. Ковш грейферов мягко входит в гору угля и медленно перегружает его в трюм.
Каждые час-два по одноколейке приезжает новый состав, привозящий уголь по Транссибу в его конечную точку — Находку. История Находкинского морского торгового порта насчитывает более 70 лет. Семнадцатого июня 1947 года Совет министров СССР принял постановление «Об организации порта в бухте Находка». Именно эта дата является днем основания порта. В 1947 году в порту причалило первое торговое судно — датский пароход «Грета Мерск».
На первом этапе порт использовался для военных нужд. Однако порт никогда не был закрытым, в него могли заходить международные суда. Именно это дало импульс для развития. Строительство первых причалов торгового порта в бухте привело к бурному развитию поселка Находка, который уже через три года, в 1950-м, получил статус города. Порт стремительно рос и вскоре стал первым из пяти звеньев мощного транспортного узла «Находка — Восточный», а затем — конечной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали.
В советское время порт стал уникальным предприятием. Здесь впервые реализовывались многие проекты государственного уровня — например, был создан первый в Советском Союзе контейнерный терминал.
Сегодня со стороны дальневосточных портов в Центральную Россию, а затем и Европу традиционно идут глинозем и контейнерные грузы. В обратном направлении — нефть и нефтепродукты, уголь, металлы и продукция лесопромышленного комплекса.
Однако со строительством трубопровода ВСТО нефть постепенно ушла из балкерных портов Дальнего Востока в специализированный порт Козьмино. То же произошло с круглым лесом, попавшим под запретительные экспортные пошлины. Металлы, как продукция более высокого передела, сконцентрированы в нескольких портах, и их объемы невелики. В итоге главным товаром, давшим развитие портам на дальневосточном направлении, в последние годы стал уголь. Несмотря на множество экологических нареканий, этот ресурс остается базовым для мировой экономики. По-прежнему в мире каждый второй киловатт электроэнергии вырабатывается из угля, а порты Дальнего Востока за последние десять лет переориентировались на этот товар. При этом объемы будут расти. Например, две главные транспортные магистрали, БАМ и Транссиб, согласно майскому указу президента должны увеличить свою мощность с 125 млн до 180 млн тонн к 2024 году.
Но мало построить дорогу, необходимо подготовить и перевалку. Если еще пару десятилетий назад страна экспортировала десятки миллионов тонн угля, то теперь объемы выросли кратно и приблизились к 200 млн тонн. И рост будет продолжаться. При этом портовая инфраструктура была абсолютно не готова к этому. Кратно нарастив объемы перевалки, приморские города столкнулись с очевидной проблемой сыпучих грузов — пылением.
Внимание президента
Визитная карточка Находки — две горы, Брат и Сестра, стоящие в устье реки Сучан. Однако известняк, из которого состоят сопки, потребовался для строительства порта. В итоге четверть горы было спилено. «Советская власть использовала гору Брат для строительных нужд. Это поменяло розу ветров города, стало сильно ветренее, — вспоминает старожил Находки. — А раньше здесь росли груши, персики».
Находка действительно жемчужина Приморья. Красивейшая бухта, хороший климат, чистейшая вода, разнообразная флора и фауна. Недаром здесь с советских времен базируется один из крупнейших рыбодобытчиков страны — Находкинская база активного морского рыболовства.
Новые времена — новые вызовы. Для города большим вызовом стал уголь. Пик проблем пришелся на 2017 год. Недовольство местных жителей даже привлекло внимание президента Владимира Путина. После того как глава государства пообщался во время прямой линии со школьником Андреем Болем из Находки, он поручил навести порядок в портах и снизить негативное воздействие угля.
Сегодня в Находке работает двенадцать стивидорных компаний. Крупных стивидора два: Восточный порт, переваливающий около 25 млн тонн, и Находкинский морской торговый порт — около 10 млн тонн. Кроме них здесь работают еще десяток менее крупных стивидорных компаний.
После критики президента они начали активно модернизироваться. «До конца 2020 года все стивидоры Находки должны перейти на экологически безопасные технологии перевалки сыпучих грузов. Важность перехода на защищенную перевалку грузов отметил президент страны и дал соответствующее поручение», — говорит Владимир Григорьев, генеральный директор Находкинского морского торгового порта.
Для выполнения поручения на законодательном уровне был разработан справочник наилучших доступных технологий, основанный на наиболее эффективных мировых практиках. В справочнике описаны технологии для защищенной перевалки сыпучих грузов. Для стивидоров внедрение технологий из справочника обязательно.
«Находкинский морской торговый порт в полном объеме выполняет все принятые на себя экологические обязательства, во многих случаях с опережением графика. Порт установил по периметру своей территории ветрозащитные экраны, применяет стационарные и мобильные системы орошения и снегогенерации и многое другое. Порт также реализует экологические инициативы, выходящие за рамки требований. Например, использует целлюлозу для обработки угольных штабелей, установил водоотводный брус и так далее», — говорит Владимир Григорьев. За последние три года Находкинский МТП инвестировал в экологические мероприятия 1,5 миллиарда рублей. И много что удалось построить. Но на этом инвестиции не закончатся. Многие проекты находятся на стадии реализации и в ближайшие полтора года инвестиции достигнут 4,3 млрд рублей.
Полностью решить проблему угольной пыли практически невозможно.
Но мировой опыт говорит, что ее количество можно свести к минимуму
СЕРГЕЙ САВОСТЬЯНОВ/ТАСС
Независимый эксперт
После указа президента порты делают многое для снижения воздействия на окружающую среду.
Не дремлют и надзорные органы. Они обязали установить на всех терминалах метеостанции с датчиками пыли, данные с которых автоматически идут в Росприроднадзор. Если выявлено превышение выбросов пыли, надзорные органы пишут заявление в прокуратуру. Та начинает проверку и может подать в суд для приостановки деятельности порта — до 90 дней. Любой простой — это большие убытки для порта, это штрафы за невыполненные обязательства и т. п. Например, в конце марта прошлого года Находкинский городской суд приостановил деятельности ООО «Порт Ливадия» на 14 суток.
«Для контроля качества воздуха Находкинский МТП установил шесть датчиков с функцией онлайн-мониторинга и передачи данных как на территории порта, так и в близлежащем жилом массиве. Мониторинг текущего года показывает, что предельная средняя норма содержания пыли в атмосфере — 0,15 миллиграмма на кубический метр — не была превышена ни на одном из шести датчиков. Даже несмотря на обыкновенную уличную пыль, которая тоже суммируется», — говорит Владимир Григорьев.
Динамика наблюдений показывает снижение концентрации пыли за последние два года на 10–40%, в том числе в зимний период, когда отсутствует влажность, дуют сильные ветры с моря, а снежный покров минимален. «Это объективный фактор эффективности инвестиций в экологию со стороны стивидоров», — говорит директор порта.
Порты много вкладывают в подавление пылеобразования. Для этого покупаются оросительные пушки, используется водный раствор целлюлозы, которым покрывают штабеля с углем, в итоге на угольной горе образуется плотная корка, не позволяющая мелким частицам угля подниматься в воздух. Конечно, строятся защитные экраны высотой до 20 метров. Они имеют сложную конструкцию, создающую встречные завихрения воздушных потоков, что в итоге гасит их энергию и подавляет пыль. Сегодня общая протяженность таких экранов на территории порта — около двух километров.
Современное оборудование настолько сложное, что провести экспертизу его соответствия НДТ и требованиям законодательства могут лишь высококвалифицированные узкопрофильные специалисты. Поэтому с предложением объективно разобраться, есть ли экологический эффект от внедряемых стивидорами новых технологий и соответствуют ли они критерию НДТ, выступили депутаты городского совета Находки. «Депутаты горсовета в начале августа обратились в общественный совет, уважаемый независимый экспертный орган в области экологии и защиты окружающей среды, с предложением провести оценку эффективности применения угольными терминалами города Находки (особенно в районе жилого микрорайона Мыс Астафьева) технологий по минимизации образования угольной пыли и негативного воздействия на окружающую среду», — говорит председатель городского совета Находки Александр Киселев.
Общественные советы при Минприроды, Ростехнадзоре, Росгидромете в последнее время активно инспектируют крупные российские промышленные предприятия на предмет соответствия НДТ. В частности, за последний год инспекции посетили КрАЗ и Нижнетагильский меткомбинат.
«Наш общественный совет уже имеет опыт общественной оценки эффективности внедрения НДТ на предприятиях нескольких городов. По итогам каждого из подобных мероприятий были подготовлены заключения и рекомендации для предприятий, размещенные на сайте Минприроды РФ», — говорит руководитель рабочей группы «Технологии и экологические мероприятия» общественного совета при Минприроды Станислав Корякин.
В ответ на обращение депутата общественники вылетели в Находку и посетили крупнейший порт, работающий непосредственно в городе и на мыса Астафьева: Находкинский МТП.
«Мы осмотрели угольный терминал Находкинского морского торгового порта, это наиболее крупный терминал, находящейся в городской черте. Ежегодно здесь переваливают более десяти миллионов тонн угля, — рассказывает исполняющий обязанности председателя общественного совета Александр Закондырин. — Безусловно, терминал оказывает влияние на экологическую ситуацию в городе. При этом по поручению президента России в Находке ведется системная работа по модернизации технологии перевалки. Уже внедрены наилучшие доступные технологии, такие как пылеветрозащитные экраны, стационарные и мобильные системы пылеподавления, система автоматического мониторинга состояния атмосферного воздуха. Они снижают образование угольной пыли».
Полностью решить проблему угольной пыли практически невозможно. Но мировой опыт говорит, что ее количество можно свести к минимуму. Так, член общественного совета при Минприроды РФ Светлана Липина утверждает: «Если опираться на мировой опыт, то при любых методах борьбы с угольной пылью стопроцентной защиты от нее нет, даже при использовании всех существующих методов. Между тем существенно снизить объем пыления можно».
Находкинский порт подходит к этому. По словам Владимира Григорьева, в 2022 году планируется закончить один из самых крупных и важных проектов — строительство вагоноопрокидывателя — и ввести в эксплуатацию систему защищенной перевалки угля. «Суть проекта в том, что уголь будет выгружаться в закрытом помещении с использованием системы аспирации и сухого тумана, а перемещаться по территории порта по сети крытых конвейеров с использованием пересыпных станций, — говорит он. — Сегодня основное технологическое оборудование для проекта закуплено и поставлено. С марта 2020 года порт приступил к активной фазе реализации этого проекта» .
Помимо этого до конца 2020 года будет завершено строительство очистных сооружений. Исторически их в порту не было. Проект находится в завершающей стадии. Одна из четырех очередей введена в эксплуатацию. Три оставшиеся готовы примерно на 80%.
Что интересно, Находкинский МТП разрабатывает и свои собственные инновации в пылепоглощении. Например, сейчас проходит испытания новая система. Это не водная пушка, а труба со сплинкерной системой форсунок, пущенная поверх пылепоглощающего экрана. Вода под большим давлением распыляется через форсунки, создавая дополнительный защитный водный барьер. Светлана Липина считает, что подобные экологические инновации и практики нужно собирать в российских портах и максимально тиражировать.
С опорой на общество
Общественники не только посетили порт, но и встретились с представителями местного сообщества и обсудили наиболее острые темы, связанные с экологией города. «Мы провели серию встреч с местными экоактивистами и увидели очень профессиональных и неравнодушных людей. Было высказано много полезных предложений, которые будут использованы в работе федеральных органов власти. Мы надеемся, что общими усилиями нам удастся сформулировать практические предложения по системному исправлению экологической ситуации в портовых городах. Думаю, что мы можем выйти с предложениями в правительство РФ и в федеральный парламент, чтобы нормативно и законодательно закрепить понятия и регламент работы по экологически безопасным технологиям перевалки угля», — рассказал заместитель председателя общественного совета при Росприроднадзоре Андрей Нагибин.
Часто недопонимание между предприятиями и социумом происходит просто из-за отсутствия информации. Поэтому член Общественного совета при Росгидромете Зоя Шаргатова выступила с предложением раскрытия информации автоматической системы экологического мониторинга, работающего в режиме онлайн. «Наличие общегородской круглосуточно действующей автоматической системы экологического мониторинга может дать объективную экологическую картину и снять многие вопросы, связанные с залповыми выбросами угольной пыли. Жители города смогут обладать достоверной информации. Пример такой системы есть в России и соответствует всем международным требованиям — это Мосэкомониторинг, на сайте которого можно в любой момент увидеть полную картину экологической обстановки. Таким образом, это могло бы снять социальное напряжение», — говорит Зоя Шаргатова.
«Находкинский МТП продемонстрировал максимальную открытость в своей деятельности и готовность к диалогу с представителями общественности. Находкинский МТП системно занимается вопросами экологии и явно нацелен внедрить все наилучшие доступные технологии, чтобы максимально снизить объем образования угольной пыли. Уровень модернизации Находкинского МТП уже сейчас соответствует требованиям наилучших доступных технологий, предусмотренных в справочнике НДТ», — заявил Александр Закондырин.
По его словам, сейчас главная задача — найти комплекс мер по экологически безопасной технологии перевалки угля и сделать их государственным стандартом, обязательным для исполнения всеми стивидорными компаниями России. «При этом нужны различные требования стандарта для разных портов — универсальных и специализированных. Кроме того, в стандарте нужна обязательная градация портов — до одного миллиона тонн, до десяти миллионов и свыше десяти. В зависимости от мощности порта необходимы и различные требования к оснащенности. Например, стандарт порта свыше десяти миллионов тонн можно писать с Находкинского МТП», — заключил эксперт.
Источник:
Источник: Альянс Зеленых - Народная Партия
Обсудить новость на Форуме